Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Светлана Владимировна Копцева,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 155 Октябрьского района г. Новосибирска

Игра-путешествие «Я люблю тебя, Россия!»

Патриотизм (от греческого – соотечественники, родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Такое определение дается в энциклопедии. Но есть и другое толкование этого слова русским историком Н.М. Карамзиным. В статье «О любви к отечеству и народной гордости» он писал: «Патриотизм – есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, – и поэтому не все люди имеют его». Патриотизм предполагает в настоящее время не только эмоции, но и умственное усилие. История современной России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Вызывает тревогу всё более заметная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Не всегда подростки уважительно относятся к прошлому России и участникам различных событий прошлого. Хотя в России с древнейших времён патриотизм является одним из главных приоритетов. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность. Поэтому воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность воспитания, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я – моя страна – мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о Родине, показывать неразрывную связь истории, культуры народа, уважения к Конституции, государственной символике. «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»[1]. Игра-путешествие «Я люблю тебя, Россия!» – один из шагов в формировании гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине. На уроках, во внеурочной деятельности дети знакомятся с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры.

Цель игры-путешествия: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребёнка о нашей Родине – России.

Задачи:

– формировать у детей ценностное отношение к родине, её культурно-историческому прошлому, уважение к государственной символике, истории, культуре;

– обогащать учащихся знаниями о родной стране, нормах морали и нравственности, общечеловеческих ценностях;

– содействовать ребёнку в понимании их личной ответственности за будущее России.

Рекомендации к проведению. Игра-путешествие проводилась накануне выборов в Государственную Думу, накануне Дня Конституции, возможно проведение накануне Дня России в лагере дневного пребывания. Возрастная группа – учащиеся начальной школы. Игра проводится в 3 этапа. 1 этап (вступительная часть) – линейка открытия. 2 этап (основная часть) – путешествие команд по маршрутам игры. 3 этап (заключительная часть) – линейка закрытия.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, маршрутные листы, флаг Российской Федерации, рушники, выставка предметов прикладного искусства. 

Ожидаемые результаты. Ученик научится:

– понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин, родина, столица;

– различать символы государства – флаг, герб России и гимн;

– уважительно относиться к символам России, к истории Родины;

– анализировать ответы товарищей;

– осваивать коммуникативные навыки;

– рассказывать о родной стране с гордостью.

 

Содержательная часть

Игра путешествие «Я люблю тебя, Россия!»

Зал украшен флагами, символами России матрёшка, гармонь, рушниками, вышитыми русскими узорами, платками. Сделана выставка декоративно-прикладного искусства.

1. Вступительная часть.

На фоне музыки И. Талькова «Россия» и демонстрации слайдов (презентация) звучат слова ведущего:

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Начинаем игру-путешествие по нашей Родине – России.

Дети:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Вместе дружно мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер под окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Ведущий: Родителей не выбирают. Вы это знаете. Не выбирают и Родину. Она тоже бывает заботливой и требовательной, ласковой и суровой. Наша родина – Россия. Кто мы для своей страны? Случайные ли жители или её граждане, участники её истории, её судьбы. Если сложить пополам лист бумаги, на нём останется линия сгиба. Значит, бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей Родиной? Мы должны расти патриотами своей страны, а не Иванами, непомнящими своего родства. Сегодня мы проводим игру-путешествие «Я люблю тебя, Россия!».

Дети:

Моя великая Россия!

Священная моя страна!

Ее равнины снеговые,

Ее порывы огневые,

Ее мечты передовые,

Ее писатели живые,

Постигшие ее до дна!

Ее полеты голубые,

Ее наряды расписные,

И наше солнце и луна!

И песни наши разрывные,

Такие русские, родные,

И рек безбрежных глубина.

Ты в этом вся, моя Россия,

Моя крылатая страна!

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной уютный двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная.

Но у всех она одна.

Ведущий: Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более нужны будут для народа наши дела и поступки. Ведь жизнь каждого из нас в будущем – во имя Родины, во имя Человека.

Дети:

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чувство бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу нареченную,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,

Любите Родину, но только не расчетливо.

Любите Родину, и только навсегда.

Ведущий: У каждого государства есть его официальные символы: флаг, герб, гимн. Гимн – это хвалебная песня, прославляющая красоту земли, подвиги её предков. Слушать гимн принято стоя. Так проявляется уважение к стране, к Родине – России. Содержание гимна отражает любовь к Родине, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее. Автор слов гимна Сергей Михалков, автор музыки – Александров.

Звучит гимн. На слайде появляется герб России.

Ведущий: Герб – «наследство». Это отличительный знак города, передаваемых по наследству. Двуглавый орел символизирует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. Крылья орла подняты, он показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. Над головами три короны – это символ союза народов, из которых состоит Россия. В правой лапе орла скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой, золотом и драгоценными камнями. В левой лапе – держава. Это золотой шар с крестом наверху. Раньше они служили знаками царской власти, теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением всадника – святого Георгия Победоносца, поражающего копьем черного дракона. Этот воин олицетворяет добро. Он убивает символ зла. Герб России символизирует победу добра над злом. Наш современный герб был утвержден в 2000 году. Однако он очень древний, ему уже более пятисот лет, т.к. он является наследником герба, который страна имела 500 лет назад.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он – России дух свободный.

На герб посмотрим – здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шёл ли враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьём сражённый.

Группа девочек танцует танец «Росиночка, росинка». Во время танца появляется флаг России.

Дети:

А флаг России – триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас,

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный – это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.

Синий – Украины цвет,

Белый – Белоруссии.

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Флаг – символ страны родной

Помните, пожалуйста!

Сегодня мы узнаем: какие вы уже граждане своей страны, что вы знаете о своей Родине, а может кто-то узнает новое о России. Условия игры: каждый класс получает маршрутный лист своего путешествия. Нужно пройти 7 станций. Важно не только быстро, но и правильно отвечать на поставленные вопросы. Итак, в путь!

2. Основная часть. Путешествие команд по станциям, указанным в маршрутном листе (приложение 1). Станции: «Историческая», «Московская», «Петербургская», «Загадочная», «Фольклорная», «Символическая», «Самая, самая». На первых четырёх (приложения 2, 4, 6, 7) станциях дети выполняют задания, отвечают на вопросы тестов. На станции «Фольклорная» (приложение 5) ученики собирают пословицы о родине. Задание станции «Символическая» – назвать как можно больше неофициальных символов России (см. приложение 3). На станции «Самая, самая…» называют, почему Россию можно назвать самой, самой. Учитель, ответственный за свою станцию проставляет в маршрутный лист результат команды.

3. Заключительная часть

После путешествия пока все собираются, проводится игра.

– Если вы согласны – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте.

Собрались мы страну свою любить

Выпить чаю, блинами закусить.

И к тому же с соседом сильно поругаться.

Поиграть, попеть, друг с другом повстречаться.

Будем слёзы лить весь день мы напролёт.

Настроение отличное, каждый здесь найдёт.

Подведение итогов.

Дети:

Славим Родину – Россию

В этот праздничный денёк,

Что б была она великой

Чем бы ты, дружок, помог?

Я бы строил города,

Фабрики, заводы

Чтобы жили тут всегда

В дружбе все народы.

Я бы в космос полетел

И оттуда посмотрел

На страну родную –

Огромную большую!

Олимпийцем буду я

В Сочи, братцы полечу

В спорте нет России равной

Доказать я всем хочу!

Я б отважным стал пожарным

Чтоб леса вокруг тушить

Чтоб в стране моей цветущёй

Всем чудесно стало жить!

Мы все Родиной зовём.

Край, в котором мы живём

Здесь растут мои друзья:

Соня, Коля, Костя, я!

Любим край любимый свой

В сердце он всегда со мной.

И берёзы, и рябины –

Пышной осени картины!

День сегодняшний отличный,

Это знаем мы с тобой.

Отмечаем необычно

Праздник Родины родной.

Пусть звенят колокола над Россией нашей,

Пусть становится она год от года краше.

Заканчиваем наш праздник исполнением песни «Большой хоровод».

 

Cписок использованной литературы

1. Данилюк А. Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М.: Просвещение, 2009.

2. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» 2 класс. – М.: Экзамен, 2010.

3. Чутко Н.Я. Я – гражданин России. Учебное пособие для 3 класса. –Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература», 2010.

4. http://zanimatika.narod.ru/

5. http://1september.ru/

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела