Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(5) Татьяна Владимировна Авдеева,

учитель истории первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Деятельность школьной правовой газеты «Вестница правды»

После демонтажа советской системы прошло не так много лет. И в этот короткий период кардинально поменялись ценностные ориентиры, жизненные приоритеты. Происходили разрушение и деформация традиционных моральных и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому на данном этапе ключевую роль в укреплении социальной солидарности, духовно-нравственном оздоровлении общества, отводится образованию. Тем более, что ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Духовно-нравственное развитие личности осуществляется в процессе социализации, то есть вхождения в социальную среду посредством установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.  Неотъемлемым направлением социализации является формирование правовой культуры личности. С учетом специфики правосубъектности несовершеннолетних школьного возраста, их правовую культуру можно определить как разновидность правовой культуры общества, представляющую собой меру освоения и практического использования школьниками, как социально-демографической группой, правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности путем правового образования и воспитания. Таким образом, перспективы развития правовой культуры общества непосредственно зависят от состояния организации правового образования и воспитания молодежи на современном этапе.

Правовая культура школьников включает в себя не только сферу познания (знаниевый компонент), но и реальное поведение и деятельность в сфере права (практический, деятельностный компонент). Существенным недостатком, часто встречающимся в практике воспитания, является неучет такого момента, как необходимость при обучении детей моральным знаниям исходить прежде всего из их собственного опыта, создавая при этом условия для «упражнения» в поведении, соответствующей определенной норе, качеству. Для ликвидации разрыва между моральными знаниями и моральным поведением необходимо, научить применять знания на практике, т.е. соответствующим формам нравственного поведения; побуждать ставить перед собой нравственные вопросы и находить на них ответы.научить распознавать нравственное содержание различных поступков.

  Благодаря целенаправленной образовательной и воспитательной деятельности несовершеннолетние начинают понимать суть правовых ценностей, усваивают необходимые для их возраста предписания юридических норм, приобретают умения и навыки правомерного поведения, в результате чего происходит становление их правовой компетентности.  Поэтому, была выбрана форма работы, сочетающая в себе знаниевый и деятельностный компонент в виде редакционно-издательской деятельности – выпуск школьной правовой газеты «Вестница правды».

Являясь частью гражданского общества, обучающиеся находятся в определенной медиасреде, о влиянии которой ведутся споры. Как и какую информацию черпают подростки, каким образом она сказывается на их развитии.  Поэтому важно научить детей выбирать информацию, подавать её.    Выбор издательско-редакционной деятельности был сделан потому, что журналистика выполняет в обществе определенные функции: коммуникативную, идеалогическую, культуроформирующую. Журналистика помогает сформировать такие качества социально и гражданско-компетентной личности, как принципиальность, беспристрастность, толерантность, коммуникабельность.

Цель программы «Школьная правовая газета «Вестница правды»: внедрение в систему сознания обучающихся правовых ценностей через общественно-практическую (редакционно-издательскую) деятельность.

Задачи:

  • повысить правовую грамотность и правовую культуру гимназистов;
  • активизировать гражданскую позицию;
  • сократить разрыв между нравственными, правовыми знаниями и практикой;
  • включить гимназистов в процессы, направленные на развитие гражданского общества, демократии в правовом государстве;
  • сформировать гражданские, правовые, социальные, коммуникативные компетенции;
  • развить мыслительные умения и навыки, умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, работы с книгой и другими источниками информации.

Направления программы.

  1. Право и мораль.
  2. Культура речи.
  3. Компьютерная грамотность.
  4. Азы журналистики.

Структура газеты «Вестница правды» включает в себя следующие рубрики:

  1. Государственные праздники РФ.
  2. Знаменательные исторические даты.
  3. Размышляем о…
  4. Закон и порядок.
  5. Правовой ликбез.
  6. История права.
  7. Право и мораль.
  8. Социологическая служба.
  9. Правовой, исторический словарь.

Периодичность занятий – 1 раз в 2 недели.

Год основания газеты –  2011. Периодичность изданий: 1раз в четверть, 4 номера в год. Тираж: 150 экземпляров, формат А4, объём 4, 8, 12 страниц, цветная, верстается в программе MS Publisher. Отвечают за  выпуск газеты два редактора (старшеклассника): один  руководит планированием номера, сбором материалов, корректурой; другой  руководит техническими вопросами, т. е. версткой, макетированием, оформлением и тиражированием.

Особенностью газеты является авторский коллектив, в который входят е только редакторы, юнкоры, но и все гимназисты, изучающие предмет право. Лучшие эссе, сочинения, сообщения публикуются на страницах газеты. Объявляются конкурсы на написание статей.

Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование программы.

Тема занятий

Содержание

1. Организационное занятие: введение в программу.

Теоретическая часть. Ознакомление ребят с направлениями школьной газеты.

Практическая часть. Стиль газеты. Распределение должностей среди юнкоров. Ознакомление с программой Publisher.

2. Возникновение журналистики. Детская пресса.

Т/ч. Краткая история журналистики. Понятие «детская пресса». Периодические издания для детей в дореволюционной России, СССР, современные детские СМИ. Издания нашей гимназии.

П/ч. Планирование номера. Обсуждение вопросов для соц.опроса.

3. Периодические издания нашего города

 

Т/ч. Знакомство с историей городских газет. Классификация СМИ.

П/ч. Написание, подбор статей, редактирование собранного материала.

4. Газетно-журнальные жанры

Т/ч. Принципы деления на жанры.

Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, опрос.

Аналитические: комментарий, обозрение, рецензия.

Публицистические жанры.

П/ч. Верстка и дизайн выпуска (выбор макета).Набор готового материала.

5. Стилистика лексических средств языка

Т/ч. Лексическое значение слов; изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; градация, антитеза; происхождение русской лексики.  Словари: русского языка, юридический и др.

П/ч. Планирование номера: обсуждение тем, распределение полос. Технология обработки текстовой информации.

6. Информация

Т/ч. Основные черты информации. Типы информации. Формы подачи информации. Правила построения информации. Особенности правовой информационной среды.

П/ч. Написание, подбор статей, редактирование собранного материала.

7. Заметка

Т/ч. Основные черты заметки. Типы заметок.

П/ч. Заголовки и фотоиллюстрации.

8. Стилистические средства словообразования  и морфологии

Т/ч. Соблюдение словообразовательных норм русского литературного языка; предупреждение ошибок в употреблении рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, личных форм глаголов; выбор стилистических вариантов различных грамматических форм.

П/ч. . Верстка и дизайн выпуска (выбор макета).Набор готового материала.

 

9. Интервью

Т/ч. Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Вопросы.

П/ч. Разработать план интервью: выбор темы, собеседника, сбор информации.

10. Технология обработки графической информации

Т/ч. Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.

П/ч. Планирование номера.

11. СМИ правовой тематики

Обзор и анализ специфики правовых изданий.

12. Стилистические средства синтаксиса

Т/ч. Порядок слов в предложении; устранение ошибок в согласовании, в употреблении причастных и деепричастных оборотов; функции сравнительных оборотов; стилистическое употребление однородных членов предложения; стилистика простого и сложного предложений.

П/ч. Написание, подбор статей, редактирование собранного материала.

13. Качества необходимые журналисту

Т/ч. Доктрина информационной безопасности. Качества журналиста.

П/ч. Работа с черновым материалом. Подбор иллюстраций, макета.

14. Основные этические требования

Т/ч.

П/ч. . Верстка и дизайн выпуска (выбор макета).Набор готового материала.

 

Деятельность правовой газеты помогает оптимизировать и обогащать социокультурную, духовно-нравственную атмосферу гимназии через формирование гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободам человека. С большим познавательным интересом гимназисты стали относится к праздникам, разыскивая материал по их истории. Огромный интерес вызывают избирательные кампании. Материалы на эту тему публикуют в разделах: «размышляем о…», правовой ликбез, история права. Особый интерес вызвала среди гимназистов социологическая служба газеты. Гимназисты не только ведут опрос и обрабатывают данные, но и самостоятельно составляют анкеты на злободневные темы. По итогам опроса готовится статья, восполняющая выявленные пробелы правовых знаний. Таким образом, деятельность правовой газеты помогает оптимизировать и обогащать социокультурную, духовно-нравственную атмосферу гимназии через формирование гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободам человека.

Приложение 1. Газета «Вестница правды», выпуск № 3

Приложение 2. Газета «Вестница правды», выпуск № 4

Приложение 3. Газета «Вестница правды», выпуск № 5

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 33)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года в Ново-Николаевской женской гимназии П.А. Смирновой
2. Классный час, посвященный 75-летию образования Новосибирской области
3. Викторина «75 лет Новосибирской области»
4. Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста через реализацию воспитательной программы «Я. Ты. Мы. Вы. Они»
5. Семья и гимназия: сотрудничество определяет новые содержательные формы и виды деятельности
6. Любовь к малой Родине (из опыта краеведческой работы)
7. Классный час «Письма юных новосибирцев на фронт как источник изучения повседневности»
8. Выбирать будущее страны нашим детям
9. Деятельность школьной правовой газеты «Вестница правды»
10. Маленький островок в океане жизни
11. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Чтобы помнили: жизнь и творчество В.М. Шукшина»
12. К предстоящему Дню всех Святых… Праздник для детей!
13. Сценарий праздника для 1 класса «Давайте познакомимся»
14. Методическая разработка родительского собрания в 6 классе
«Внимание, подросток!»

15. Сценарий игровой программы «До свидания, первый класс»