Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Чтобы помнили: жизнь и творчество В.М. Шукшина»

Цель: использовать возможности внеклассной воспитательной работы для знакомства с жизнью и творчеством В.М. Шукшина.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с биографией и окружением писателя.

2. Воспитание чувства долга, сострадания к ближнему на примере героев произведений В.М. Шукшина.

3. Пропаганда творчества писателя среди молодёжи.

Актуальность: знакомство учащихся с творчеством В. М. Шукшина в школе носит эпизодический характер. Изучаются отдельные произведения, личность же писателя оказывается вне сферы внимания школьников.

Прогнозируемый результат мероприятия:

Решая поставленные задачи, а именн, знакомство с биографией и творчеством В.М. Шукшина, развитие таких качеств, как доброта, взаимоуважение, любовь к родному краю, данное мероприятие будет способствовать развитию читательского и зрительского интереса школьников к творческому наследию Шукшина, а также может служить в качестве пропедевтического для последующего знакомства учащихся с творчеством Шукшина на уроках литературы.

Оборудование: медиапрезентация «Жизнь и творчество В.М. Шукшина».

Оформление доски:

Запись темы внеклассного мероприятия и эпиграфа к нему.

Коллаж из фотографий на листе ватмана.

Выставка книг о Шукшине и написанных В.М. Шукшиным.

План:

Биографические сведения.

Проблематика произведений В.М. Шукшина.

Шукшин – актёр, режиссёр и сценарист.

Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина в селе Сростки Алтайского края.

У выставки книг В.М. Шукшина.

 

Ход мероприятия

 

ЭПИГРАФ: Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований.  Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве.  Василию Шукшину было дано такое счастье.

П. Проскурин

Вступительное слово учителя (классного руководителя). Имя Василия Макаровича Шукшина и сейчас, через 38 лет после его смерти, хорошо известно всем. Томик его прозы можно встретить в каждой семейной библиотеке. Ежегодно на родине писателя проводятся Шукшинские чтения, где встречаются его почитатели. Регулярно в разных издательствах выходят сборники рассказов, по телевидению показывают «Живет такой парень», «Печки-лавочки», конечно, «Калину красную»... Но за многословием потерялся, отошел на второй план главный вопрос: почему ушел так рано? Ведь 45 лет – совсем не возраст для сибирского мужика, который вопреки сплетням никогда особенно не «злоупотреблял», жизнь любил и жить, творить хотел? Ведь писал же он сам: «Силы, силы уходят. Не думал, что это когда-нибудь произойдет со мной. Ужасно грустно. В башке полно замыслов». Известно, что врач, производивший вскрытие, после смерти Шукшина, 2 октября 1974 года, сказал, что у него сердце 80-летнего старика.

1. Биографические сведения (Рассказ сопровождается слайдовой презентацией)

Ведущий 1. Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909-17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке – Куксина. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости. Сестра – Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 – 10 июля 2005). 

В 1943 Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки и поступает в Бийский автомобильный техникум. Учится там два с половиной года, однако техникум не заканчивает. Вместо этого в 1945 идёт работать в колхоз в селе Сростки. Но и в колхозе работает он недолго: в 1946 Шукшин покидает родное село. В 1947-1949 году Шукшин работает слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

Ведущий 2. В 1949 году Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот. Сперва он матрос на Балтийском флоте, потом радист на Черноморском. В 1953 году его демобилизуют с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, и он возвращается в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдает экстерном экзамен на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Идёт работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма). В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде – изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

Ведущий 3. Первая книга Шукшина – «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начинает работать режиссёром на киностудии имени М. Горького. Снимает по своему сценарию фильм «Живёт такой парень». Фильм вышел на экран в 1964 году и сразу же привлёк внимание зрителей и критики.

В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. 1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы «Энергичные люди» режиссёром Товстоноговым.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину», на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.

Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. Именем Шукшина названы улица и Театр Драмы в Барнауле. А с 1976 года на его родине в селе Сростки проводятся Шукшинские чтения.

2. Проблематика произведений В.М. Шукшина

Учитель (классный руководитель). Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои – шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила.

Герои книг и фильмов Шукшина – это люди российской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Один из его первых героев, Пашка Колокольников («Живёт такой парень») – деревенский шофёр, в жизни которого «есть место для подвига». Некоторых из его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»). Другие персонажи прошли тяжёлое испытание заключением (Егор Прокудин, «Калина красная»).

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание российской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нем зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»), (Учащиеся показывают инсценировки отрывков из рассказов «Дядя Ермолай» и «Сельские жители»).

3. Шукшин – актёр, режиссёр и сценарист (Презентация с видеофрагментами из фильмов с участием В.М. Шукшина)

Ведущий 1. Давайте вспомним ещё одну яркую страницу биографии В. М. Шукшина – его замечательные режиссёрские работы. Его фильмы «Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная» живут своей самостоятельной жизнью. Их показывают на телевидении по случаю юбилейных дат, киноманы покупают на видеокассетах и дисках.

Вопросы к участникам мероприятия (дискуссия): 

1. Какие из перечисленных фильмов вы видели?

2. Какой фильм и почему понравился вам?

3. Как бы вы оценили актёрскую игру Шукшина?

Ведущий 2. Самый первый фильм Шукшина и поныне смотрится с большим интересом. Причём зритель воспринимает картину «Живёт такой парень» не как повествование о «днях минувших», не как «один из лучших советских фильмов начала шестидесятых годов», а как очень и очень необходимый сегодня фильм, ибо утверждает он, как одно из самых необходимых человеческих качеств, доброту. Грош цена всему остальному в человеке, если он не щедр сердцем, не «распахнут» навстречу людям, не готов в любую минуту прийти к ним на помощь.

Ученик. В своих произведениях Шукшин-художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но такие силы и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть «Калина Красная», о которой я хочу рассказать. (Берёт в руки книгу с выставки) Написана она в 1974 г. Сюжет повести прост. Освобождается от тюрьмы вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе… (следует краткая информация о фильме).

4. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина в селе Сростки Алтайского края (Информация с сайта http://www.museum.ru/M1639)

ЧТЕЦ:
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя. 
Стародавнее это сёло.
Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьет в берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.

(Демонстрируются изображения мемориального музея. На фоне видеоряда – рассказ ученика).

Ученик. Музейный комплекс включает три здания: Дом-музей матери М. С. Шукшиной (Куксиной) – мемориально-бытовая экспозиция – дом куплен в 1965 г. В. М. Шукшиным на первый крупный гонорар за роман «Любавины», где и был первоначально открыт музей в 1978 г.

Главное здание (бывшая строткинская школа, построенная в 1928 г. по типовому проекту) отреставрировано и передано музею в 1989 г. Здесь представлена историко-литературная экспозиция «Жизнь и творчество В.М.Шукшина».

Дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина. В настоящее время ведётся музеефикация объекта, открыта мемориальная выставка «Далёкие зимние вечера».

 

Памятные даты и ежегодные мероприятия, проводимые музеем:

– дата основания – 01.09.1977;

– дата открытия – 25.07.1978;

– 18 мая – День музеев;

– 30 октября – День памяти жертв политических репрессий;

– 2 октября – День памяти В. М. Шукшина;

– 17 января – День памяти М. С. Шукшиной (Куксиной).

 

5. У выставки книг Василия Макаровича

 

Учитель. Василий Макарович оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна. По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы «Конец Любавиных», «Живёт такой парень», «Печки-лавочки» и др. В некоторых из них Шукшин снимался сам. (Ученик выступает с краткой аннотацией  книг, представленных на выставке). 

Закрытие мероприятия

Ведущий 3. Широкое признание, которое получили произведения писателя и его фильмы, интерес к личности и судьбе Шукшина и обусловлены в первую очередь редким единством жизни и творческой практики, тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев.

В его искусстве так причудливо переплелась жизнь самого художника и сознаний его фантазии, что и не разобрать, кто там взывает к человечности – писатель Шукшин или персонаж.

Если и можно быть на кого-то похожим, то только на себя, утверждает постоянно Шукшин... что бы ни делал он: писал рассказы, играл, – он всегда оставался самим собой.

 

Использованная литература:

1. Благов Д. К 70-летию со дня рождения Василия Шукшина. Петербург: утраченная любовь? несбывшаяся мечта? ненайденная родина Шукшина? – Невское время. – № 136(2018), 23 июля 1999.

2. Горн В. Василий Шукшин. – Барнаул, 1990.

3. Гришаев В. Люди и судьбы. – Барнаул, 1998.

4. Сигов. В. К. Большой роман В. М. Шукшина. – Литература в школе.– № 5, 1999.

5. Чернов Ф. Радость и тревога бытия. – Литература в школе, № 5, 1999.

6. Шукшин В. Рассказы. – Барнаул, 1989.

7. Интернет-ресурсы:

Алёхина Г. А. Разработка урока на тему «Растревоженная душа. Самобытность творчества и личности В. М. Шукшина. – http://festival.1september.ru/

Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина. –www.museum.ru/M1639

Сергеева Н. В. Урок-презентация «Творчество Василия Макаровича Шукшина». – http://www.uroki.net

Шукшин, Василий Макарович. Википедия. Свободная энциклопедия. – http://www.vikipedia.ru         

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года в Ново-Николаевской женской гимназии П.А. Смирновой
2. Классный час, посвященный 75-летию образования Новосибирской области
3. Викторина «75 лет Новосибирской области»
4. Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста через реализацию воспитательной программы «Я. Ты. Мы. Вы. Они»
5. Семья и гимназия: сотрудничество определяет новые содержательные формы и виды деятельности
6. Любовь к малой Родине (из опыта краеведческой работы)
7. Классный час «Письма юных новосибирцев на фронт как источник изучения повседневности»
8. Выбирать будущее страны нашим детям
9. Деятельность школьной правовой газеты «Вестница правды»
10. Маленький островок в океане жизни
11. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Чтобы помнили: жизнь и творчество В.М. Шукшина»
12. К предстоящему Дню всех Святых… Праздник для детей!
13. Сценарий праздника для 1 класса «Давайте познакомимся»
14. Методическая разработка родительского собрания в 6 классе
«Внимание, подросток!»

15. Сценарий игровой программы «До свидания, первый класс»