Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Татьяна Николаевна Охотина,
учитель математики первой квалификационной категории МКС(К)ОУ С(К)ОШ № 37 I,II вида г. Новосибирска

Использование ИКТ при внеклассной работе по математике

Ни для кого не секрет, что использование ИКТ облегчает работу учителя. Детям с нарушениями слуха трудно даётся понимание многих слов, определений математической науки, процессов, описываемых в задачах. Использование технологий ИКТ позволяет смоделировать процесс, «показать» картинку действия, смысл математического определения. Мой опыт подтверждает эффективность использования этого приёма, у учащихся расширяется словарь, появляется математическое толкование определенных слов и ассоциативных связей между ними. Кроме того, я широко применяю электронное тестирование, которое позволяет мне быстро получить результаты усвоения той или иной темы и выявить круг заданий, наиболее трудных для учащихся. Тест осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся. Но, к сожалению, с помощью тестирования можно проверить не все задания, и темп выполнения заданий определяется особенностями личности ребёнка, мобильностью его нервной системы.

Большое внимание я уделяю внеклассной работе по математике. На занятии не всегда можно использовать интересные формы работы из-за жёстких рамок урока, разного уровня подготовки учащихся, поэтому я стараюсь разнообразить изучение математики разными приёмами работы. Традиционно в нашей школе проводятся недели математики. Последние два года недели посвящаются определённой тематике. В 2010-2011 году темой недели «25-летие Аварии на Чернобыльской АЭС». Новейшие ИКТ технологии позволили создать эффект присутствия на самой аварии, на территории отчуждения, увидеть причину возникновения проблемы. Сухие математические данные приобрели эмоциональную окраску, позволили повысить мотивацию к дальнейшей деятельности. Преподаватели методического объединения математиков и физиков составили математические задания, используя факты ядерного взрыва и его последствия. Ребята, опираясь на последствия Чернобыльской аварии, пытались предсказать последствия Ядерной аварии на «Фукусиме» в Японии, случившейся в 2011 году. Ребята в рамках недели математики посетили Новосибирский Центр Атомной энергетики, где побывали на виртуальной экскурсии, посвящённой мирному использованию ядерной энергии. В 2011-2012 году темой недели стала «Математика в профессиях». Учителя подготовили и предоставили информацию о том, как используются математические знания в различных профессиях. Ребята, работая с информацией из Интернета, прогнозировали свою будущую профессию и подбирали математические знания необходимые для её реализации. Итогом этой работы стал реализованный проект «Математика в профессии» 11 класса, который был представлен на Межрегиональной олимпиаде по математике и информатике в 2012 году в городе Куйбышеве. Метод проектов я использую и на уроке. Но большую работу при подготовки и реализации проекта учащиеся проводят самостоятельно во внеурочное время. Готовый проект оформляется в виде презентации и защищается. Данный вид работы формирует ИКТ компетенцию ребят.

Традиционно проводятся олимпиады в старших классах. Учащимся предлагаю разноуровневые задания. В 5-7 классах я провожу мероприятия развлекательного характера: соревнования, инсценировки.

Я и учителя математики готовят и реализуют проекты по различным темам математического курса. Проекты требуют большой подготовительной работы. Ученику с недостатками слуха трудно работать с источниками информации. Сначала в его словарь вводятся необходимые слова, затем я добиваюсь понимания понятий и определений, затем определяю с учеником где и при каких обстоятельствах используются данные знания в практической жизни ученика. На теме «Смешанные числа» мы совместно с учителем параллельного класса Чугуновой Л.Л. решили составлять задачи с учащимися. Задачи наиболее трудны для наших детей. Так как в летние каникулы многие ребята посещали зоопарк и готовили свои творческие отчёты по другим предметам, то содержанием мы взяли тему «Зоопарк». Предполагалось самостоятельная работа с источниками ИКТ. К найденным загадкам, пословицам, ребусам и нарисованным рисункам каждый ученик шестого класса составлял задачи и задания. Ребёнок выбирал себе вид животного, искал и изучал о нём информацию и на основе этой информации формулировал задачу. Затем задача решалась всеми ребятами, составлялась модель и сравнивалась с содержанием текста, исправлялась или переформулировалась (при необходимости). При работе над данным проектом ребятам приходилось договариваться, распределять задания между собой, т.е. совершенствовать коммуникативную компетенцию. В итоге мы выпустили книжку, используя ИКТ, о Новосибирском зоопарке.

Опыт показал, что подобная работа мотивирует учащихся к изучению математики, совершенствует воображение, абстрактное представление о процессах, обогащает их словарь. В дальнейшем предполагаю продолжать использование ИКТ на уроке и во вне урочной деятельности, совершенствовать свои знания в новинках ИКТ и применять их в своей работе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела