Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Ведущая рубрики
Все статьи автора(10) Людмила Львовна Добролюбова,

учитель истории высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска, 
победитель городского конкурса «Учитель года – 2002»

Что такое мастер-класс?

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят.

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» и вовсе получило самое широкое значение; так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний.

Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер-класс– это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Обобщая представленные выше определения, следует отметить важнейшие особенности мастер-класса, а именно: 

– новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

– метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

– создание условий для включения всех в активную деятельность;

– постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

– приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

– формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

– представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

– процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс.

Смысл мастер-класса таков:

– мастера своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс это передача действующей технологии;

– ведущие мастер-классы делятся некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков;

– такой способ взаимодействия обладающего признанным авторитетом мастера и учеников, который обеспечивает передачу мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы.

  • Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.
  • Мастер-класс для профессионалов – это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.
  • Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
  • Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
  • Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель-слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
  • Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.

 

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

Позиция Мастера

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера.Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. 
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 
Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:

– речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

– мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

– пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

– умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

– искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

– педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

– психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

– коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

– чувство времени.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта.

Критерии оценивания мастер-класса

1. Глубина и оригинальность содержания:

– применение последних достижений науки;

– структурированность как материала, так и способа его подачи;

– поиск путей интеграции содержания своего предмета с другими областями знаний.

2. Социальная значимость:

– постановка социально значимых целей;

– направленность на подготовку к жизни в современном обществе;

– формирование общечеловеческих духовных ценностей: от родной культуры к поликультуре.

3. Умение взаимодействовать с широкой аудиторией:

– артистизм, владение приемами ораторского искусства, способность к творчеству, импровизации;

– способность к диалогу, полилогу;

– неординарность педагогического мышления и оригинальность, уникальность, самобытность методики.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ МАСТЕР-КЛАССА
  1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
  2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
  3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
  4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
  5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
  6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
  7. Составьте подробный план занятия.
  8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.
  9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
  10. Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА

Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.

Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.

Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.

Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).

Это урок не для профессионалов данного направления. Задача – прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех.

Используйте новые информационные технологии только если они органично входят в вашу идею урока.

Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.

Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше – не продолжайте двигаться в эту сторону.

Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.

Не бойтесь задавать трудные вопросы.

Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».

Презентация. «Мастер-класс»

По материалам интернет

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела