Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Ирина Энгельсовна Степанова,
учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ г. Новосибирска «Лицей № 9»

Работа с одаренными детьми: метод проектной деятельности

Быть скучным является наиболее

тяжким грехом для преподавателя…

И.Ф. Гербарт

 

Многие педагоги в своей деятельности сталкиваются с вопросами: как заинтересовать учащегося; как преподнести материал на уроке так, чтобы он был интересен, познавателен и актуален для современного ребенка. В настоящее время эту задачу также усложняет и повсеместный информационный шум: нежелательный контент в Интернете, обилие рекламы и компьютерных игр. Учащемуся становится все сложнее разбираться в потоке постоянно поступающей информации: отделять главное от второстепенного, качественное от низкопробного. В связи с чем современный учитель во главу угла ставит задачу не только дать знания по своему предмету, но и привить ребенку способность к рассуждению и размышлению, которая формирует саму культуру мышления.

Особый груз ответственности ложится на педагогов, работающих с учащимися, обладающими высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями – с детьми, которых в системе образования принято называть одаренными. Именно сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей с нестандартным мышлением, умеющими ставить и решать новые задачи, существует социальная необходимость развития детской одаренности.

Одной из продуктивной форм работы с одаренными детьми является «метод проектов». Идея которого организация самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся. «Метод проектов» направлен на достижение результата, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В нашем лицее ведется большая систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми. Я хочу поделиться опытом работы с этими учащимися в рамках внеурочной деятельности. Под моим руководством учениками был реализован цикл проектных работ, посвященных 130-летию известного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана (22.11.1882 г. – 16.03.1942 г.).

Я. И. Перельман прославился тем, что внес неоценимый вклад в развитие особого направления в современной научно-популярной литературе – так называемой «занимательной науки» и создал непревзойденные образцы этого жанра. В своих книгах Я. И. Перельман показал читателям красоту окружающего мира, приобщил к радости неожиданных открытий и позволил по-новому, свежим, как бы детским взглядом посмотреть на многое, что раньше казалось будничным и неинтересным.

Работа по реализации проектов учащимися была организована в несколько этапов:

1. Детям была поставлена исследовательская задача.

2. Совместно с учениками был разработан план выполнения проектных работ: составлен перечень конкретных действий, определена дата выхода готового продукта.

3. Были организованы индивидуальные консультации и исследовательская деятельность учащихся.

4. Презентация проектной работы перед аудиторией.

Ученикам для ознакомления были предложены книги Я. И. Перельмана: «Живая математика», «Занимательная арифметика» и «Занимательная алгебра». После прочтения которых для более детального изучения учащиеся должны были выбрать понравившиеся им главы. Представляю перечень разделов, которые вызвали у детей особый интерес: «Галерея числовых диковинок»; «Недесятичные системы исчисления»; «Потоп и ной»; «Числовые великаны»; «Помощь в арифметике».

Далее после совместных обсуждений были сформулированы темы и составлен план выполнения работ. После чего ученики приступили к самостоятельной исследовательской деятельности. Перерабатывали тексты, выделяли основную мысль, подбирали иллюстративный материал и оформляли в презентации. Благодаря нестандартному взгляду на многие явления окружающего мира, который прослеживается в книгах И.Я. Перельмана, и творческой научно-познавательной деятельности учащихся были проведены и выявлены межпредметные связи с математикой. К примеру, с русским языком: в работе «Галерея числовых диковинок» в одном из разделов раскрывается происхождение и значение устойчивого выражения «чертова дюжина»  «число13 фигурирует здесь не потому, что оно чем-либо замечательно, а скорее потому, что ничем не замечательно, хотя и пользуется такой мрачной славой…». С литературой: выдержка из той же работы, в которой приводятся рассуждения на тему, чем интересно число 1001 – прославленное число Шехерезады «Вы, вероятно, и не подозревали, что в самом названии сборника волшебных сказок заключается своего рода чудо… Чем же замечательно число 1001? С виду оно кажется весьма обыкновенным. Оно даже не принадлежит к избранному разряду так называемых «простых чисел». Оно делится без остатка и на 7, и на 11, и на 13 – на три последовательных простых числа, произведением которых оно и является. Но не в том диковинка, что число 1001=7Х11Х13, здесь нет еще ничего волшебного. Замечательно то, что при умножении на него трехзначного числа получается результат, состоящий из самого умноженного числа, только умноженного дважды, например: 873Х1001=873873; 207Х1001=207207»… С историей и культорологией: в презентации «Математика и сказание о Потопе» приведены математические формулы, с помощью которых анализируется возможность Великого потопа: «Возможен ли был такой ливень, который покрыл бы весь земной шар выше самих высоких гор?» и «Мог ли Ноев ковчег вместить все виды земных животных?» Применив элементарные расчеты Я. И. Перельман приходит к выводу, что «…данное библейское сказание не вяжется с элементарными математическими вычислениями, трудно найти в священном тексте даже частицу чего-либо правдоподобного. Следовательно мы доказали, что физически ни потопа, ни Ноева ковчега быть просто не могло

Далее очень ответственный этап – презентация учениками своих проектных работ перед аудиторией. Учащиеся в рамках Декады математики, которая ежегодно проходит в нашем лицее, представляли свои проекты на спецкурсах в 3, 4, 5 и 6 классах, также были организованы выступления перед родителями – на родительских собраниях. Отмечу, что в самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа индивидуальной самостоятельной работы. Очень важно, чтобы ученики рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показали результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. О том, что работы моих учеников получили эмоциональный отклик у ребят начальных классов и заинтересовали их, свидетельствует не только тот факт, что выступающим было задано много вопросов и были живые обсуждения, но и то, что в школьной библиотеке были разобраны все книги Я. И. Перельмана.

На мой взгляд, еще одной неоспоримой ценностью реализации цикла проектных работ, посвященных Я. И. Перельману, стало формирование у учеников «точек удивления» (термин, введенный российским философом, культурологом, создателем учения о диалоге культур В.С. Библером), т.е. возможность посмотреть на мир не как на нечто определенное, очевидное и известное, а как на нечто загадочное, удивительное, предмет познавательного интереса, эстетической активности. В работе «Числовые великаны» на конкретных примерах рассматривалась величественная внушительность числовых великанов – миллиона, миллиарда, даже триллиона. Ведь, по словам Я. И. Перельмана, миллион по-прежнему для большинства остается «знакомым незнакомцем». А анализируя предложенные задачи и получая интересные ответы, у учеников была возможность заново открыть для себя миллион и представить в своем воображении его количественное значение. К примеру:

Задача:

Сколько времени отняла бы у вас работа — пересчитать миллион каких-либо предметов, по одному в каждую секунду?

Решение:

Оказывается, что, считая безостановочно по 10 часов в сутки, вы закончили бы подсчет в месяц времени.

Задача:

Величина обыкновенной комнатной мухи общеизвестна – около 7 мм в длину. Но какова была бы ее длина при увеличении в миллион раз?

Решение:

Умножив 7 мм на 1 000 000, получим 7 км – примерно ширина крупного города. Значит муха, увеличенная линейно в миллион раз, могла бы покрыть его своим телом!

Благодаря книгам Я. И. Перельмана учащимся удалось показать, что математика – это не только занятия с числами и формулами, а очень интересная многогранная наука, что для меня, как учителя, очень важно.

В дальнейшем в моих планах и дальше продолжить работу по книгам Я. И. Перельмана: «Занимательная геометрия», «Занимательная физика», «Занимательная астрономия».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела