Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(8) Евгения Юрьевна Кривченко,

учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Информационно-экономический лицей»
г. Новосибирска

Классный час «Письма юных новосибирцев на фронт как источник изучения повседневности»

Итоги и уроки Великой Отечественной войны многогранны. Тема великого подвига народа-победителя безгранична, она найдет отражение в торжествах, посвященных 75-летию Новосибирской области. Эта юбилейная дата обязывает нас не только назвать наши достижения, имена выдающихся земляков, но и еще раз сверить курс с тем интеллектуальным потенциалом, который был создан в предшествующие десятилетия. Я думаю, что педагогическое сообщество хорошо понимает, какие «вызовы времени» стоят перед каждым учителем. Сложные периоды истории, потребовавшие консолидации народа, особого напряжения его духовных и физических сил, всегда будут под пристальным вниманием всех, кому дорога Отчизна, кто думает о будущем своей Родины. Над историей Великой Отечественной войны работают профессиональные историки, издаются воспоминания ветеранов. Важно воспитать у молодого поколения гражданские чувства. Вырастить наших детей честными, мужественными людьми можно только на примерах жизни настоящих героев Отечества, людей выдающихся, ярких. Ветераны Великой Отечественной, труженики тыла – именно такие люди. Основой классного часа являются письма юных новосибирцев на фронт, которые хранятся в семейных архивах, в Государственном архиве Новосибирской области.

Предполагаемые результаты: возможна организация исследовательской работы, ведь свидетелей трудового подвига новосибирцев в годы войны, их непосредственных участников можно привлечь в учебную и внеклассную деятельность. Поколение тружеников тыла – это прабабушки и прадедушки современных ребят, во время войны они были школьниками. Классный час подводит учащихся к необходимости заняться исследовательской работой «Есть ли в нашем семейном архиве письма?».

Цели классного часа:

1. Способствовать формированию региональной идентичности через обращение ребят к истории своей семьи, исследованиям: «Есть ли в нашем семейном архиве письма?».

2. Вызвать у школьников уважительное отношение к подвигу тружеников тыла.

3. Активизировать деятельность учащихся через организацию групповой работы.

Аудитория проведения: 8 класс МАОУ ИЭЛ, кабинет истории. 

Оборудование: письма новосибирцев на фронт (Приложение № 1, 2, 3, 4) 

Ход классного часа

Классный руководитель: Сегодня мы с вами будем изучать письма не только как источник личного происхождения, а как исторический источник, который помогает изучать повседневность. История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Сформировалось во второй половине XX века в процессе становления "новой истории". В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения т.д. подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался в истории преимущественно «безымянным» и «молчаливым».

Ребята, у вас было задание:

Группа № 1. Как работала почта в годы войны? Как выглядели письма на фронт и с фронта?

Группа № 2. Провести в лицее исследование «Есть ли в нашем семейном архиве письма»?

Группа № 3. Найти в семейных архивах, Интернете письма наших земляков, ваших сверстников  на фронт.

Давайте начнём работу. Начать мне хотелось бы со стихотворения о значении письма на фронт.

 

Письмо на фронт

Дрожит рука, выводит буквы,
В очередном письме на фронт.
Бежит слеза, впиваясь в губы,
Вопрос один - Когда придет?
В письме коротенькие строки,
Но роль огромная у них -
Души и сердца это вздохи,
Ее чувств яростный порыв.
Ложа все мысли на бумагу,
Напишет слабенькой рукой
"В бою не знай, родимый, страха,
Но, вот домой вернись живой"
Закончит, в треугольник сложит
Прижмет к себе в последний раз
Напишет адрес, в ящик спустит,
Пойдет, смахнув слезу из глаз…

Группа № 1. Мы расскажем вам о солдатских письмах и работе почты в годы войны. 

В годы Великой отечественной войны основная переписка велась между родными на фронте и в тылу. Ежемесячно в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем! С момента их написания прошло почти 70 лет. Это коротенькие весточки с фронта на пожелтевшей бумаге, на которой выцветшими фиолетовыми чернилами или карандашом были написаны пожелания родным здоровья. В этих посланиях чувствовалась вера в скорую победу над фашистами.

У этих писем необычная форма – треугольная. На них отсутствуют почтовые марки. На лицевой стороне написан почтовый адрес, а на обратной – четкая печать: «Просмотрено военной цензурой». Воинские части в различных странах мира имеют полевые почтовые номера, но их полное название, род войск, место расположения и другие подробности, как в мирное время, так и во время войны не разглашаются и являются военной тайной. Письма от гражданского населения, из тыла или из других воинских частей посылаются исключительно на полевой почтовый номер части. Согласно принятой в бывшем СССР системе адресования отправлений полевой почты, в адресной строке делалась сокращенная запись в виде «в/ч ххххх-«буква», где «в/ч» означало «войсковая часть» уровня полка (бригады) либо отдельного батальона с последующим пятизначным цифровым кодом данной части.

В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. Непосредственно в частях были созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями. Очень важно было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Для этого была создана военная цензура. На почтовое отправление ставился штамп «Проверено военной цензурой». Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда – в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда – на военно-почтовую базу армии, далее они попадали в действующие части в руки адресатов. Пересылка простых фронтовых отправлений осуществлялась бесплатно.

Группа № 2. Мы провели в лицее исследование «Есть ли в нашем семейном архиве письма»? Было опрошено 264 человека нашего лицея. Вот его результаты:

у 81 % семей – не имеют писем, не хранят их;

у 75 % семей переписка ведётся в электронном виде, эсэмэсками;

у 12 % семей хранится переписка, в том числе и времен Великой Отечественной войны. Мы даже не надеялись, что найдём ребят, в семейных архивах которых хранятся письма времен войны. Это ученики старших классов.

Какие письма вам удалось найти, кроме тех, которые у каждой группы я подготовила для анализа из фондов Государственного архива Новосибирской области?

Группа № 3. Мы нашли в Интернете письма учащихся новосибирских школ № 51 и № 10. Они были отправлены в газету «Советская Сибирь». Вот они:

«Я, пионерка 5 класса 51 новосибирской школы Куценко Людмила, накопила 32 рублей 50 копеек и вношу их в фонд обороны нашей прекрасной Родины. Прошу принять эти деньги и призываю всех ребят последовать моему примеру для того, чтобы делать столько самолетов, танков и снарядов, сколько нужно для полного уничтожения кровавой собаки – Гитлера». («Письмо юной патриотки», июль 1942 год)

«Пионеры 10 школы сейчас заняты одним делом. Уже несколько дней они готовят посылки с подарками бойцам действующей армии. Каждый хочет послать такую вещь, которая понравится бойцу. Галя Гришина, Ида Левина, Рада Шляпникова и другие девочки из 1 звена решили послать вышитые ими платки. Подарком от Илюши Франкфурта и Юрия Турищева будет бритвенный прибор. Другие пионеры посылают зубные щетки, пасту, полотенца, носки, мыло, одеколон, папиросы. Гена Логинов и Юра Зиневич отбирают из своих библиотечек книги».

Эти письма поразили нас своей искренностью, ответственностью, ведь детям в годы войны пришлось наравне с взрослыми бороться за Победу. Нам было бы интересно узнать, что стало с этими детьми в наши дни?

(в ходе дискуссии идет обмен мнениями)

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие сведения о повседневной жизни ваших сверстников в годы войны мы можем узнать?

( идет групповая работа, готовится аргументированный ответ)

Ответы ребят: 1. Дети продолжали ходить в школу, но теперь они не только учатся, но и помогают взрослым в поле, на заводах, участвуют в сборе лекарственных трав, моха.

2. Наши сверстники вкладывали личные сбережения на создание самолётов, танков.

3. Ожидание вестей с фронта сплачивало ребят.

Результаты классного часа: Мы познакомились с письмами юных новосибирцев на фронт, выяснили, что военное детство, было насыщено своими радостями и проблемами, что дети как часть советского народа, не оставались в стороне от борьбы с фашизмом. Письмо – источник личного происхождения, в который автор вкладывал частичку соей души. Письма юных новосибирцев, да и, наверное, вообще детей военной поры отличаются серьёзностью, желанием быть полезными.

Литература:

1. В.А.Исупов, И.С. Кузнецов «История Сибири», «Инфолио – пресс», Новосибирск, 2000 год.

2. под ред. А.П. Окладникова «Трудящиеся Сибири – фронту», Новосибирск, 1975 год.

3. К.Е. Лейбова, О.М. Хлытина «Устные исторические источники на школьных уроках истории», Новосибирск, 2011 год.

4. под ред. В.А. Зверева «Родные голоса. Сибирь, 20 век», Новосибирск, 2008 год.

5. Мультимедиа хрестоматия «Военное детство 1941-1945», из фондов Государственного архива Новосибирской области, 2010 год

6. Город Новосибирск и Новосибирская область в Великой Отечественной       войне1941-1945 гг.     http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/1464-10.html

7. Речь Губернатора НСО на торжественном собрании, посвященном 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне http://vyurchenko.ru/news/view/617

8. Официальный сайт НСО, статистика о вкладе НСО в годы войны   http://zsnso.ru/543/ 

9. Специальный проект газеты «Советская Сибирь» к 75-летию НСО http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=art&ye=2012&id=2592

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 548)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года в Ново-Николаевской женской гимназии П.А. Смирновой
2. Классный час, посвященный 75-летию образования Новосибирской области
3. Викторина «75 лет Новосибирской области»
4. Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста через реализацию воспитательной программы «Я. Ты. Мы. Вы. Они»
5. Семья и гимназия: сотрудничество определяет новые содержательные формы и виды деятельности
6. Любовь к малой Родине (из опыта краеведческой работы)
7. Классный час «Письма юных новосибирцев на фронт как источник изучения повседневности»
8. Выбирать будущее страны нашим детям
9. Деятельность школьной правовой газеты «Вестница правды»
10. Маленький островок в океане жизни
11. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Чтобы помнили: жизнь и творчество В.М. Шукшина»
12. К предстоящему Дню всех Святых… Праздник для детей!
13. Сценарий праздника для 1 класса «Давайте познакомимся»
14. Методическая разработка родительского собрания в 6 классе
«Внимание, подросток!»

15. Сценарий игровой программы «До свидания, первый класс»