Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска


Все статьи автора(6) Татьяна Владимировна Илющенко,
учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района г. Новосибирска

Диагностика личности подростка и её социальных связей

Социальный опыт подростка – многоуровневое психологическое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и действенного компонентов его жизнедеятельности. Социальный опыт является интегральной характеристикой процесса социализации личности и его взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием.

Познавательный (когнитивный) компонент социального опыта подростков проявляется, в первую очередь, в их социальных представлениях, понятиях и суждениях. При этом следует учитывать, что познавательный компонент и аксиологический (эмоционально-ценностный) компонент социального опыта реально едины: социальные знания всегда содержат и ценностный момент, самым тесным образом связаны с эмоциями, переживаниями, то есть своими корнями уходят в подсознание. Но основное содержание познавательного и аксиологического компонентов социального опыта формируется через сознание, хотя сам этот процесс не обязательно осознается ребенком.

Язык – основной канал, посредством которого ребенок приобщается к культуре и выстраивает свой социальный опыт. Отсюда так велика роль коммуникативного компонента социального опыта.

Действенный (поведенческий) компонент социального опыта следует рассматривать как практическую готовность к определенному поведению, то есть нацеленность на реализацию ребенком сложившихся социальных представлений и ценностей.

Социальный опыт подростков в значительной мере содержит в себе стереотипы. Социальные ценности общества, оформленные в виде норм, правил, оценок, традиций, для того, чтобы выполнить регулятивную функцию, должны фиксироваться в сознании, стабилизироваться. Это происходит не в предметной форме, а идеально, в форме стереотипов.

С большой степенью достоверности можно предположить, что определенные уровни социального становления подростка оказываются как бы базовыми основаниями для преобразования психических процессов в системообразующие свойства личности. Содержательно это означает, что на определенном уровне социального становления ребенка требуется специфичная, адекватная его опыту организация воспитания как процесса формирования потребностей и способностей отбирать и накапливать социально значимые ценности.

Социальное становление личности – это не просто превращение ребенка во взрослого. Одним из центральных вопросов исследования социализации подростков как педагогической проблемы является определение показателей социализации детей в подростковом возрасте.

Основываясь на понимании социализации как процесса самостоятельного выстраивания подростком своего социального опыта, хотелось бы выявить:

– содержательный параметр, который выражается через материальное и культурологическое содержание деятельности ребенка и проявляется в его представлениях о главных жизненных ценностях.

Для подобной диагностики целесообразно использовать следующие методики.

1. Недописанный тезис. Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребёнка.

Педагог просит ребёнка закончить следующие утверждения:

Я был воспитан с убеждением в том, что:

Семья – это …

Работа – это …

Деньги – это…

Учёба – это …

Мужчина – это …

Женщина – это …

Успех – это …

Важно объяснить ребёнку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.) Ребята могут также отметить, какие позиции они принимают (знаком +), а с каким категорически не согласны (знаком – ). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.

2. Ранжирование.

Педагог предлагает ребятам расставить по порядку личной значимости качества личности, ценности, занятия.

 

Качества личности

Ценности

Занятия

умный

друзья

читать

честный

труд

смотреть телевизор

скромный

знания

гулять

справедливый

Родина

веселиться, гулять

трудолюбивый

деньги

общаться с друзьями

верный

школа

учиться

ласковый

человек

помогать по хозяйству

добрый

природа

заботиться о животных

предприимчивый

здоровье

играть с малышами

общительный

семья

заниматься спортом

весёлый

успех

слушать музыку

энергичный

творчество

возиться с техникой

 

На основе изложенной выше диагностики социализации был изучен социальный опыт подростов как основы их социализации. При этом серьезное внимание обращалось на процедурные моменты исследования, в частности, на создание условий, располагающих детей к искренности. Для этого любая методика предусматривала добровольность участия детей, анонимность их ответов (или использование «секретных конвертов»), личностные доверительные отношения экспериментатора и детей.

Как мы уже отмечали выше, содержательная линия была обращена к анализу конкретных социальных представлений детей. Главным объектом внимания при исследовании содержательной стороны социального опыта подростков является речевая коммуникация, которая, переводя конкретно-персональный опыт на уровень понятий, делает возможной выработку наиболее простых суждений. Иными словами, высказанное ребенком понятие или суждение уже как бы обозначает его поступок уже существующий, ибо даже мысль есть «индивидуально-ответственный поступок».

Диагностическое исследование ценностных ориентаций обучающихся к выявленным общечеловеческим ценностям проводится с целью уточнения места этих ценностей в целостном педагогическом процессе. В ходе диагностики также выявляется иерархия ценностей подростков как таковой.

Подробное и поэтапное исследование позволит проследить динамику ценностных ориентаций обучающихся и оценить эффективность проводимой одновременно программой формирования ценностных ориентаций в ходе учебно-воспитательного процесса учебного учреждения.

Составление и систематизация методик диагностического исследования ценностных ориентаций обучающихся может способствовать, на наш взгляд, решению ряда задач:

– определение приоритетности ценностных ориентаций обучающихся;

– выявление динамики ценностных ориентаций на разных этапах обучения;

– оказание помощи учителям в определении дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций.

Далее приводятся результаты анкетирования в двух 8-х классах.

Презентация 1. Диагностика 8 кл.ppt

Презентация 2. Диагностика в 8 кл.ppt

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 197)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»