Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Сергей Иванович Тютюнник,
педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Информашка» «Центра внешкольной работы «Пашинский» г. Новосибирска

Детское телевидение: интересно и полезно!

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами трехлетним опытом работы по организации выпусков телепередач межшкольной детской телевизионной программы.

Общаясь с детьми, мы часто видим, что, зачастую, они не интересуются историей Отчизны, не знают народных традиций, не видят разницы между добром и злом. Нравственные изменения, произошедшие с нашим обществом, оказывают на них негативное влияние. Как воспитывать их, чем наполнить их душу, чтобы они смогли противостоять агрессии и безнравственности, отличать добро от зла? Важную роль в этом играет направленность телевизионных программ.

Трудно переоценить значение видео и телевидения в современном мире. Мы буквально окружены зрачками видеокамер и прямоугольниками мониторов, число владельцев домашнего видео и видеосистем растет пропорционально снижению цен на постоянно совершенствуемую видеоаппаратуру.

Стоит лишь внимательно проанализировать ценностные приоритеты молодежи, как сразу станет понятным, что телевидение сегодня с успехом может объединить мальчишек и девчонок на созидательный творческий поиск. Возможности видео сегодня могут стать базой и полигоном педагогики сотрудничества для моделирования общественных и межличностных отношений в условиях, максимально приближенных к действительности. Детский видеоцентр, выпускающий видео- и телепродукцию для сверстников – благоприятнейшая среда социализации современного «заброшенного» ребенка.

В каком виде творчества столь ярко и убедительно звучат во весь голос нравственная позиция, где столь зримыми могут быть идеалы? Область творчества в жанре видео обеспечивает высокую многопрофильность при теснейшем взаимодействии всех участников творческого процесса, так что всякий сможет найти дело и по душе, и по способностям.

В последующем, снимая самостоятельно свои видеоработы, у автора всегда есть возможность заявить о них на фестивалях непрофессионального кино и получить компетентную оценку своего творчества.

Первый опыт работы детской телестудии был связан с Лицеем № 81. Сначала у меня было только огромное желание организовать выпуск «доброй» детской телепередачи и небольшой личный опыт видеосъёмки и монтажа видеосюжетов.

В октябре 2009 года впервые по телевизору, установленному в рекреации нашего лицея, и по местному кабельному каналу вышли в эфир первые выпуски тележурнала старшеклассников «Перемена» и младших классов «Информашки». В течение года мы, делая упор на старшеклассников, увлекающихся видеосъёмкой и имеющих своё оборудование, наладили регулярные выпуски тележурналов.

Появились первые выводы и первый опыт:

– стало понятно, что небольшая группа учеников-универсалов (сам – режиссер, оператор, монтажёр) с большим трудом справляется с наполнением сюжетами регулярных выпусков телепередач. Более продуктивно получалось, если воспитанники детской телестудии собирают и готовят телепередачу к выходу в эфир непосредственно в студии, а видеосъёмку мероприятий «на выезде» проводят сами участники этих событий;

– как оказалось, старшеклассники, несмотря на их заинтересованность, с неохотой принимали участие в производстве телепередач. Они предпочитают больше времени уделять тем общеобразовательным предметам, которые включены в ЕГЭ. Самыми заинтересованными и наилучшими помощниками оказались ребята 2-7 классов и их классные руководители. Проводимые ими мероприятия и отснятые фото-видео-материалы заслуживают всяческих похвал;

– возникла необходимость в обучении ребят, желающих принимать участие в выпуске телепередач, основам создания телевизионных сюжетов;

– всё более острым становился вопрос об укомплектовании студии своим оборудованием.

Именно в это период началось сотрудничество с Центром внешкольной работы «Пашинский». Совместными усилиями администраций центра и лицея № 81 объединение было укомплектовано самым необходимым оборудованием.

В настоящий момент объединение «Информашка» является объединением дополнительного образования детей «Центра внешкольной работы «Пашинский», функционирующим на базе Лицея № 81.

16 января 2010 года впервые вышла в эфир первая передача детской студии телевидения Центра внешкольной работы «Пашинский» «Школьные годы». Её корреспондентами стали педагоги и учащиеся школ микрорайона Пашино.

Целью обучения ребят в творческом объединении «Информашка» стало создание условий для формирования их информационной и телекоммуникационной компетенции через творческую и познавательную деятельность в детском объединении по тележурналистике.

Владеть культурой обращения с бытовой видеоаппаратурой, пожалуй, также необходимо, как и владеть культурой речи, культурой поведения и т.д. Получить начальные системные навыки этой культуры призывает и обеспечивает данная программа.

Задачами обучения являются:

– познакомить обучающихся с видами видеопродукции, её функциональными, структурными и технологическими особенностями;

– сформировать навыки элементарного проектирования и создания телепродукта;

– обучить детей основам работы оператора, монтажёра, звукорежиссера;

– сформировать умения и практические навыки работы с видеокамерой, современным видео и звукомонтажным оборудованием, в том числе с компьютерными программами для обработки звука и видео;

– выработать навык свободного поведения на сцене и в кадре;

– развить способность к активному сотрудничеству;

– воспитать уверенность в возможности раскрытия своих творческих задатков не только в условиях детского творческого объединения.

Программа рассчитана на три учебных года, в течение которого воспитанники объединения знакомятся теоретически и практически с основами профессии: «Оператор-режиссер авторского видео».

Видеосъёмку мы выполняем бытовыми видеокамерами miniDV с дополнительным широкоформатным объективом. Съёмочная площадка студии укомплектована синим и зеленым хромакеями, светоотражающими экранами и звукопоглощающими завесами. Она освещается дополнительными светильниками прожекторного типа с энергосберегающими лампами одинакового спектра свечения и одной и той же мощности. Для проектирования и создания видеосюжетов используем школьные ноутбуки – классмейты, с установленным пакетом программ лицензионного программного обеспечения Windows. Если воспитанник «вырастает» из этих программ, то вопрос приобретения и установки на свой домашний компьютер более сложных видеоредакторов ему помогают решить родители, а педагог проводит консультации по работе в них.

В первый год обучения в объединение приглашались ученики 2-3 классов с углубленным обучением информатики, родители которых изъявили желание, чтобы их дети овладели культурой обращения с бытовой видеоаппаратурой, получили начальные системные навыки домашней видеографии. Опыт первого года показал, что обучение необходимо проводить не только по основам работы в редакторах изображений Picture Manager и редакторе видео Movie Maker, но и основным знаниям о составе компьютера, основам работы в текстовых редакторах Word и «Блокнот», графическом редакторе Paint, работе в других компьютерных программах, используемых для производства видеопродукта.

Для того чтобы выработать у воспитанников навыки видео-оператора и привыкнуть к работе на публике, стали проводить видеосъёмку различных публичных мероприятий, проходящих на территории нашего микрорайона. Начинали с общешкольных мероприятий. После приобретения небольшого опыта, стали проводить видеосъёмки спектаклей, концертов, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, проводимых в микрорайоне Пашино. 

При наполнении выпусков передач в основном используются просветительские и познавательные видеосюжеты, информационные видеоматериалы широкого назначения, развлекательные видеозаписи, видеодоклады и видеопрезентации различных тематик, в том числе патриотической ориентации.

В телепередачах периодически освещаются рубрики:

– исторические справки о праздниках;

– поздравления к праздникам;

– «Понемногу обо всем или солянка новостей»;

– «Кто сеет разумное, доброе, вечное» – о наших учителях;

– «Правовая страничка» рассказывает о «Декларации о правах ребенка», правилах дорожного движения, правилах поведения на улице и т.д.;

– «Путешествие по родному краю» рассказывает о городе Новосибирске, его истории, о его более чем 20 музеях;

– видеозаписи праздничных мероприятий, фольклорных праздников, спектаклей, концертов, спортивных соревнований, проводимых в ЦВР «Пашинский»;

– показ видеороликов наших учеников и их родителей;

– «Скучать не приходится» – рассказы о внешкольных увлечениях школьников нашего микрорайона: их занятиях в спортивных секциях, хореографических студиях, танцевальных коллективах, туристско-краеведческих объединениях и т.д.

Вот так и работает объединение учащихся, которое осуществляет подготовку и выпуск детских информационно-познавательных, просвещающих и военно-патриотических телепередач. Действует программа, по которой проводится обучение школьников видеосъёмке, работе в видеоредакторах, обучению основам создания фильмов, обеспечивается их участие в различных конкурсах и кинофестивалях. Проводится трансляция видеосюжетов по локальной сети школ, телевидению и в интернете.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 64)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела