Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(6) Юлия Сергеевна Литвинова,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ Лицея № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

«Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории

Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Р. Олдингтон

Как часто на уроках истории мы сталкиваемся с ситуацией нехватки времени на разбор исторических источников. Огромный массив информации в старших классах, отторгающийся учащимися из-за своего объема и, зачастую, наукообразности изложения в учебной литературе. В этом случае нам на помощь может прийти кейс-технологии, которые можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Они предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Примером такого урока по кейс-технологии может служить тема «Происхождение Древнерусского государства». Данный кейс рассчитан на учащихся профильного гуманитарного класса, но он может быть адаптирован и для других классов просто путем уменьшения количества текстов либо объемов данных текстов.

Кейс «Теории происхождения Древнерусского государства»
Пояснительная записка

Цели:

1. Узнавание учащимися о существовании неоднозначных оценок событий начала формирования Древнерусского государства.

2. Развитие учебно-интеллектуальных компетенций учащихся (бегло, сознательно, правильно читать тексты различных стилей при соответствии темпа чтения утвержденным нормам; распознавать противоречия в тексте; выделять проблему; анализировать разные точки зрения; выделять причинно-следственные связи при анализе с последующей подготовкой выводов; свободно интерпретировать материал).

3. Развитие учебно-коммуникативных компетенций (высказывать суждение в виде алгоритма мыслей; вести дискуссию, имея независимое суждение; осуществлять опровержение аргументов и тезисов; свободно вступать в полемику).

Уровень освоения программы: профильный.

Потенциал кейса

В ходе работы с данным кейсом учащиеся знакомятся с различными типами исторических источников, в том числе и художественного характера. Работа с различными типами текстов позволяет учащимся на более эмоциональном уровне воспринимать исторические факты, самостоятельное определение проблемы, поиск пути решения (поиск версий-теорий происхождения Древнерусского государства) определяет более прочное узнавание исторического процесса, совместная деятельность в рамках проблемно-диалогической технологии обучения приводит к созданию условий для формирования и развития учебно-интеллектуальных и учебно-коммуникативных компетенций. Учащиеся на каждом уроке могут проводить мини-исследование, что соответствует профильному уровню обучения в 10 классе и готовить школьников к работе  над собственным исследованием, результаты которого представляются на научно-практических конференциях различного уровня (от лицея до города). Кейс-метод создает условия для проведения учебного занятия в форме полилога, в ходе которого ученики учатся уважать мнение другого человека, отстаивать собственную позицию. Знания школьники приобретаю самостоятельно, что повышает их ценность для учащихся и расширяет мотивационную сферу.

Содержательная часть кейса

Ситуация:

862 год – призвание варягов как начальная точка отсчета формирования Древнерусского государства.

Учащиеся узнают ситуацию с помощью текстов: Повести временных лет, В. И. Буганов «История России с древнейших времен…»

Проблема формулируется на основе работы с текстами.

Выявляется противоречие, учащиеся самостоятельно формулируют проблему.

Примерный вариант проблемы:

Какое событие можно считать началом создания Древнерусского государства?

Информационная часть кейса

Тексты (См. Приложение 1):

1. Повесть временных лет, Н, 1998;

2. Буганов В.И. История России с древнейших времен, http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/ryurik.php

3. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник, М, 1997.

4. Карамзин Н.М. История государства Росийского, т.1, М, 1999.

5. Лохвицкая Н., Дымов О., Аверченко А., Оршер И. Всемирная история, обработанная Сатириконом, http://az.lib.ru/a/awerchenko_a_t/text_0120.shtml#_toc_IDAN4WBC.

6. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права в России, М, 2000.

7. Карта «Древнерусское государство – Киевская Русь в IХ – начале ХII в.».

Методическая часть кейса

Место данного кейса в структуре учебной дисциплины

Данный кейс можно применять при изучении темы «Становление Древнерусского государства. Первые киевские князья» в 10 классе в курсе Истории России.

Этапы работы с кейсом (вопросы и задания)

I этап: работа с текстами Повесть временных лет и В. И. Буганова «История России с древнейших времен…»

Вопросы и задания:

1. Какое противоречие можно найти между фактами в предложенных текстах?

2. Сформулируйте на основе найденного противоречия проблему.

II этап: работа с текстами Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник, М , 1997; Карамзин Н.М. История государства Росийского, т.1, М, 1999;  Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права в России, М, 2000; Карта «Древнерусское государство – Киевская Русь в IХ – начале ХII в.»

Вопросы и задания:

1. На основании текстов Шикман А.П., Карамзина Н.М., Белковец Л.П. сформулируте три теории происхождения Древнерусского государства.

2. Какая теория относится в позиции современника, потомка? Почему вы так решили? Где авторская позиция в текстах, а где факты?

3. С какого события начинаю авторы историю Древнерусского государства?

III этап: работа с текстом Лохвицкая Н., Дымов О., Аверченко А., Оршер И. Всемирная история, обработанная Сатириконом, http://az.lib.ru/a/awerchenko_a_t/text_0120.shtml#_toc_IDAN4WBC

Вопросы и задания:

1. Чью позицию выражают авторы (современники, потомки)?

2. Можно ли данный текст использовать как исторический источник?

3. К какой теории вы можете отнести позицию авторов «Сатирикона»?

IV этап: анализ и обобщение.

Вопросы и задания:

1. Почему начало образования Древнерусского государства вызывает так много споров?

2. Какова ваша точка зрения на проблему происхождения Древнерусского государства (приведите не менее трех аргументов).

3. Какое событие можно считать началом создания Древнерусского государства?

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 28)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»