Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Вопрос о смысле жизни - самый педагогический вопрос

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (далее – Концепция) – официальный документ, разработка и публикация которого предваряет переход российской школы на ФГОСы (Стандарты) второго поколения. Эта Концепция представляет собой духовно-нравственную, философскую и идеологическую основу Стандартов. В Концепции, в частности, ставится вопрос о смысле жизни. В Концепции говорится: «В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры». Концепция прослеживает эволюцию и определяющие силы смысложизненных ориентиров в истории нашего государства.

Постановка вопроса о смысле жизни не случайна. Без преувеличения можно сказать, что вопрос о смысле жизни - это самый что ни на есть педагогический вопрос. Без решения вопроса о смысле жизни невозможно решение нравственных вопросов; а без решения нравственных вопросов сомнительно будущее страны, о чем предупреждал академик Д. С. Лихачев: «Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество».

За последние два десятка лет часто приходилось наблюдать, как педагоги избегают таких вопросов, как вопрос о смысле жизни. В связи с этим вспоминается так называемый «план Даллеса». Для справки: Аллен Даллес (1893-1969), работал в Центральном разведывательном управлении США (ЦРУ) с момента его создания в 1947 году. В 1942-1945 гг. руководил политразведкой в Европе. Директор ЦРУ в 1953-1961 годах. Один из организаторов разведывательной и шпионско-диверсионной деятельности против СССР и других соцстран, идеолог «холодной войны».

А. Даллес. «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945 г.: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, – все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветёт махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов.

Вот так мы это и сделаем». (Выделено мной - А.М.)

По всей видимости, недоброжелатели России весьма преуспели в реализации этого плана. Это видно даже по тому, что многие педагоги вообще не обсуждают с учениками вопроса о смысле жизни, или, и того хуже, сами для себя не решают этого вопроса.

Почему многие педагоги не решают и не обсуждают вопроса о смысле жизни? Почему очень многие учителя скажут, что, например, ЕГЭ - это серьезный вопрос, а смысл жизни - это пустой звук!?

Как представляется, тому есть четыре причины.

Первая причина. Поиск решения вопроса о смысле жизни - это очень трудный и «энергоемкий» вопрос. Вообще, думать, размышлять - это самое трудное дело, требующее напряжения всех душевных и физических сил человека. Поэтому учителя, в большей своей массе, и не берутся за этот вопрос. Одна учительница сказала: «Педагогам слишком мало платят, чтобы еще и такие вопросы решать!».

Вторая причина - элементарная некомпетентность и невежество в этом и подобных вопросах; начиная с того, что многие учителя даже не догадываются о серьезности и важности этого вопроса, заканчивая банальной неначитанностью. Многие ли педагоги смогут сформулировать стандартные решения этого вопроса, известные из истории философии? Многие ли педагоги прочли такие книги, как, например, «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого? Или хотя бы статью прославленного русского врача Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»? Многие ли педагоги догадываются о различии смысла жизни и содержания жизни, цели и средства, процесса и результата?

Третья причина - психологическая непредрасположенность основной массы населения к постановке и решению философских вопросов. Психологи выделяют так называемый «философский тип мышления», которым, по некоторым оценкам, обладают 7-8% населения. Сюда же можно отнести некую зашоренность мышления, штампы (т.е. то, что в истории философии известно как «идолы Бэкона»).

Четвертая причина - навязывание обществом (социумом) индивиду определенных клише в решении смысложизненных вопросов и/или пропаганда развлечений как способ ухода от по-настоящему важных вопросов. Здесь хочется обратить внимание на социум как на субъект, так или иначе воздействующий на индивида при решении вопроса о смысле жизни. Это воздействие Николай Иванович Пирогов очень удачно описал в эпиграфе к своей статье «Вопросы жизни» (1910 год):

- К чему вы готовите вашего сына? — кто-то спросил меня.

- Быть человеком, — ответил я.

- Разве вы не знаете, — сказал спросивший, — что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

Правда это или нет?

Общество живет некой «своей» жизнью, зачастую весьма агрессивной по отношению к человеку. Н.И. Пирогов отмечает даже «бесчеловечное» отношение общества к человеку.

В этой статье Пирогов также выделяет 8 стандартных решений вопроса о смысле жизни:

«Вот, например, первый взгляд – очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит – для наслаждений и трудов. Сон – опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждения – для счастья.

Вот второй взгляд – высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.

Вот третий взгляд – старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется.

Вот четвертый взгляд – практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставьте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.

Вот пятый взгляд — также практический в своем роде. Хотите быть счастливым, думайте о себе, что вам угодно и как вам угодно; но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться. Про начальников и нужных вам людей никогда худо не отзывайтесь и ни под каким видом не противоречьте. При исполнении обязанностей, главное не горячитесь. Излишнее рвение не здорово и не годится. Говорите, чтобы скрыть, что вы думаете. Если не хотите служить ослами другим, то сами на других верхом ездите; только молча, в кулак себе, смейтесь.

Вот шестой взгляд — очень печальный. Не хлопочите, лучшего ничего не придумаете. Новое только то на свете, что хорошо было забыто. Что будет, то будет. Червяк на куче грязи, вы смешны и жалки, когда мечтаете, что вы стремитесь к совершенству и принадлежите к обществу прогрессистов. Зритель и комедиант поневоле, как ни бейтесь, лучшего не сделаете. Белка в колесе, вы забавны, думая, что бежите вперед. Не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная зачем жили.

Вот седьмой взгляд — очень веселый. Работайте для моциона и наслаждайтесь, покуда живете. Ищите счастья, но не ищите его далеко, – оно у вас под руками. Какой вам жизни еще лучше нужно? Все делается к лучшему. Зло – это одна фантасмагория для вашего же развлечения, тень, чтобы вы лучше могли наслаждаться светом. Пользуйтесь настоящим, и живите себе припеваючи.

Вот восьмой взгляд – очень благоразумный. Отделяйте теорию от практики. Принимайте какую вам угодно теорию для вашего развлечения, но на практике узнавайте, главное, какую роль вам выгоднее играть; узнав, выдержите ее до конца. Счастье – искусство. Достигнув его трудом и талантом, не забывайтесь; сделав промах, не пеняйте и не унывайте. Против течения не плывите. И прочее, и прочее, и прочее».

Пирогов ставит проблему соотношения «личного» решения и того «решения» вопроса о смысле жизни, которое навязывает нам общество (точнее, навязывает уход от решения этого вопроса). Неудовлетворительное решение вопроса о смысле жизни, по мысли Пирогова, губительно как для индивида, так и для общества в целом.

Нам, педагогам, следует помнить, что для многих людей вопрос о смысле жизни, вопрос о происхождении и цели бытия (бытия собственного и бытия человечества) очень остро встает в 14-16 лет, т.е. в старших классах. И с нашей стороны было бы «бесчеловечно» (антигуманно) не быть готовыми обсудить с учениками эти «самые педагогические вопросы».

Счастье возможно лишь на пути осознания и реализации смысла жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 66)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)