Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Галина Ивановна Малышенко,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 185 Октябрьского района г. Новосибирска

Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка

Творческой является всякая деятельность,

создающая нечто новое, оригинальное…

С.Л. Рубинштейн

К проблеме развивающего обучения сегодня обращается каждый учитель, который работает на современном уровне. Развивающее обучение позволяет ему активно включить в творческую деятельность учеников, развить в них воображение, пробудить желание детей быть писателями.

Л.С. Выготский сформулировал закон, которому подчиняется деятельность воображения. Его суть в том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. А творческая деятельность, по мнению ученого, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Таким образом, воображение и творческую деятельность можно считать своеобразными сообщающимися сосудами.

Учитывая эту закономерность на уроках чтения и русского языка в начальных классах, я системно, целесообразно, творчески ярко, неожиданно создаю условия для индивидуального творчества ребенка, так как считаю, что состояние вдохновения, творческого порыва стимулирует его познавательный интерес.

Чтобы в наших учениках появилась такая черта, как стремление к проявлению себя в творчестве, чтобы у ребенка проснулось желание и способность написать, необходим целый ряд условий:

– атмосфера доверия, открытия, доброжелательности;

– наличие в духовном мире ребенка ярких, интересных впечатлений;

– индивидуальность речевого запаса, сохраняющего особенности, стилистическую окрашенность речи ребенка (не всегда полезна замена речевой ошибки ребенка на общепринятый оборот речи);

– прочтение, осмысление, переживание образцов классической русской речи;

– востребованность активности школьника, его индивидуальной точки зрения, оценки, мнения;

– высвечивание с помощью продуктов индивидуального творческого труда лучшего в человеке, его духовных ценностей.

Понимая важность этих условий и используя многообразие приемов, упражнений, заданий, учитель создает ту самую атмосферу творчества, открытия, свободы воображения, о которой так заботился Л.Н.Толстой в Яснополянской школе, предлагая детям: «Давайте будем писать вместе».

Для реализации этой идеи я использую приемы создания сказки, которые позволяют на уроках развивать творческое начало «быть писателями» в моих четвероклассниках.

Техника фантастических гипотез. Суть этого приема заключается в постановке вопроса: Что было бы, если…?

Для постановки вопроса можно взять любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основании которой можно создавать, фантазировать, творить:

– Что было бы, если бы все люди стали волшебниками?

– Что было бы, если бы игрушки ожили?

– Что было бы, если бы деревья умели говорить?

– Что было бы, если бы люди, живущие на нашей планете, перестали улыбаться?

Сказка по цепочке. Класс разбивается на небольшие группы по 5-7 человек. В группах каждый ученик пишет начало сказки и передает по цепочке. Затем пишется продолжение сказок и снова передается по цепочке. В результате в группе будет столько сказок, сколько в ней человек. После написания выбирается лучшая сказка в каждой из групп (по мнению его членов), и продукт коллективного творчества предъявляется всему классу. В это время возможно и следующее задание: определить, кем написан тот или иной отрывок текста.

Вот волшебные ларцы.

Здесь начала, там концы.

Середины нет, увы…

Ее придумаете вы.

В руках учителя два волшебных ларца. В одном ларце находятся написанные начала сказок, во втором концы. Каждый ученик вытягивает по одному листочку из каждого ларца, после чего придумывает середину сказки. Когда творческий процесс заканчивается, дети знакомят друг друга с тем, что получилось. Это знакомство со сказками может осуществляться в паре (соседи по парте) или в творческом объединении (группе учащихся). Заготовив столько карточек, сколько учеников в классе, можно применять волшебные ларцы многократно.

Примеры некоторых начал:

Однажды встретились урок с переменкой и поспорили, кто из них важнее… 

Жила-была кнопочка. Ее жизнь трудно было назвать радостной, но однажды…

Как приятно быть фокусником! Ты можешь все: выполнить чье-то желание, неожиданно изменить затруднительную ситуацию, подарить минуты радости.

Примеры некоторых концовок:

Веселье продолжалось целую неделю. Потом все устали от него и вернулись к своим повседневным делам.

А как хотелось полетать еще раз! Но это уже было невозможно!

Оказывается, и волшебники нуждаются в дружбе, во взаимопомощи, в понимании близких и дорогих им людей.

Применение перечисленных приемов рождения «своей сказки» способствует созданию одного из основных условий творческой деятельности учащихся – наличия в духовном мире ребенка ярких, интересных впечатлений, источником которых является наблюдательность. Порой детская наблюдательность поражает наше воображение своей удивительной способностью в простом видеть необыкновенное чудо. А индивидуальный речевой запас, сохраняющий особенности, стилистическую окрашенность речи ребенка, не перестает удивлять нас снова и снова. Доказательство этой мысли кроется в детских работах при выполнении такого творческого задания: сочинить сказку, в которой все слова начинаются с одной буквы.

ОДУВАНЧИК

Однажды обезьянка Олеся, обходя огромное озеро, обнаружила одуванчик. «Одуванчик», – обрадовалась Олеся. Одуванчик отвернулся от обезьянки. «Отчего отвернулся одуванчик?» – озадаченно огляделась Олеся.

«Одиноко одному» – ответил обреченно одуванчик. «Одному?» – отпрыгнула Олеся. «Оглянись! Оранжевые облака, ольха около озера, огромные озерные окуни». Окрыленный одуванчик огляделся. «Отлично!» – обрадовался он. «Одиночество окончилось», – отозвалась Олеся.

(Аня Д.)

 

А теперь из мира сказок перенесемся в другой, не менее волнующий – мир стихов. «Поэзия всюду, даже в траве, надо только нагнуться, чтобы поднять ее» (М. Пришвин). Именно это высказывание помогает мне осознать, «из какого сора растут стихи». Слово открывается ребенку по-новому в соседстве с другими словами. Дети превращают слова в игрушку, с помощью которой можно творить чудеса: стихи, загадки, шутки, поговорки. А творить эти чудеса можно только в атмосфере доверия, доброжелательности. Выполнение этого условия дает мне возможность применять следующие приемы, методы, задания, упражнения, в результате которых появляются продукты индивидуального творческого труда моих маленьких поэтов.

Толкование поэтических образов. Поэзия не может существовать без ярких образов и порой неожиданных сравнений. Поэтому на уроках я использую этот прием и считаю, что он способен вызвать душевные переживания у детей: сострадание, восхищение, удивление, радость. В качестве примера приведу несколько таких толкований стихотворных строк С.Есенина.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

Я так и вижу за окном зимнюю березку. После оттепели обильный легкий снежок опушил ее ветки. Так рукодельницы распускают бахрому на салфетках, украшая свои изделия. А.С. Есенин увидел эту красоту на простом русском дереве.

(Маша П.)

 

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза на пруду…

Поэт С. Есенин помог мне увидеть белоствольную березку на высоком берегу, а ее ветви на ветру переплетаются, совсем как длинные волосы у русской красавицы.

(Алина П.)

 

Соревнование с писателем. Этот прием особенно нравится моим ученикам. Детям предлагается вставить свои эпитеты, сравнения, метафоры, обосновать свой выбор, а затем сравнить его с авторским. Я убеждена в том, что этот прием позволяет ученикам не только осмыслить содержание стихотворения, но и, сохранив авторский стиль речи, применить свои творческие способности. А сколько восторга, удивления испытывает ребенок, когда слышит образец писателя! Как он горд своей маленькой победой, если придуманный им вариант совпал с этим образом. Богатство всевозможных фантазий для реализации этого приема кроется в стихах замечательного детского поэта Валентина Берестова.

ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК

За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

– барабанить не стану!

Нет настроения.

Нет обстановки.

Нет подготовки.

(Не вижу морковки!)

 

КОЗА

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавеску на окне

И картину на стене,

Со стола слизнуло справку.

(И опять пошло на травку.)

 

Стихотворения на заданные рифмы. Этот прием позволяет активизировать творческий поиск, который, несомненно, связан с предыдущими.

Например:

Щенка

Пока

Помогите

Найдите

Проиллюстрирую этот прием стихотворениями моих четвероклассников.

Принесла домой щенка,

Глупый он еще пока.

Вечно просит: «Помогите!

Мячик с зайчиком найдите!»

(Лена С.)

 

Потеряла я щенка,

Не нашла его пока.

Как мне грустно! Помогите,

Друга моего найдите!

(Наташа Л.)

Все перечисленные приемы содержат огромный потенциал развития детского творчества. Систематическая деятельность по развитию литературно-творческих способностей детей дает нам возможность увидеть и зафиксировать важные результаты:

– сохранение индивидуального стиля речи ребенка;

– интерес и уважение к творческому труду писателя;

– осмысление образцов классической русской речи;

– пробу пера и радость от творческого успеха;

– высвечивание с помощью продуктов индивидуального творческого труда лучшего в человеке, его духовных ценностей.

Учителю начальных классов важно помнить высказывание Л.Н. Толстого о том, что если ребенок в детстве не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Галицких Е.О. Духовное развитие личности / Е.О.Галицких. –1997. – 112 с.

3. Занков Л.В. Содружество ученого и учителя/ Л.Е. Занков – М.: Просвещение, 1991. – 272с.

4. Засорина Л.Н. Развивающее чтение как педагогическая технология / Л.Н. Засорина// Начальная школа. – 1999. – №1. – с.68-71.

5. Коротаев Б.И. Учение – процесс творческий /Б.И. Коротаев. – М.: Просвещение, 1989. – 120с.

6. Рендакова Е.М.Уроки развития творческого воображения. – Киров, 1998. – 73с.

7. Родина А.А. Литературное образование младших школьников// Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 84-88.

8. Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – 272с.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»