Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Марина Эдуардовна Усольцева,
Отличник народного просвещения, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 4 Центрального района г. Новосибирска

Интерактивная игра как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников средствами ИКТ

В стандартах второго поколения в разделе «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» на первом месте стоит: «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России…» П.10. 1) ФГОС НОО, с.8. Что же такое «гражданская идентичность»? В «Национальной социологической энциклопедии» А. А. Грицанова и В. Л. Абушенко даётся следующее определение: «Гражданская идентичность – 1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл; 2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности – со стороны индивида и со стороны общности».

Согласно этому определению младший школьник должен знать и понимать, что он гражданин своей страны – России, любить свою Родину, формировать чувство общности с другими людьми, развивать чувство собственного достоинства, справедливости, милосердия и чётко понимать, как поступить в каждом конкретном случае.

Что же поможет учителю в формировании всех этих качеств личности? Для младшего школьника любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к родному краю, к родному городу. А чтобы любить свой город, нужно знать его историю и гордиться его жителями. Большую помощь в воспитании гражданственности и патриотизма оказывают средства ИКТ. Демонстрация и обсуждение фильмов по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей, выполнение тематических презентаций и творческих проектов, знакомство с фотоархивами, заочные путешествия, выпуск информационных листков и журналов, участие в оформлении мероприятий – всё это поможет в воспитании гражданина.

ИКТ дают широкий простор для творчества учителя. Так, мною в союзе со школьным библиотекарем Л. В. Ивановой было создано несколько игр для младших школьников по истории Новосибирска. Одна из них – «Своя игра «Мой Новосибирск родной!», выполненная в Smart notebook.

«Своя игра». На игровом поле четыре сектора – «Знаменитые люди Новосибирска», «Исторические здания Новосибирска», «Новосибирск в числах», «Улицы расскажут». В каждом секторе по пять вопросов различной стоимости – от 10 до 50 баллов (в зависимости от сложности вопроса). Каждая команда или игрок выбирает сектор и вопрос, жеребьёвка определяет, кто начинает. Далее вопрос выбирает правильно ответившая команда или игрок. Кто набрал наибольшее количество, тот победитель.

Для перехода на страницу вопроса (после выбора сектора и стоимости) нужно передвинуть нижнюю панель клавиши на цифру и нажать освободившуюся нижнюю часть. На странице открывается текст вопроса. Слева расположен секундомер, который установлен на определённое время, исходя из степени сложности вопроса. Время может быть изменено в зависимости от уровня подготовки учащихся. Справа находится стрелка-указатель, нажав которую открывается ответ.

После этого, для того чтобы вернуться в режим игрового поля, нужно на странице ответа нажать справа значок «Языки пламени».

Став участником «Своей игры», юные жители Новосибирска узнают интересные факты об истории развития, достопримечательностях, знаменитых людях города; станут больше любить свою малую родину и бережнее относиться ко всему окружающему.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела