Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(2) Юлия Евгеньевна Власенко,
педагог-психолог первой квалификационной категории МКС(К)ОУ С(К)ОШ № 37 I,II вида г. Новосибирска

Использование педагогом-психологом электронных презентаций во внеурочной работе с пятиклассниками

Работа педагога-психолога в специальной коррекционной школе имеет несколько направлений. Однако основной целью всей деятельности психолога, так же как и всего коллектива учителей, является работа по адаптации ребенка к обучению к школе. В том числе адаптация первоклассников и адаптация пятиклассников при переходе из начальной ступени обучения в среднее звено. В нашей школе для профилактики школьной дезадаптации пятиклассников мы проводим внеклассное тренинговое занятие «Легко ли быть пятиклассником», разработанное О.В. Расуловой и адаптированное нами. Чтобы внеклассное занятие было более наглядным и доступным для понимания детям с нарушенным слухом, мы с детьми сделали презентацию для этого занятия. В подготовке к презентации принимала участие и воспитатель пятиклассников: она собирала фотографии учащихся за время их обучения с 1 по 4 класс. Проведение этого внеклассного занятия позволяет детям сплотиться, поближе познакомиться друг с другом. Включенная в канву внеклассного занятия компьютерная презентация делает занятие более интересным и понятным для детей с нарушениями слуха, помогает учителю лучше донести и информацию до детей и облегчает понимание. Кроме того, владение учителем такими современными средствами обучения, как компьютерные презентации, повышает престиж педагога в среде подростков, помогает найти с ними общий язык.

На внеклассном мероприятии дети проявили интерес к необычной для них форме занятия (можно сидеть не за партами, а в кругу, общаться неформально). В начале дети не знали как себя вести, смущались, но потом включились в работу, «оттаяли». Подвижные игры приветствия и разминки всегда нравятся подросткам, понравились они и нашим детям. Бурную реакцию вызвало рассматривание фотографий с различных мероприятий, в которых они принимали участие в начальной школе. Воспоминания о красочных театральных и спортивных мероприятиях будили у детей теплые чувства, напоминали о счастливых и успешных моментах их жизни. Мальчик С., который не слишком популярен в классе, увидел свою фотографию, где он участвовал в спортивных соревнованиях и завоевал медаль, с гордостью показывал эту фотографию детям и психолог поддержала его и обратила внимание одноклассников на его успех, что именно для этого ребенка являлось важным, повышало его самооценку. В основной части занятия анкетирование «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?» позволило ребятам оценить свое эмоциональное состояние, определить круг проблем в отношениях с одноклассниками и учителями, определить, какую помощь они хотели бы получать от родителей. Обсуждение вопросов анкеты велось в устной форме, каждый по очереди высказывал свое мнение, что помогло детям увидеть, что они не одиноки в своих проблемах.

Анкетирование «Мои чувства в школе» было проиллюстрировано в презентации наглядными изображениями эмоций в виде смайлов, что понравилось детям и облегчило им выбор ответов, а также помогло психологу и педагогам увидеть, как дети чувствуют себя в стенах школы, класса (примеры работ 1, 2).

Ребята также поработали над тем, насколько они удовлетворены школьной жизнью и заполнили  «Портрет пятиклассника», где описывали свои любимые занятия, свои цели в жизни. Для многих из них такая работа была впервые. Они задумались о том, кем и какими по характеру они хотят стать (развитие навыков рефлексии), а ведь это важный вопрос в жизни любого человека, отвечать на который приходится всю жизнь, и чем раньше подросток задаст себе этот вопрос, тем больше у него шансов стать достойным членом общества. Хочу ли я учиться? Чем люблю заниматься? Что у меня хорошо получается делать? Эти вопросы помогут началу профессионального самоопределения. Рефлексия необходима каждому человеку.

В заключении основной части тренинга учащимся предлагалось выполнить упражнение «Я верю в себя и свои силы». Психолог читает утверждения и просит детей оценить их. Если утверждение верно, то дети поднимают большой палец вверх, если утверждение не подходит, палец опускают вниз. Такая форма ответов необычна, нравится подросткам, вызывает оживление, улыбки, потому что соответствует их возрастным потребностям в неформальном общении, а значит и ответы детей носят искренний и достоверный характер. Сами же утверждения выстроены в позитивном, жизнеутверждающем ключе, соглашаясь с ними, дети настраиваются на положительное восприятие себя и своей жизни, школы.

В результате занятия психолог получила возможность лучше понять проблемы конкретных детей. Детям занятие помогло глубже осознать свои чувства, понять себя, поработать со своими тревогами и страхами, получить поддержку психолога, повысить самооценку, настроиться на позитивное восприятие своей жизни, веру в свои силы.

Использование ИКТ не ограничивается применением электронных презентаций. В продолжение начатой работы с пятиклассниками мы провели психологическую акцию «День матери» (разработка Н. Фесенко, Н. Олейко), в которой использовали возможности компьютерной графики – программу Paint. На тренинге мы увидели, что в отношениях ребят с родителями ребятам хотелось бы получать больше внимания. В силу современной занятости родителей работой, домашними делами, отношения с детьми занимают все меньше времени и часто носят формальный характер. Мы решили привлечь внимание родителей к этой проблеме необычным путем. Мы решили провести акцию. Она включает в себя беседу с детьми о значении матери в жизни каждого человека. Дальше дети составили письмо (заполнили готовый бланк), в котором высказали все теплые и благодарственные слова своим мамам (1,2,3). Психолог составила общее письмо, а дети красиво оформили его на бланке в электронном виде с помощью программы Paint. Каждый ребенок получил возможность подарить своей маме в День матери слова благодарности на красиво оформленной открытке, сделанной собственными руками. Еще мы вместе с детьми составили коллаж, посвященный этому празднику, и повесили его в классе.

Проведенная акция и тренинговое занятие понравились детям. Они еще долгое время после тренинга приходили в кабинет или, встречая меня в коридоре, спрашивали, когда еще у них будет такое занятие, а девочка, не присутствовавшая на внеклассном занятии, посвященном «Дню матери», в конце учебного года подошла и попросила, чтобы ей тоже дали такую открытку для мамы, как у всех. Внеклассное занятие в форме психологической акции, на мой взгляд, способствует развитию нравственных качеств у учащихся, налаживанию более теплых, внимательных и любящих отношений друг к другу в семье.

Внеурочная работа психолога с учащимися пятого класса направлена на психологическую поддержку учащихся, развитие их нравственных качеств, а электронные презентации и другие способы применения ИКТ повышают мотивацию учащихся к участию во внеклассных мероприятиях.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела