Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Галина Николаевна Белова,
учитель химии высшей квалификационной категории
НОУ СОШ «Таланъ» г. Новосибирска

Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»

Гений? Какой там гений?!

Работал всю жизнь – вот вам и гений!

Д.И. Менделеев

К вопросам истории химии обращается каждый учитель. Без обращения к прошлому, без видения человеческого труда в познании истины невозможно изучить науку. История развития химии – это и история развития человечества, в процессе которой были сформулированы общечеловеческие ценностные критерии, называемые гуманистическими.

История науки – часть культурологического наследия человечества, поэтому обращение к жизни и деятельности великих учёных-химиков отвечает требованиям культурологического содержания образования. Факты из биографий великих учёных-химиков воспитывают положительные качества личности, показывают исследовательский подход в добывании истины. Творческий анализ трудов учёных дает возможность открыть для себя нечто важное в науке. Исторические факты вызывают у учащихся неподдельный интерес к химии как науке, облегчают восприятие нового материала, развивают память через образование ассоциативных связей.

В истории науки немало подвигов, но научные открытия Д.И. Менделеева не только не стираются с течением времени, но и продолжают расти, предсказывать новое, предвидеть неизвестное.

Предлагаю вариант урока-игры «Прямо в цель!», посвящённого великому русскому учёному-химику Д. И. Менделееву. Подобные игры были разработаны мною и опубликованы в журнале «Химия в школе»[1]. В подготовке игры принимают участие как учащиеся 10-11 классов (они формулируют вопросы, оформляют класс, делают сводные таблицы о личностных качествах учёных-химиков), так и учащиеся 9 класса (они начитывают материал, работая с дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями, распределяют обязанности в своей группе).

Готовясь к игре, учащиеся соприкасаются с обстановкой, которая окружала учёного, находят интересные факты из жизни Д.И. Менделеева, поражаются огромной работоспособностью, организованностью, умением систематизировать все, что окружало великого учёного, его человечностью.

Более того, игра способствует закреплению материала по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», расширению кругозора, учит работать в коллективе, адаптироваться в сложившейся обстановке, свободно высказывать свое мнение, оценивать работу участников своей группы.

Для игры готовим диск с дротиками (игра «Дартс»). Диск разбиваем на четыре сектора, каждому сектору определяем цвет и направление (по часовой стрелке):

СИНИЙ – биография Д. И. Менделеева;

ЖЁЛТЫЙ – научная деятельность Д. И. Менделеева;

КРАСНЫЙ – Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева;

ЗЕЛЁНЫЙ – интересные факты из жизни Д. И. Менделеева.

Каждый сектор разбиваем на подсектора, в которые вписываем номера вопросов – от одного до восьми. Необходимо ещё запастись картонными стрелами и кружками разных цветов, песочными часами на 1 минуту и карточками с заданиями в трёх экземплярах, тремя учётными листами.

Приложение. Презентация «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»

 

Правила игры

Класс делим на три команды. Каждая команда выбирает себе капитана. Во время игры капитан назначает отвечающих и помощника, который фиксирует в учётном листе правильные ответы членов команды, версии, дополнения.

Представитель от команды кидает дротик (все члены команды имеют право по очереди производить бросок, что является своеобразной физкультминуткой) и тем самым определяет вопрос для обсуждения. Например, учитель объявляет: «Жёлтый сектор, вопрос №3» и записывает данный номер под жёлтым кружком на доске. В случае если этот вопрос выпадет ещё раз, команде предлагается ответить на следующий вопрос по часовой стрелке и отвечать на вопрос №4.

На обсуждение отводится минута. Обсуждение проводят все команды, так как в случае неправильного ответа право отвечать переходит к другим командам, и у них появляется шанс заработать дополнительное очко (стрелу). За правильный ответ команда получает стрелу, за дополнение – кружок. Три кружка можно обменять на одну стрелу. В итоге, учителю легко выявить победителя, подсчитав число заработанных стрел и кружков. Также можно попросить капитана команды вести учет ответов с целью выявления лучшего игрока команды.

Такие уроки-игры рекомендуется проводить в рамках декады естественных наук и на уроках, посвященных жизни и деятельности великих ученых-химиков. Приведу вопросы игры «Прямо в цель!», посвящённой Д.И. Менделееву, с краткими ответами.

СИНИЙ СЕКТОР

Биография Д.И. Менделеева

1. Когда и где родился Д.И. Менделеев?

Родился 8 февраля 1834 году в г. Тобольске.

2. Кем были родители Д.И. Менделеева?

Отец – Иван Павлович Менделеев, директор Тобольской гимназии. Ослеп и умер в 1847 году. Мать – Мария Дмитриевна, в девичестве Корнильева; её отец, дед и дядя были владельцами первых в Сибири бумажной и хрустальной, ткацкой и красильной фабрик, также они были проповедниками просвещения – им принадлежали типография и библиотека.

3. Каким ребенком по счету в семье был Дмитрий Менделеев?

Семнадцатым, последним.

4. Какое образование получил Д. Менделеев?

В 15 лет окончил Тобольскую гимназию и в 1855 году – Главный педагогический институт в Петербурге, физико-математический факультет.

5. Где и кем работал Д.И. Менделеев?

В 1855 году старший учитель в Симферопольской гимназии. В 1855–1856 годах – учитель гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. В 1857–1890 годах преподавал в Петербургском университете (с 1865 года – профессор), одновременно в 1864–1872 годах – профессор Технологического института в Петербурге. С 1859 года по февраль 1861 года находился в научной командировке за границей, работал в собственной лаборатории в Гейдельберге (Германия). До 1862 года – преподаватель во Втором кадетском корпусе, до 1864 года – преподаватель в институте путей сообщения, одновременно преподаватель Владимирских женских курсов и Бестужевских женских курсов. С 1892 года ученый является хранителем Депо образцовых мер и весов, которое по его инициативе в 1893 года преобразовано в Главную палату мер и весов (с 1893 года – управляющий).

6. Откуда пошел род Менделеевых? Как возникла эта фамилия?

При поступлении отца Дмитрия Ивановича в церковно-приходскую школу дьячок, записывавший фамилии учеников, умышленно изменил фамилию Соколов на Менделеев, зная о его пристрастии меняться (мену делать), даже в ущерб себе.

7. Какие известные ученые были преподавателями у Д. Менделеева в Главном педагогическом институте?

По математике – академик Н.В. Остроградский, по физике – академик Э.Х. Ленц (автор правила Ленца и закона теплового действия тока), по биологии – академик Ф.Ф. Брандт (под его руководством Д. Менделеев провел исследования: «Человек как тело природы», «О грызунах Петербургской губернии»), по химии – А.А. Воскресенский.

8. Д.И. Менделеев говорил, что дети и наука – самое дорогое в его жизни. А сколько детей было у Д.И. Менделеева?

Двое детей от первого брака с Феозвой Никитичной Лещёвой – Владимир и Ольга – и четверо от второго брака с Анной Ивановной Поповой – Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий.

ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

1. Какие научные работы Д.И. Менделеева вам известны?

  • Первый отечественный учебник по органической химии
  • Фундаментальный труд «Основы химии»
  • Основы учения о периодичности
  • Периодический закон и периодическая система химических элементов
  • Гидратная теория растворов
  • Метрическая система измерения температуры
  • Общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона)
  • Гипотеза о неорганическом происхождении нефти
  • Принцип дробной перегонки нефти
  • Идея о подземной газификации углей
  • Получение фотогена (керосина) – продукта сухой перегонки торфа и бурого угля
  • Полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения
  • Производство пироксилинового (бездымного) пороха
  • Оптическая сахарометрия
  • Программа метрологических исследований
  • Проект ледокола для исследования Арктики

2. Почётным членом каких академий наук был Д.И. Менделеев?

Американской, Ирландской, Югославской, Римской, Бельгийской, Датской, Чешской, Краковской, Дублинского королевского общества, действующим членом Лондонского и Эдинбургского королевского общества и т.д. (более 90 академий наук, не был членом Российской академии наук). Основатель Русского химического общества, его президент.

3. В каких отраслях знаний проявил себя Д.И. Менделеев?

Д.И. Менделеев опубликовал 431 работу: 40 из них – по химии, 106 – по физической химии, 99 – по физике, 22 – по географии, 99 – по технике и промышленности, 36 – по экономике и общественным вопросам, 29 – по другим темам.

4. Где работал последние 15 лет своей жизни Д.И. Менделеев? Какие работы были написаны в этот период?

В Главной палате мер и весов. Проводил работы по метрологии, усовершенствовал веса, определил плотность воды и воздуха, составил таблицы плотностей спиртово-водных растворов, выдвинул гипотезу о причинах радиоактивности.

5. О каких трех службах Родине говорил Д.И. Менделеев?

Первая служба – на поприще научном, вторая – на ниве просвещения, третья – в деле содействия экономическому развитию России. «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как отца».

6. Какие качества ученого помогали ему трудиться в течение 55 лет творческой жизни?

Умение работать и мыслить конкретно, сосредоточенно, не разбрасываясь; умение заниматься интеллектуальной деятельностью; подлинная, глубокая интеллигентность; привычка регулярно вести запись всех дел, составлять опись библиотеки, собственных трудов с автокомментариями.

7. В 1891 году Д.И. Менделееву предложили стать редактором энциклопедии, которую издавали Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Менделеев согласился редактировать только химико-технический раздел. О каком качестве личности говорит данное решение?

Этот и некоторые другие факты жизни Д.И. Менделеева указывают на его стремление и умение ограничить себя, оставить возможность выбора того или иного сочетания научной деятельности с педагогической и общественной работой.

8. Вместе с каким великим русским ученым-химиком преподавал Д.И. Менделеев в Петербургском университете, начиная с 1869 года?

С А.М. Бутлеровым, который уважительно относился к Д.И. Менделееву и высоко ценил его труды: «Люди, обогатившие науку не одними фактами, но и общими принципами, люди, двинувшие вперед научное сознание, т.е. содействовавшие успеху мысли всего человечества, должны быть поставлены – и ставятся обыкновенно – выше тех, которые занимались исключительно разработкой фактов».

КРАСНЫЙ СЕКТОР

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

1. Когда был открыт периодический закон?

1 марта 1869 года.

2. Труды каких ученых предшествовали открытию периодического закона?

Триады И.В. Дёберейнера – в 1829 году немецкий химик сгруппировал элементы со сходными химическими свойствами по тройкам: литий, натрий, калий; хлор, бром, йод и т.д.

Классификация элементов-неметаллов с похожими химическими свойствами по четырём группам русским химиком Г.И.Гессом в 1849 году.

Француз А. Бегие де Шанкуртуа в 1862 году систему элементов представлял в виде спиральной линии на поверхности цилиндра. На каждом витке по 16 элементов, причем сходные элементы располагались друг под другом.

1864 году английский ученый В. Одлинг и немецкий Л. Мейер разбили химические элементы на 6 групп, согласно их валентности.

В 1866 году английский химик А. Ньюлендс предложил «закон октав»: свойства химических элементов, расположенных по возрастанию атомных весов, должны повторяться через каждые 7 элементов.

3. Дайте две формулировки периодического закона – данную Д.И. Менделеевым и современную.

4. Сколько элементов было известно к 1 марта 1869 года?

63 элемента, 48 из них – с точными атомными массами.

5. Сколько элементов предсказал и сколько подробно описал Д.И. Менделеев? Назовите эти элементы и укажите, кем они были открыты.

Предсказал 12 элементов, подробно описал 3: экаалюминий – галлий – открыл в 1875 году француз Г. Лекок де Буабодран; экасилиций – германий открыл немец К. Винклер в 1886 году; скандий – швед Л.Ф. Нильсон в 1879 году.

6. Дайте определение понятиям: Периодическая система, период, группа и подгруппа.

7. Изобразите строение атома элемента №4 Периодической системы Д.И. Менделеева. Что предсказал для этого элемента Д.И. Менделеев?

Д.И. Менделеев предсказал атомный вес (атомную массу) бериллия.

8. Назовите признаки, объединяющие инертные газы.

Завершённый последний энергетический уровень – по 8 электронов (кроме гелия – 2 электрона), химическая инертность (неактивность), в ПСХЭ эти газы находятся в VIII группе, главной подгруппе.

ЗЕЛЁНЫЙ СЕКТОР

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

 1. В какой родственной связи находились Д.И. Менделеев и А. Блок?

А. Блок писал: «Старшая дочь Д.И. Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканово, которое находится между Шахматовым и Бобловым». Своей жене А. Блок посвятил следующие строки:

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?..

Любовь Менделеева и Александр Блок. 30 августа 1903 года

 

2. Кто из русских писателей (автор известной вам сказки) жил в Тобольске и был учителем русской литературы и словесности в гимназии, где учился Д. Менделеев?

Петр Павлович Ершов, автор сказки «Конек-горбунок».

 

3. В 53 года Д.И. Менделеев совершил необычное путешествие в научных целях. Какое?

Полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

19 августа 1887 года: полет Менделеева на воздушном шаре.

 4. Припасы для этих работ Менделеев закупал в Гостином дворе. Однажды выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: «Кто этот почтенный гражданин?»

– «Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик – это мастер   …   Менделеев».

Каких дел мастером называли Д.И. Менделеева?

Чемоданных дел мастер, так как в свободное время клеил коробки, футляры для альбомов и делал чемоданы.

5. Что происходило в доме Менделеевых по средам?

Д.И. Менделеев проводил у себя дома литературно-художественные среды с приглашением известных художников, литераторов, ученых – Репина, Крамского, Ярошенко, Шишкина, Куинджи, Бекетова, Меншуткина и др.

Известные русские художники на одной из "менделеевских сред", 1888 г.

 

6. В прихожей Менделеевых на столе лежала скатерть, расшитая женой Д.И. Менделеева шелковыми цветными нитками. Что было вышито на этой скатерти?

Гости на скатерти мелом оставляли автографы, позже вышитые женой Д.И. Менделеева цветными нитками.

Квартира-музей Д.И. Менделеева при СПБГУ.

 

7. Какому научному заключению Д.И. Менделеева до сих пор следуют все производители популярного напитка в России?

В 1865 году Д.И. Менделеев защитил диссертацию «О соединении спирта с водой», в ней он утверждал, что оптимальная концентрация спирта в водке должна составлять 40%, не смотря на то, что сам Д.И. Менделеев употреблял изредка только красное вино.

Согласно информации «Музея Водки» в Санкт-Петербурге, Менделеев считал идеальной крепостью водки 38°, но это число было округлено до 40, для упрощения расчёта налога на алкоголь.

8. Внимание на экран. Перед вами карикатура на выдвижение Д.И. Менделеева в члены Петербургской академии наук, опубликованная в журнале «Стрекоза» в 1880 году. Почему на ней Д.И. Менделеев изображен спящим?

Идею о периодической системе элементов Д.И. Менделеев долго не мог выразить в виде таблицы. Он много работал и однажды после трехдневной работы без отдыха прилег на тахту и сразу же уснул. Позже он рассказывал о своем сновидении: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».

 

 

В конце игры подводим итоги: подсчитываем число стрел и кружков у каждой команды. Помощник капитана сдаёт лист учёта, в котором отражена работа членов команды, что позволяет оценить знания учащихся.

Приложение. Презентация «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»

 

ЛИТЕРАТУРА

Балезин С.А., Бесков С.Д. Выдающиеся русские ученые-химики. – М.: Просвещение, 1972.

Бударина В.А. Игра-викторина «Медалисты» // Химия в школе. – 2004. – № 1. – С.63-65.

Буцкус П.Ф. Русские химики – практике // Химия в школе. – 1991. – № 2. – С.14-16.

Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: Высшая школа, 1991.

Воронков М.Г., Рулев А.Ю. О химии с улыбкой или основы пегниохимии. – С.Пб.: Наука, 1999.

Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. – М.: Просвещение, 1988.

Петрянов И.В., Трифонов Д.Н. Великий закон. – М.: Педагогика, 1976.

Сергеева М.П. К 120-летию открытия периодического закона // Химия в школе. – 1989. – № 1. – С.150-159.

Суртаева Н.Н. В Менделеевской гостиной «А.А.Блок и Менделеевы» // Химия в школе – 1992. – № 1-2. – С.49-52.

Третьяков Л.И., Марьяновская Ю.В., Масовер Н.Ю. Д.И. Менделеев и А.М.Бутлеров: этапы совместной научной деятельности // Химия в школе – 2002. – № 4. – С.93-96.

Хайнинг К. Биографии великих химиков. – М.: Мир, 1981.

Чубуков А.С., Егорова Г.И. Менделеевские чтения в Тобольске // Химия в школе. – 1988. – № 4. – С.58-60.

Интернет – ресурсы:

http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/455000/454340-cec0fcfb7e673c32.jpg

http://s-pb.in/images/stories/museums/mendeleeva.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/240/73240990_3431020_shar2.jpg

http://www.muctr.ru/about/history/mendel/paintrsb.jpg

http://www.nasledie-rus.ru/img/750000/750503.jpg

http://www.w-siberia.ru/images/2010/%D0%95%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%B2.jpg

http://scireg.livejournal.com/25719.html



[1] См.: Белова Г.Н. Интеллектуальная игра «Прямо в цель» // Химия в школе. – 2002 – №1. – С. 72-77;  Белова Г.Н. В мир алканов дорогами А.М. Бутлерова // Химия в школе. – 2006 – №4. – С. 66-70. Наводчикова М.П.,; Белова Г.Н.; Семенькова Н.И.,: Мишенина Н.Л. Интеллектуальная игра «Великий русский химик» // Химия в школе. – 2009 – №1. – С. 60-69.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»