Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Борис Петрович Черник,
главный эксперт Всероссийских заочных конкурсов под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, профессор

Развития связующая нить

Профессиональные конкурсы в образовании в настоящее время становятся субъектом и необходимым компонентом образовательной деятельности, и сейчас уже можно говорить об этой трансформации как о насущной задаче и начавшемся процессе. Не случайно их включают в осмысление практики развития образования, а «конкурсные ориентиры» четко просматриваются в планировании и оценке результатов работы. Значимость профессиональных конкурсов особенно проявляется в контексте возрастающей потребности в раскрытии творческого потенциала личности, что имеет исключительное значение, как отмечает в своих исследованиях академик В.П. Казначеев, и для здоровья человека, и для здоровья нации.

Важно отметить, что конкурсы, находясь в русле проблемы разработки средств развития, естественно вписываются в общую схему концепции развития образования В.С. Лазарева, связывающей развитие не с реализацией (пусть даже успешной) дискретных реформаторских программ, а с непрерывным инновационным процессом. Эта концепция может быть реализована только в случае расширения рамок институциональной организации образования, одним из «кирпичиков» которой, бесспорно, стали конкурсы. Они логизированы и с проблемой расширения экспертной деятельности в образовании, диверсификации ее форм, и с проблемой неформального повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

В данном контексте представляется принципиально важной рефлексия возможностей использовать профессиональные конкурсы для актуализации и активизации инновационной деятельности, а также широкое вовлечение в конкурсный процесс на основе сопряжения образовательной и конкурсной практик всех, кому близки проблемы развития образования.

Наиболее демократичным, на наш взгляд, является заочный формат профессиональных конкурсов, который позволяет без особых сложностей переправить в Оргкомитет материал-номинант не только из крупных городов, но и из российской глубинки. Тем более что представлять его можно и в электронной версии, что в эпоху Интернета существенно упрощает дело. Именно поэтому так широка бывает «география участников» таких конкурсов.

Этим в немалой степени руководствовались организаторы Всероссийских заочных конкурсов под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Опыт организации и практика их проведения, их масштабы и «география участников» со всей убедительностью показали, что эти конкурсы стали своеобразным индикаторов интересов и приоритетов в образовании, важным стимулом и продуктивным мотивом к развитию образовательных учреждений и саморазвитию педагогов. Мотивационная основа участия в этих конкурсах связана с потребностью в достижениях, со стремлением быть первопричиной прогрессивных изменений в образовательной практике, формирования новой системы приоритетов, целей, эталонов, норм. 

По-нашему мнению, можно выделить три основных типа конкурсантов:

– симпатизирующий характеристикам конкурса, составу и решениям жюри, победителям и лауреатам, влиянию наград;

– скептический, отличающийся сомнениями в инновационном потенциале конкурса, компетентности экспертов жюри, надежности экспертизы, в возможностях продуктивно использовать конкурсные награды;

– институциональный, характеризующийся полностью сформированной потребностью участия в конкурсах, абсолютно признающий конкурсную политику и действия, связанные с развитием конкурса.

В настоящее время возрастает актуальность поиска оснований и критериев оценки результатов сопряжения образовательной и конкурсной практик, когда конкурсы всегда в поле зрения педагогов: о них размышляют, их включают в свои планы, к ним готовятся, в них участвуют, подводят итоги и, наконец, обдумывают участие в новом конкурсе. Целостное представление об успешной, продуктивно-насыщенной конкурсной деятельности в образовании, ее креативно-педагогическом потенциале, о развитии конкурсной культуры (обоснование ее функций, критериев, уровней проявления) служат предпосылкой для последующего  изучения тенденций, принципов и условий формирования этого социокультурного феномена.

Значимость самого процесса осмысления, переоценки и систематизации накопленного опыта, подготовки материала к «конкурсной кондиции» связана со многими факторами. В частности, и с переживаемым конкурсантом чувством интеллектуально прекрасного, приобщения к социально значимому. Видение рождающейся в этом процессе ценности стимулирует появление изменений в его взглядах, ориентирах, поведении и, как следствие, уверенности в собственных силах, способностях и возможностях. Часто работники управленческих структур образования именно это обстоятельство – эту инициирующую роль конкурсов, а также трансформацию от адаптивного и репродуктивного уровней проявления конкурсной культуры к эвристическому и креативному – считают основным результатом участия в них, хотя никто не умаляет, конечно, и значение конкурсных наград (особенно в процедурах аттестации и аккредитации, формирования контингента обучаемых, определения стоимости образовательных услуг). Впрочем, здесь речь может идти не только о руководителях собственно  образовательных учреждений, так как  в связи с «размыванием институциональных границ образования», сегодня обучением, воспитанием и развитием подрастающего поколения (а также всех, кто в этом нуждается!), часто занимаются учреждения и организации, казалось бы, совсем далекие от решения подобных задач.

В настоящее время под эгидой  Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры проводится шесть заочных конкурсов:

– РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

– МИР МОЛОДОСТИ молодежных социально значимых инициатив, начинаний и опыта;

– ПАТРИОТ РОССИИ инновационных идей и опыта патриотического воспитания детей и молодежи;

– УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ… посвящается российскому учителю;

– ПРИЗВАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ оригинальных замыслов, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, воспитания, развития и социализации детей в современном ДОУ;

– УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС руководителей образовательных систем.

РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ. Без преувеличения, это самый популярный из всех отмеченных выше конкурсов. По-видимому, это связано с тем, что работники дошкольных образовательных учреждений – основные участники конкурса не столь широко привлекались к конкурсной деятельности как, например, школьные учителя или работники системы дополнительного образования детей.

Организаторами конкурса являются Институт педагогических исследований одаренности детей РАО (Новосибирск), Дом учителя (Барнаул), Центр непрерывного бизнес-образования (Новосибирск). Конкурс проводится при поддержке Главного Управления образования мэрии Новосибирска. Председатель жюри конкурса – академик РАО А.А. Никитин.

Конкурс был объявлен в конце 2008 года. Он сразу же уверенно подтвердил свой всероссийский статус: только в течение первого года на награды претендовало более восьмисот конкурсных материалов.  К настоящему времени сформировано уже 8 групп номинантов, которые представили 3121 конкурсную работу.

Золотыми медалями награждены 347 конкурсантов, серебряными – 663, дипломами – 1395, специальными призами Института педагогических исследований одаренности детей РАО – 8, Гран-при – 1. Сертификаты получили 716 участников конкурса.

Как отмечает академик В.П. Казначеев, «для ребенка важно развитие в первые три года». При этом на первое место выдвигается «не только и не столько физическое здоровье, что само собой важно и ответственно, но и формирование мировоззренческого фона, того экрана, который будет наполняться знаниями о внешнем мире, о себе. Они будут накладываться как палитра на предварительно загрунтованное художником полотно».

Это, в частности, актуализирует вопросы повышения качества всех направлений и аспектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Поэтому так необходимо выявление, селекция и распространение всего прогрессивного и перспективного в работе воспитателей и педагогов с детьми дошкольного возраста, в формировании эффективной партнерской кооперации ДОУ, семей воспитанников, научно-педагогического сообщества. По оценке экспертов, заочный конкурс «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ» в немалой степени способствует решению обозначенных задач.

Активными конкурсантами являются не только собственно дошкольные учреждения, но и педагогические колледжи и вузы, школы и учреждения дополнительного образования детей.

Самую высокую оценку экспертов жюри заслужили: Детский сад № 60 «Теремок» из Белово Кемеровской области за электронное методическое пособие «Паспорт здоровья» по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению дошкольников, Детский сад «Белоснежка» (Надым ЯНАО) за проект «Я – патриот», раскрывающий содержание и особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников на основе приобщения к историко-культурному наследию России, ЦРР – детский сад «Медвежонок» (п. Таксимо, Республика Бурятия) за комплект материалов, раскрываюших эффективную практику развития художественного творчества дошкольников, Старицкий колледж из г. Старица Тверской области за программу Школы раннего развития «АБВГДейки», Детский сад № 139 «Облачко» из Тольятти Самарской области за учебно-методическое пособие «Формирование социального опыта дошкольников с задержкой психического развития средствами продуктивной деятельности», Детский сад «Огонек» (р.п. Линево Новосибирской области) за рабочую программу «Я познаю мир взрослых» нравственного воспитания дошкольников, Детский сад № 67 (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан) за оригинальную разработку «Лето со Смешариками» по организации эффективной работы с дошкольниками, Детско-юношеский центр «Приобский» из Бийска Алтайского края за педагогический проект «Развитие у детей культуры речевого общения через элементы риторики», Детский сад № 1 «Улыбка» (п. Солнечный Красноярского края) за разработку и реализацию проекта «Поезд здоровья», Новобурейский детский сад № 5 «Солнышко» (п. Новобурейский Амурской области) за разработку перспективного проекта «Капитошка».

МИР МОЛОДОСТИ. В современном мире важно своевременно выявлять и поддерживать созидательную активность молодежи, создавать стимулы для включения молодых людей в общественные процессы и условия для их успешной социализации и полноценной самореализации, важно формировать и продвигать прогрессивный образ успешного молодого россиянина.

Научно-педагогическому сообществу и старшему поколению необходимо точно почувствовать и воспринять направленность процессов в молодежной среде, их масштабы, интенсивность, увидеть новое для себя поле смыслов.

В этом контексте внушительными возможностями обладает Всероссийский заочный конкурс «Мир молодости». В нем принимают участие специалисты, а также представители молодого поколения, представляющие идеи, начинания, опыт, результаты, эффекты и перспективы успешной социализации и самореализации молодежи, ее прямого вовлечения в решение собственных проблем. Организаторами конкурса являются Томский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт развития образовательных систем РАО (Томск), Дом учителя (Барнаул), Центр непрерывного бизнес-образования (Новосибирск). Конкурс проводится при поддержке Главного Управления образования мэрии Новосибирска, Приморского института переподготовки и повышения квалификации (Владивосток). Председатель жюри конкурса – главный научный сотрудник Института развития образовательных систем РАО доктор философских наук В.Н. Турченко.

К настоящему времени в шести группах номинантов на конкурс представлено 843 работы. Золотыми медалями награждены 115 конкурсантов, серебряными – 164, дипломами – 299. Сертификаты получили 265 участников конкурса.

Неотъемлемым и ведущим направлением в конкурсе «Мир молодости» является проблематика общения в молодежной среде. Так, например, жюри высоко оценило проект формирования навыков межкультурной коммуникации будущих педагогов посредством клубной деятельности (на примере клуба «Диалог культур») Читинского педагогического колледжа.

Однако это отнюдь не исчерпывает приоритетные отношения в рамках конкурса. Так, например, вместе с выделенным направлением четко проступает интерес к вопросам формирования основ патриотизма у детей и молодежи, вырисовывается желание изучать вопросы права и возможности его применения в реальной жизни. В данном контексте можно отметить эффективную модель школьного историко-краеведческого музея «Уголок России – Норский посад» Средней общеобразовательной школы № 17 г. Ярославля.

Молодежь сегодня ищет себя, свое место в жизни. Вместе с тем, для нее сейчас принципиально важно не замкнуться, не потерять ощущение духовной общности с представителями старшего поколения. Такая опасность ослабления духовных связей в системе «учитель – ученик» нарастает в связи с новыми условиями передачи и усвоения информации, где нивелируются межличностные отношения.

Общие представления об успешной самореализации и созидательной активности молодых людей, наконец, совместные конкурсные материалы, безусловно, содействуют развитию духовного партнерства. «Поэтому в рамках конкурса «Мир молодости», – отмечает эксперт жюри, профессор Томского государственного университета Т.А. Костюкова, «у нас появилась еще одно эмоционально-смысловое поле сотрудничества с молодежью, возможность прикоснуться душой и сердцем к ее проблемам, устремлениям и мечтам, а значит, возможность позитивно влиять на нее». Конечно, конкурс – есть конкурс: его соревновательная сущность и здоровое соперничество конкурсантов остается.

Среди материалов-номинантов конкурса выделяются органично ему присущие работы студентов колледжей и вузов, учащихся старших классов школ, лицеев, гимназий. Например, студенческие материалы «Модно быть здоровым» об оригинальном фестивале «флэш-мобов» (разработчики – Молодежный центр Барнаульского строительного колледжа), социально-воспитательный проект «Детская правовая школа» (руководитель проекта – Т.Н. Матвеенко; авторы – студенты Тулунского педагогического колледжа В. Иванченко и Т. Мельниченко), проект «Студенческая социальная лаборатория: от идеи – к технологии» (руководитель проекта – Е.Г. Сырямкина; координатор проекта – Е. Ливенцова; команда проекта – студенты Национального исследовательского Томского государственного университета М. Белоусова, Л. Соколенко, А. Гилев, К. Угольникова, У. Суховерхова), социальный проект Колледжа сервиса из Оренбурга «Здоровье молодых – дело рук самой молодежи» (руководитель проекта – Н.Н. Мыльникова; разработчик – член студенческого кабинета министров М. Балыков), проект «Знай и защищай свои права» (руководители проекта – Ю.Е. Разваляева, Р.Р. Зайнутдинов; авторы – З. Сафарова, А. Денисова, Т. Бирюлина – студенты Кузнецкого колледжа электронной техники).

Однако, справедливости ради, заметим, что их доля, хотя и растет, но все же пока невелика. Здесь еще только ожидается более широкое участие в конкурсе непосредственно самой молодежи, а эксперты жюри будут предельно внимательны к подобным конкурсным работам.

В основном же материалы-номинанты отражали работу с молодежью в разных учебных заведениях, специализированных центрах, объединениях и т. п. Их авторами были педагоги. Огромный фактический материал – вот, что в первую очередь увидели эксперты жюри в этих конкурсных работах. Немало их было представлено на конкурс совместно учащимися и учителями, студентами и преподавателями колледжей и вузов. Например, в числе разработчиков концепции развития воспитательной системы в Славянском-на-Кубани педагогическом институте и социального проекта «Молодежь против насилия» Ставропольского филиала Московского государственного гуманитарного университета были студенты, а проект «Сильные, смелые, ловкие» организации продуктивно-насыщенного досуга и отдыха в микрорайоне (школа № 12 г. Усть-Илимска) разрабатывался при активном участии школьников.

Даже дошкольные учреждения могли стать полноправными участниками этого молодежного конкурса, хотя их воспитанники в молодежную среду вольются много позже. Так Детский сад № 14 (г. Североморск Мурманской области), удивительно точно раскрыв смысл номинации «Молодая семья», представили на конкурс материалы по работе с молодыми родителями, а Детский сад «Руслан» из Нового Уренгоя получил золотую медаль за психолого-педагогическое сопровождение семьи в период ожидания ребенка.

Спектр конкурсных материалов, безусловно, расширили бы городские и региональные комитеты по делам молодежи и молодежной политике. «К конкурсному двору», конечно, пришлись бы и некоторые издательские проекты, например молодежных изданий, пропагандирующих созидательную активность молодежи, здоровый образ жизни или вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, испытывающих трудности с интеграцией в обществе. Здесь стоит вспомнить также об общественных организациях и фондах, например, экологической, патриотической, технической или досуговой направленности деятельности.

Полагаем, в рамки номинации «Протяни руку» естественно бы вписались многие проекты региональных реабилитационных центров или центров социальной помощи семьям и детям, а номинации «Молодая семья» – материалы, отражающие специфику и эффекты работы центров мобильной социальной помощи молодым родителям.

Такие участники Всероссийского заочного конкурса «Мир молодости», бесспорно, добавили бы новых красок в палитру конкурсных материалов и способствовали бы повышению его инновационного потенциала.

ПАТРИОТ РОССИИ. За 4 года проведения этого конкурса жюри рассмотрело 1812 материалов-номинантов почти из всех регионов России, только в 2011-2012 уч. году представлено более 500 работ из Амурской, Архангельской, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Омской,  Оренбургской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областей; Алтайского, Забайкальского, Камчатского Краснодарского, Красноярского, Пермского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского краев; из Республик: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Чувашия; Еврейского Автономного округа, Ханты-Мансийского АО-Югра, Ямало–Ненецкого АО.

В том числе, золотыми медалями награждены 190 конкурсантов, серебряными – 391, дипломами – 711, специальными призами – 10. Сертификаты получили 510 участников конкурса.

Эксперты жюри под председательством доктора педагогических наук профессора А.Д. Лопуха высоко оценили материалы Лицея инновационных технологий (Хабаровск), СОШ № 20 из г. Мурома и Лицея № 17 (Северодвинск Архангельской области), отражающие перспективную практику формирования гражданской позиции и патриотизма. Эффективное использование народных игр, промыслов и фольклора в патриотическом воспитании дошкольников представили Детский сад «Волошка» из г. Ноябрьска ЯНАО, Детский сад № 1 (с. Айкино, Республика Коми) и № 5 «Звездочка» из г. Охи Сахалинской области. Краеведческий аспект звучал в конкурсных работах Прогимназии № 117 из Нижнего Новгорода и Бийского медицинского колледжа. Возможности патриотического воспитания на этнокультурной основе народов России успешно продемонстрировали педагоги из Детского сада № 153 (Иркутск), № 26 из г. Снежинска Челябинской области и СОШ № 1 (г. Белоярский Тюменской области). За актуализацию проблемы приобщения к истокам православной культуры серебряными медалями лауреатов награждены Детский сад № 115 (г. Рыбинск Ярославской области) и Детский сад «Белоснежка» из г. Надыма ЯНАО. Ресурсы музейной педагогики обстоятельно раскрыты в работах Педагогического колледжа № 9 «Арбат» (Москва), СОШ № 14 (Чита) и № 17 (Ярославль). Золотыми медалями отмечены материалы Алтайского кадетского корпуса, связанные с особенностями преподавания математики и физики в подобных учреждениях, а также проект Сибирского кадетского корпуса по организации сверхдальнего шлюпочного похода, посвященного 65-летию Победы в Великой отечественной войне.  Золотой медали удостоена и программа дополнительного образования «Юные разведчики» скаутского клуба ДДТ «Ипатьевская слобода» (Кострома).

Результаты конкурса видятся прежде всего в стимулировании, мотивировании и поощрении эффективной практики патриотического воспитания подрастающего поколения.

УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ. Это, безусловно, наиболее динамично развивающийся конкурс: за три года его существования по предложениям представителей научно-педагогического сообщества в список конкурсных номинаций включено дополнительно четыре специальных номинации, в том числе, «Инклюзивная школа», «Школьная библиотека», «Основы религиозных культур и светской этики» и номинация «Поверь в себя», которая предполагает материалы, раскрывающие специальные подходы, принципы и особенности в работе молодых специалистов-учителей школ, лицеев, гимназий, а также их «первые разработки» по обучению и воспитанию учащихся.

В двенадцати основных и четырех специальных номинациях конкурса достаточно полно отражена специфика работы учителя, классного руководителя и завуча школы, лицея, гимназии, а также особенности работы кадетских школ, женских гимназий, школ экологической, социально-активной, художественно-эстетической, гражданско-патриотической и иной направленности. В поле зрения  работа учителя в классе, внеаудиторная деятельность, организация содержательного досуга, партнерской кооперации с семьями учащихся, учреждениями и организациями, общественностью, средствами массовой информации и т.д. Особо стоит упомянуть о номинации «Корнями дерево сильно», в которую представляются эссе, раскрывающие особенности профессиональной деятельности представителей учительских династий, их вклад в развитие школы, роль в актуализации профессии учителя и росте его авторитета в общественном сознании.

За это время на конкурс было представлено 976 работ. Золотыми медалями награждены 110 конкурсантов, серебряными – 155, дипломами – 440. Сертификатами отмечен 271 участник конкурса.

Эксперты жюри высоко оценили программу спецкурса «Особенности педагогической деятельности с детьми, вовлеченными в эпидемию ВИЧ/СПИДа» Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина (Бийск), комплект материалов по освоению учащимися универсальных способов деятельности на курсах по выбору Гимназии № 29 из Уссурийска Приморского края, долгосрочный социальный проект «Информационно-познавательная газета «Галактический вестник» ЦВР «Галактика» из Новосибирска, программу подготовки лидеров ученического самоуправления и волонтеров «Экология общения» Лицея № 48 им. А.В. Суворова (Краснодар), комплект материалов по организации профильной экологической смены «Мы в ответе за нашу планету!» Центра внешкольной работы «Малая Академия» из Рубцовска Алтайского края, пособие для учителей по экономике «Экономика и МЫ» СОШ № 99 (Новокузнецк), целевую программу «Профессионал» повышения квалификации в образовательном учреждении Гимназия № 56 (г. Санкт-Петербург), комплект материалов «Развивающая библиотерапия в работе школьной библиотеки» Школы-интерната № 22 ОАО «РЖД» (Улан-Удэ), основную образовательную программу начального общего образования «Ступени: от познания к творчеству» СОШ № 5 из п. Айхал Республики Саха (Якутия), комплект материалов «Литература родного края: Книга для учащихся» СОШ № 5 из Искитима Новосибирской области, сборник программно-методических материалов «Развитие и обучение способных и одаренных детей в массовом общеобразовательном учреждении» СОШ № 25 (Томск), модель комплексного занятия «Путешествие по сказке «Питер Пэн» Прогимназии «Идеал» из Саратова, проект «Раздельно-параллельное обучение и воспитание младших школьников» Гимназии № 14 «Университетская» (Новосибирск), программу летней образовательной смены «Интеллект» для одаренных детей СОШ № 1 «Полюс» из Находки Приморского края, кейс-материалы Иркутского педагогического колледжа № 1 по организации воспитательной работы куратора студенческой группы, комплект оригинальных материалов «Литературные вечера» Технического лицея-интерната № 128 (Новосибирск), раскрывающих ресурсы и эффекты приобщения учащихся к богатствам отечественной художественной литературы.

ПРИЗВАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ. Организаторами конкурса являются Институт педагогических исследований одаренности детей РАО (Новосибирск), Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры (Западно-Сибирский филиал МСА), Дом учителя (Барнаул), Центр непрерывного бизнес-образования (Новосибирск). Конкурс проводится при поддержке Главного Управления образования мэрии Новосибирска. Председатель жюри конкурса – академик РАО А.А. Никитин.

К настоящему времени в четырех группах номинантов этого одного из самых востребованных конкурсов представлено 1465 работ. Золотыми медалями награждены 114 конкурсантов, серебряными – 329, дипломами – 708. Сертификаты получили 716 участников конкурса.

В шестнадцати номинациях конкурса весьма полно представлена деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, Так, например, в номинации «Формула успеха» представляются материалы, отражающие систему деятельности, педагогические и организационные технологии, оригинальные и социально-значимые программы, модели,  проекты совершенствования и развития  дошкольного образовательного учреждения; в номинации «Есть идея» – методические рекомендации, пособия, комплекты, сборники  и другие методические разработки, способствующие повышению эффективности  работы воспитателя; в номинации «Давайте познакомимся» результаты исследований и практического опыта разработки перспективных подходов к созданию устойчивой модели адаптации детей в ДОУ; в номинации «Будь, здоров малыш!» – материалы, раскрывающие ресурсы физического развития и оздоровления детей в условиях ДОУ и формирования основ здорового образа жизни воспитанников; в номинации «Все преодолеем» – материалы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию дошкольников, раскрывающие специальные подходы, принципы, особенности и закономерности в работе воспитателей, логопедов, медицинских работников; в номинации «Природа просит доброты» – представляется материалы, раскрывающие содержание, особенности и позитивные результаты формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Актуальность проблематики и высокое качество конкурсных работ выделяют победителей и лауреатов конкурса. Жюри  наградило золотыми медалями МБДОУ «Дюймовочка» (с. Субботино Красноярского края) за разработку перспективной программы по социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; Детский сад № 16 «Золотая рыбка» (п. Прогресс Амурской области) за модифицированную программу «Зернышко здоровья», раскрывающую ресурсы использования экологического аспекта в формировании основ здорового образа жизни в условиях ДОУ; Детский сад № 18 (п. Мурмаши Мурманской области) за сборник рассказов и сказок «Приключения любознательного лисенка» о заповедниках родного края; Детский сад № 9 «Росинка» из Краснокаменска Забайкальского края за программу «Бумажная сказка» дополнительного образования младших дошкольников по бумажной пластике; Детский сад «Золотой петушок» (Новый Уренгой) за проект «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешности речевого развития детей»; МБДОУ № 8 (г. Каменск-Уральский Свердловской области) за творческий проект «Зимние святки»; Детский сад № 81 из Белгорода за комплект материалов, раскрывающих эффективный опыт работы по формированию у дошкольников с разным уровнем развития навыков безопасного поведения на дороге в условиях инклюзивного образования; Детский сад № 14 «Дубравушка» из Оленегорск Мурманской области за комплект материалов, отражающих перспективы осуществления гендерного подхода к физическому воспитанию детей в условиях современного ДОУ; Кафедра коррекционной педагогики и психологии Института детства НГПУ, ЦРР № 300 СО РАН, ДОУ № 477 СО РАН за кейс материалов «Вверх по ступенькам математики» мультисенсорной методики Numikon для старших дошкольников; Иркутский региональный колледж педагогического образования за методическое пособие педагогу-воспитателю «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»; Детский сад № 82 «Сказка» из Норильска за комплексный подход к решению актуальной проблемы физического развития и здоровьесбережения в условиях ДОУ; Детский сад № 62 (Киселевск) за комплект материалов «Коррекция тревожности у дошкольников с нарушением речи и зрения»; ЦРР – детский сад № 109 «Аленушка» из Барнаула за проект, отражающий содержание и особенности гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками 4-7 лет; Детский сад № 20 (г. Батайск Ростовской области) за проект «Маленький патриот большого города»; структурное подразделение «Чебурашка» МБДОУ «Россиянка» (Калуга) за комплект материалов, отражающих опыт реализации международного инновационного проекта «Объединение усилий для создания инклюзивных детских садов».

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС. Сегодня среди множества проблем в сфере управления отечественным образованием одна из важнейших связана с актуализацией и поиском механизмов эффективного вовлечения представителей управленческих структур в процесс активного осмысления путей совершенствования своей работы, систематизации прогрессивного опыта и перспективных находок, механизмов приобщения к инновационной деятельности. Одним из таких механизмов является повышение профессионального статуса и рейтинга руководителей, ориентированных на постоянный поиск новых подходов в управлении, на оптимизацию содержания и технологии, внедрение новых стандартов.

И здесь особую стимулирующую роль может сыграть новый Всероссийский заочный конкурс «Управленческий ресурс» руководителей образовательных систем (первая группа номинантов формируется до 1 февраля 2013 г.).  Эффективный руководитель в развивающемся образовании априори сам должен быть открыт новому, уметь выявить ростки прогрессивного, логизировать и увязать их с общей работой коллектива по обновлению и развитию. Публичное признание значительного личного вклада победителя или лауреата конкурса в развитие образования, формирование и укрепление в общественном сознании его позитивного имиджа – все это, бесспорно, способствует усилению активно-действенного отношения управленцев к рефлексии вопросов совершенствования управления, приобщению к инновационной практике, к саморазвитию, наконец.

Единственный в своем роде конкурс «Управленческий ресурс» имеет всероссийский статус, заочный формат. В нем могут принимать участие руководители и работники управленческих структур образовательных систем институционального (образовательное учреждение), муниципального и регионального уровней.

Организаторами конкурса являются Институт развития образовательных систем РАО (Томск), Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры (Западно-Сибирский филиал), Центр непрерывного бизнес-образования (Новосибирск). Конкурс проводится при поддержке Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Председатель жюри – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В.Я. Синенко (подробности см. на сайте www.centr-bo.ru).

Конкурс нацелен на отражение инициатив, опыта и ресурсов руководителя, работающего в алгоритме гармоничного соединения традиций и новых веяний в управлении. Вид конкурсной работы, ее направление (проблематика), структура, логика и особенности изложения материала могут быть самыми различными.

Организаторы конкурса ожидают, что широко будет представлен опыт руководства развитием образовательных систем, перспективы и эффекты  инновационной практики управления ОУ – концепции (программы) развития, модели и системы управления.

Немало конкурсных преимуществ у материалов-номинантов, раскрывающих содержание и особенности создания организационно-педагогических условий для повышения качества образования. И совсем оригинальными, на наш взгляд, могут оказаться конкурсные работы, отражающие возможности образовательных выставок в саморазвитии педагогов и развитии образования в целом.

Перспективными видятся материалы-номинанты, раскрывающие содержание и особенности реализации программ и проектов, связанных с физическим развитием, сохранением и укреплением здоровья детей и молодежи, формированием здорового образа жизни. Здесь свое слово могли бы сказать и ОУ, и муниципальные системы образования. Не секрет, что проблемы, связанные с представлением всем обучающимся равных возможностей сегодня в отечественном образовании особенно остры. Поэтому представляется интересным опыт управления образовательными учреждениями, работающими в формате инклюзивного образования или имеющими продуктивные находки в этом направлении.

Выявление и поддержка одаренных обучаемых – еще одно важное направление для конкурсантов. Например, система или модель поддержки интеллектуально одаренных учащихся в условиях современного лицея (детского сада, колледжа и др.). Не менее важно в рамках конкурса и разработка форм и методов государственно-общественного управления.

Заслуживает пристального внимания проблематика социального партнерства в образовании: опыт и эффекты реализации. Убеждены, что в российском образовании немало примеров эффективного использования возможностей партнерской кооперации образовательных учреждений с семьей, государственными предприятиями, общественными организациями или коммерческими структурами.

Внедрение креативных форм воспитания подрастающего поколения – еще одно продуктивное конкурсное направление. Здесь, по-видимому, свое веское слово, прежде всего, скажут представители директорского корпуса школ, лицеев, гимназий, колледжей, а также их заместители по воспитательной работе. Впрочем, содержательные и яркие материалы отмеченной тематики вполне могут прислать и детские сады, и учреждения дополнительного образования детей, и вузы.

Конкурсанты из частных детских садов и школ, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки и иных учреждений в сфере образования, культуры, спорта, социальной работы могут выделиться материалами по использованию вариативных форм в организации образовательной и досуговой деятельности.

Каждый раз, включая новый конкурс в «конкурсную обойму» Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, организаторы учитывали, что он должен не только отражать потребности разных заказчиков (школа, вуз, армия и др.) в развитии образования, но и формировать эти потребности. Кроме того, учитывались следующие наиболее емкие параметры:

– проблемность направленности конкурса, характеризующая степень охвата научной педагогической или управленческой проблемы, значимых аспектов образовательной практики;

– инновационность конкурса, отражающая уровень его позитивного влияния на инновационные процессы в образовательных системах;

– контекст конкурса – широта, оригинальность контекста, разнообразие контекстов (метологический, культурный, исторический, социальный и т.д.).

Методологическими принципами оценки конкурсов выступают:

системность, отражающая необходимость учитывать, что конкурс включается в определенную образовательную систему и, следовательно, при его организации возможны внутренние и внешние эффекты этой системы;

комплексность, требующая рассматривать различные аспекты, процедуры, этапы процесса подготовки и проведения конкурса, оценки его эффективности и предусматривающая многоплановость оценки в различных ракурсах (образовательных, социальных), что позволяет более глубоко понять ситуацию, отражать тонкости и нюансы;

конструктивность, обеспечивающая направленность оценочного анализа не только на эффективность конкурсного влияния (и недостатков конкурса), но в первую очередь – на определение точек роста, поиск путей развития, поддержку перспективных инициатив;

адекватность, обусловливающая необходимость при оценке результатов участия в конкурсе обеспечить правильное отражение структуры и характеристик образовательной системы, применительно к которой разрабатывалась модель конкурса;

объективность, требующая стремиться не только к опоре на качественные (структурные, функциональные) и количественные показатели эффективности конкурса, но и учитывать степень их достоверности;

результативность, означающая необходимость достигнуть абсолютной эффективности конкурса (когда совокупный результат его проведения превышает совокупные затраты).

Методическими принципами являются:

принцип адекватности характеристик конкурса и значимой для него внешней среды, отражающий необходимость учета особенностей образовательной среды (уровня конкурса в системе ценностей педагогических и управленческих кадров, степени согласованности действий устроителей конкурса и региональных органов управления образования, уровня сформированности научно-педагогического сообщества, ориентированного на использование конкурсных ресурсов в инновационном процессе) того региона, в котором проводится конкурс, и России в целом в тот или иной конкретный период времени;

принцип компромиссности, характеризующийся выбором «компромиссного решения» при оценке конкурса на основе согласования интересов всех участников конкурсной деятельности;

– принцип динамичности и гибкости, означающий необходимость исследования динамики показателей конкурса в течение нескольких лет (разумеется, с учетом живой конкретики ситуации «здесь и теперь»);

принцип деятельного характера оценки, предполагающий оперативное использование результатов оценочного анализа для совершенствования модели конкурса.

Очевидно влияние нескольких факторов, которые в совокупности вызывают большой интерес к расширению и обогащению сравнительной информации о заочных конкурсах. Во-первых, возрастающая потребность в поиске мер для максимально полного и эффективного использования инновационного потенциала конкурсов. Во-вторых, развитие механизмов оценки, более чувствительных к качественным аспектам конкурсной деятельности, чем простые статистические данные. В-третьих, изменившиеся ожидания в отношении отдачи и эффективности конкурсов.

Для сравнения заочных конкурсов под эгидой МСА нами использовались следующие блоки базовых показателей:

– индикаторы процесса и результата (количество и «география участников конкурса», техническое обеспечение конкурсных организационно-управленческих механизмов, протокольных и экспертных процедур, организация работы конкурсной комиссии, жюри конкурса, характеристики состава жюри, профессиональные характеристики экспертов, «психологический климат» экспертизы, коммуникативная эффективность информационного обеспечения конкурса);

– индикаторы ресурсов (бюджет, состав организаторов, спонсоров конкурса, учреждений, обеспечивающих информационную поддержку конкурсных мероприятий).

Возрастающий интерес к профессиональным конкурсам в образовании актуализировал проблему совершенствования консультационных и образовательных услуг конкурсной тематики. В ходе проведения многочисленных семинаров и школ конкурсной тематики нами выявлено, что большинство слушателей нечетко осознают правила, эталоны и приемы, адекватные логике сколько-нибудь развернутого и целостного алгоритма планомерных действий по успешному участию в том или ином заочном конкурсе.

Продуктивными направлениями в совершенствовании консультационных и образовательных услуг конкурсной тематики, на наш взгляд, выступают:

– обучение основам «конкурсной культуры» в рамках системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров;

– включение в учебные планы педагогических учебных заведений компонентов конкурсной культуры;

– исследование и апробация основных подходов к комплексному внедрению в образовательные системы конкурсных технологий (в разного рода центрах (институтах) развития образования и научно-методических центрах);

– создание условий, обеспечивающих эффективное привлечение представителей научно-педагогического сообщества к конкурсной деятельности;

– самообразование по конкурсной проблематике педагогических и управленченских кадров;

– знакомство учащихся школ, лицеев, гимназий с конкурсной практикой.

Другой важный шаг – создание условий для проявления инициатив конкурсной направленности со стороны официальных соустроителей конкурсов и самих конкурсантов. Бесспорно, чем больше умов «возьмут в оборот» идею профессиональных конкурсов, тем больше будет вариантов ее продуктивного применения. В данном контексте нельзя не отметить значительную пользу выездных школ и семинаров соответствующей тематики как одной из конкретных форм соорганизации разных авторских инициатив, связанных с коррекцией проектирования и проведения конкурсов. В рамках Телецкой, Байкальской, Саянской, Ангарской, Ленской и других школ потенциальные конкурсанты и организаторы конкурсов, фактически действуя в формате погружения, предлагают, обосновывают, обсуждают, критикуют, принимают или отвергают самые разные идеи, замыслы, инициативы… Окружающая красота, вдохновляя и раскрывая творческие возможности, помогает это делать эмоционально и эффективно!

Не менее важно учитывать возрастающую потребность в пролонгированном эффекте конкурсов. Здесь свою роль может сыграть размещение лучших конкурсных работ и обзор итогов конкурса на сайте его устроителей, публикация рефератов материалов-номинантов, получивших награды высшего достоинства, и т. п. Так, в сборнике «Казначеевские чтения» уже несколько лет печатаются статьи победителей и лауреатов конкурсов, подготовленные на основе «золотых и серебряных» материалов-номинантов Всероссийских заочных конкурсов под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры.

Важно подчеркнуть, что основные результаты конкурсов должны быть диагностичными, поддаваться контролю на основе четких индикаторов. Здесь речь идет о результатах конкурса, именно конкурса в целом, его проведении вообще, а не только участия в нем. Ибо всегда можно говорить о результатах как с позиций научно-педагогического сообщества, так и в отношении конкретных конкурсантов.

Практика организации и опыт проведения конкурсов позволяют выделить следующие основные индикаторы конкурсной результативности:

– повышение уверенности конкурсантов и их коллег в своих творческих способностях и созидательных возможностях;

– осознание ресурсов влияния конкурсных наград на создание и укрепление имиджа учреждений-номинантов;

– понимание научно-педагогической общественностью актуальности, востребованности отдельных направлений, форм и методов образовательной практики, желание подробнее познакомиться с конкретными педагогическими и управленческими достижениями, использовать их в работе.

Косвенными показателями результативности профессионального конкурса в образовании могут служить, во-первых, рост самой потребности участвовать в конкурсе; во-вторых, его рейтинг и значимость конкурсных наград; наконец, в-третьих, степень проявления субъектами образовательной деятельности инициатив, направленных на совершенствование и развитие конкурса.

Результататы конкурса с позиций его непосредственных участников (конкурсантов), с нашей точки зрения, можно оценить с помощью  следующих индикаторов:

– повышение рейтинга учреждений, ставших победителями и лауреатами конкурса;

– усиление активно-действенного отношения конкурсантов к саморазвитию, самореализации;

– влияние полученных наград на профессиональную самооценку и профессиональный статус победителей и лауреатов;

– возникшее понимание конкурсантами необходимости уточнения, дополнения, коррекции представленных на конкурс материалов.

Кроме того, результативность профессионального конкурса связана с выяснением и удовлетворением социального заказа. Результаты конкурса могут весьма серьезно расходиться в ожидании разных социальных заказчиков (учителей, вузовских работников, сотрудников управленческой структуры, родителей, школ, гимназий, вузов, армии, общественных организаций и т. д.). Поэтому никакой конкурс не в состоянии в одинаковой степени выполнить требования всех социальных заказчиков. Вместе с тем система отечественных конкурсов, взаимодополняющих друг друга, могла бы удовлетворить потребности самых разных категорий заказчиков.

Наконец, необходимо подчеркнуть, что эффективность профессиональных конкурсов характеризуется не только уровнем объективности отражения состояния и тенденций развития образования и потенциала тех или иных конкурсантов, не только активностью стимулирования инновационных процессов, но и реализацией  возможности предвосхищать и направлять социальный заказ и потребности образования.

Резюмируя сказанное, отметим, что участие в заочных конкурсах под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, безусловно, поможет работникам образования развивать свои интересы и представления, искать нетрадиционные решения возникающих педагогических и управленческих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы и эффективно добиваться желаемых изменений в своей работе. Искреннне желаем удачи конкурсантам, и прежде всего тем, для кого участие в конкурсах стало необходимой составляющей их профессиональной работы. Уверены, что в конкурсной соревновательной атмосфере они не упустят свой шанс. 

Пусть в конкурсах побеждают неравнодушные, сомневающиеся, ищущие… А проигравших конкурсантов, вообще говоря, не бывает! Ибо награда, хотя и важная, но не единственная составляющая совокупного результата участия в конкурсе.

Желающие могут ознакомиться с положениеями о конкурсах и пресс-релизами на сайте Оргкомитета: www.centr-bo.ru

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)