Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Возможность заниматься любимым делом должна быть у каждого ребенка»

Считает директор МБОУ ДОД Центра внешкольной работы «Пашинский», председатель комиссии по градостроительству Совета депутатов города Новосибирска Вячеслав Викторович Илюхин.

Центру внешкольной работы «Пашинский» в этом году исполнилось десять лет. За это время он доказал, что это – эффективный, перспективный центр, который занимается любимым делом. Его авторитет и популярность растут год от года и давно уже пересекли границы микрорайона Пашино. Более трех тысяч детей самого разного возраста с удовольствием занимаются здесь бальными танцами, различными видами спорта, фитнесом, художественным и прикладным творчеством, английским языком. Каждый может найти в центре что-то свое. С детьми работают более 150 опытных педагогов. В случае необходимости всегда готова прийти на помощь психологическая служба центра.

Занятия проводятся по самым разным направлениям: художественному, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, техническому, военно-патриотическому.

В чем секрет успеха этого центра, какие цели и задачи стоят сегодня перед дополнительным образованием, чем отличается внеурочная деятельность от дополнительного образования, мы решили выяснить у директора Центра внешкольной работы «Пашинский» Вячеслава Викторовича Илюхина.

 – Что такое дополнительное образование? Зачем оно нужно детям?

– У каждого ребенка есть склонности к тому или иному занятию. Это может быть какой-то вид спорта, театр, музыка и т.д. Кто-то тяготеет к моделированию, кто-то к танцам, кто-то к пению. Поэтому возможность заниматься любимым делом должна быть у каждого ребенка, каждый должен найти себя в каком-то виде деятельности.

В жизни нашего государства был сложный период, когда дополнительное образование перестало играть свою воспитательную роль. Мы не смогли донести детям, что такое хорошо и что такое плохо. В итоге получили поколение, которое употребляло наркотики, страдало алкоголизмом. Это случилось, может быть, потому, что не было патриотического воспитания, не было достойных примеров для подражания.

Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону не только в Пашино, но и во всем городе. Удивительно, но стали популярны русские народные танцы, даже среди мальчиков. Ребята с уважением относятся к другим детям, которые ездят на соревнования, конкурсы, фестивали в разные страны. Я считаю, что на этом нельзя останавливаться. У нас было много ненужной пропаганды, полное отсутствие цензуры, искажалась роль нашего государства в Великой Отечественной войне. Поэтому сегодня мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию школьников. В нашем центре проходят тематические вечера, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с воинами-афганцами.

В настоящее время Центр внешкольной работы «Пашинский» охватывает порядка 60-70% детей в жилом районе Пашино. У нас есть несколько филиалов в школах Калининского района. Я убежден – дополнительное образование просто необходимо детям.

– Какие цели и задачи ставите перед собой? Что для вас важнее: воспитание или образование?

– Я думаю, важнее воспитание. Впереди у ребенка самостоятельная жизнь, к которой его нужно подготовить. Школьные знания необходимы, но дополнительное образование дает дополнительные навыки, которые пригодятся в будущем. Например, спорт человека закаляет. Не обязательно ребенок станет известным спортсменом, ими становятся единицы. Но многие спортсмены, которые занимались, допустим, борьбой, сейчас успешно работают в бизнесе. Это такой вид спорта, который научит человека добиваться поставленной цели. Сюда же относятся и другие виды спорта: бокс, лыжные гонки и т.д.

– Есть ли разница между системой дополнительного образования, которая была раньше, и современной? Появились ли какие-то новшества?

– Я помню, в каком состоянии принимал культурно-спортивный центр «Пашинский». Когда я стал директором, там занималось всего 384 человека. Мы очень долго наводили порядок. В культурно-спортивном центре было всего два подразделения и лыжная база. Сегодня многое изменилось. Лыжная база активно развивается, мы сделали новую освещаемую 3-километровую трассу. На улице Флотской у нас появилось подразделение «Парус». Пашино – специфичный район, он разбит на несколько микрорайонов: «Искра», «Гвардейский», «Флотский» и между ними маленький «Пошивочный». Наша мечта – организовать на «Пошивочной» отделение нашего Центра, но там пока нет подходящего помещения. Было бы очень хорошо разместиться в здании бывшего кинотеатра, но переговоры с собственником пока ни к чему не привели.

На улице Флотской, частично на бюджетные деньги, частично на деньги спонсоров, мы отремонтировали заброшенный детский садик, и сейчас там находится подразделение «Парус», которое вполне успешно работает.

– В чем секрет успеха? Ведь Центр внешкольной работы «Пашинский» всего за десять лет стал очень популярен в Новосибирске.

– Никакого секрета нет, просто мы активно работаем. В центре очень хорошие педагоги. А я, как руководитель, стараюсь создать для них комфортные условия, чтобы они могли спокойно работать с детьми.

– Чем больше всего хотят заниматься ваши воспитанники? Какое направление самое востребованное?

– В прошлом году в центре внешкольной работы «Пашинский» насчитывалось три тысячи сто ребятишек. Они занимаются по всем направлениям. У нас очень хорошо развит спорт. Недавно открыли детский оздоровительный фитнес-клуб «Радуга-Фит». Он пользуется большой популярностью среди детей. Кстати, занятия там бесплатные. Это первый детский фитнес-клуб в городе. В нем занимаются дети с самого раннего возраста. Например, они отрабатывают координацию движений. Результаты уже есть. Те ребята, которые прозанимались в клубе полгода, сильно отличаются от тех детей, которые только что пришли. Чем раньше они начнут тренироваться (4-5 лет), тем быстрее будут двигаться вперед.

Мы открыли зал бокса. Этот вид спорта становится популярнее год от года. На базе нашего центра проходит несколько городских и областных мероприятий по боксу. Например, стало доброй традицией, проводить ежегодно в центре внешкольной работы «Пашинский» областной турнир по боксу. Те ребята, которые выигрывают наш турнир, идут дальше на региональный уровень, а затем и на чемпионат России. В прошлом году у нас с первыми местами не получилось, но надеемся на победу в декабре этого года. Ребята постарше (16-17 лет) ездят на турнир памяти В. Богульского. В «Пашинском» есть несколько кандидатов в мастера спорта по боксу. И это неудивительно, ведь у нас очень хорошие тренеры.

– Развиваете ли техническое направление? Сейчас модно возрождать КЮТы, с детства прививать любовь к инженерным профессиям.

– В Пашино есть КЮТ, но он не имеет к нам отношения. Что касается технического направления, то у нас работает судомодельный кружок, на базе подразделения «Парус». В последнее время дети стали с интересом туда приходить. Техническое творчество может развиваться только при хорошем финансировании. Необходимы помещения, которые соответствуют требованиям СЭС, то есть проблема заключается в необходимости развития материально-технической базы технического направления.

– Каков социальный заказ родителей? Какие занятия они выбирают для своих детей?

– Когда к нам приводят маленьких детей, здесь, в основном, присутствует желание родителей. А когда ребенок подрастает, он сам выбирает, чем ему заниматься. Однажды заслуженный тренер России по биатлону Ю.Н. Камкин пожаловался мне: «Открыли столько кружков и секций, что у нас стало заниматься меньше народу». Это очень хорошо, что есть из чего выбирать, ребята идут туда, где им нравится заниматься.

Если раньше было ограниченное количество секций, то все, в основном, выбирали дзюдо. В последнее время появились карате-киокушинкай, бокс, рукопашный бой. Традиционными видами спорта Пашино считаются лыжи, дзюдо, художественная гимнастика, бадминтон. Наши дети часто ездят на спортивные соревнования и занимают там призовые места.

В центре «Пашинский» ребята ходят в тренажерный зал, на оздоровительную гимнастику. У нас есть коррекционные группы, где занимаются дети с повреждениями спины. Когда они, прозанимавшись 3-4 года, выступают перед какими-нибудь соревнованиями с танцами, никто не скажет, что это коррекционная группа.

На базе нашего центра действуют уже завоевавшие большую популярность творческие коллективы: ансамбль народного танца «Зоренька», балет «Калина», ансамбль танца «Снегири». Ребята с удовольствием там танцуют и постоянно занимают призовые места не только в нашей стране, но и на различных фестивалях за рубежом.

Соревновательный дух обязательно нужен во всех видах деятельности. У нас регулярно проходят праздничные мероприятия, организуются концерты. На них ребята с удовольствием демонстрируют свои таланты, показывают, чему они научились. Но для этого требуются деньги. К сожалению, тех денег, которые выделяет бюджет, недостаточно. Чтобы выработать у детей соревновательный дух, мы придумали в свое время конкурс «Свежий ветер» для детей второго года обучения. Сколько пройдет времени, пока дети достигнут таких высот, чтобы показать свои результаты на региональном или всероссийском уровне. На этом же конкурсе ребята могут блеснуть своими талантами уже на втором году обучения. Соревновательный дух должен присутствовать и в танцах, и в спорте, и в живописи.

– У вас занимается больше детей младшего или старшего возраста?

– Занимаются дети всех возрастов: от 3 до 18 лет. Некоторые наши выпускники пришли к нам работать уже в качестве преподавателей. Конечно, детей младшего возраста приходит заниматься больше, но потом некоторые из них выбирают что-то другое, а оставшиеся продолжают заниматься дальше.

В центре «Пашинский» есть школы раннего развития «Пчелка» и «Юнга». Более 150 самых юных воспитанников получают знания об окружающем мире, развивают речь и мелкую моторику, постигают азы математики, рисуют, занимаются детским фитнесом, английским языком и музыкой. Правда, места у нас маловато, нам бы еще какое-нибудь помещение получить.

У нас есть желание построить небольшую ледовую арену, чтобы дети могли заниматься хоккеем. В Пашино развит хоккей, но летом приходится играть в футбол, потому что нет искусственного льда. Эти планы мы бы давно осуществили, уже и земля отведена, и все согласования получили, и проект заказан в департаменте архитектуры и градостроительства, но Пашино – запретный район до 2014 года, там пока ничего строить нельзя.

Нам очень нужно открыть свое отделение на «Пошивочной». Но детей из этого района мы и сейчас не забываем, наши педагоги проводят занятия на базе СОШ № 46 (танцевальные, оздоровительные объединения, декоративно-прикладное творчество). Рядом со школой мы сделали спортивную площадку, правда, она только летняя. Такую же площадку оборудовали на улице Флотской. Сейчас идут споры за передачу Дома культуры Российской армии. Надеемся, что военные передадут его нам, там сейчас уже работают наши педагоги.

– При новых образовательных стандартах выделяется 10 часов на внеурочную деятельность. Имеете ли вы право реализовывать программы внеурочной деятельности в школах?

– Безусловно, имеем. Наше учреждение имеет право работать по основным направлениям дополнительного образования, совпадающими с направлениями внеурочной деятельности, обозначенными в новых образовательных стандартах. Уже много лет педагоги нашего учреждения организуют дополнительное образование на базах разных школ. Мы сотрудничаем с такими школами как 34, 46, 105, 184, 151, Лицеем № 81 и другими. Около 50 % численности наших воспитанников занимаются на базах школ. Учитывая проблемы школ, связанные с реализацией внеурочной деятельности по ФГОСам, надеемся на ещё большее укрепление нашего сотрудничества.

– Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это одно и то же или это разные понятия?

– Конечно, эти два понятия очень схожи. Мне думается, что то, чем занимаемся мы – это серьёзное дополнительное образование, то есть комплекс занятий и воспитательных мероприятий, направленных на развитие важнейших компетенций детей, их творческого развития, дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения.

– Если школы обратятся к вам за помощью, вы будете с ними сотрудничать?

– Мы не боимся работы, лишь бы дети были заняты. Чем больше детей занято, тем лучше. Например, в микрорайоне «Гвардейский» у нас есть даже школа юного корреспондента, там оборудовали студию, и дети сами записывают свои передачи на кабельном телевидении, все это происходит на базе Лицея № 81.

– Некоторые ученые говорят, что при новых образовательных стандартах может быть реализован «лукавый сценарий», когда школы, не имея возможности предоставлять внеурочную деятельность, будут заставлять детей ходить в центры дополнительного образования и станут засчитывать им эти занятия как внеурочные. Вы готовы к такому развитию сценария?

– Интересно, как школы будут заставлять детей получать дополнительное образование? Все должно быть добровольно. Почему у нас дети так любят педагогов дополнительного образования? Потому что, если педагог не понравился, ребенок не пойдет к нему на занятия. А в школе – нравится, не нравится учитель, будешь ходить. У нас дети очень тепло относятся к своим педагогам. Правда, и педагоги в центре внешкольной работы «Пашинский» – квалифицированные, талантливые, неравнодушные к судьбе своих воспитанников. И дети отвечают им взаимностью.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)