Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Людмила Леонидовна Рязанова,
учитель биологии высшей квалификационной категории
НОУ СОШ «Таланъ» г. Новосибирска

Внедрение экологического компонента на уроках биологии

Экологические проблемы стали приоритетными во всем мире, решение же их связано с воспитанием соответствующего мышления, формированием экологической культуры.

В настоящее время в области биологического образования происходит смена целевой ориентации. К основным изменениям относится экологизация содержания всех разделов биологии. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональные подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся  на раскрытие процессов приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах, роли человека в окружающей среде.

Актуальность экологического образования вытекает из создавшегося противоречия между экологическими проблемами и низкой потребительской культурой населения. Возникла потребность в развитии нового экологического сознания, культуры, мышления, формировании экологически грамотной личности.

Экологическое образование в школе предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

В связи с этим определяются приоритетные задачи в педагогической работе, целью которой являются формирование у учащихся экологической грамотности через внедрение экологического компонента в содержание курса биологии, формирование ответственного отношения к природе и понимания неразрывной связи человеческого общества и природы через внедрение экологического компонента в содержание курса биологии.

Внедрение экологического компонента в содержание образования УМК Н.И.Сонина, модернизация и адаптация учебных программ УМК Н.И. Сонина с учетом внедрения экологического компонента, создание системы оптимальных форм организации учебной деятельности, методов и приемов  обучения, отбор средств в аспекте экологизации, разработка норм образцов для анализа  внедрения экологического компонента во всех областях деятельности учебно-воспитательного процесса – основа экологического образования подрастающего поколения.

Цели и задачи урока биологии с элементами экологии в аспекте развития экологической грамотности приведены в таблице.

Цели

Задачи в аспекте экологизации содержания образования

Элементы педагогических технологий

1

Обучающая

Развитие знаний об экологии как науке, понимание универсальности смысла термина «экология», формирование знаний о взаимоотношениях живых организмов между собой и факторами окружающей среды, развитие представлений о приспособленности живых организмов к условиям обитания.

Технология проблемного обучения.

Технология развивающего обучения.

Развитие критического мышления.

Технология сопровождения

(ИКТ)

2

Развивающая

Развивать умения находить специфику живого через характер взаимосвязи частей и целого в биологической системе.

Развивать умения сравнивать организмы по способу питания, по способу приспособления  к факторам окружающей среды.

Развивать умения работать с разными источниками информации, умения использовать метапредметные знания, выделять глобальные экологические ситуации, уметь высказывать и научно обосновывать свою точку зрения по экологическим проблемам современности.

Технология развивающего обучения.

3

Воспитательная

Формирование основ активной нравственно экологической позиции ученика, желание участвовать в экологически ориентированной деятельности, пробуждение эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и попытка передать чувства в доступных видах творчества.

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.

Технология сопровождения

(ИКТ)

 

УМК авторского коллектива под руководством Н.И. Сонина дает возможность учителю биологии работать в любой технологии, использовать различные методы и приемы, дающие результат педагогической деятельности. В практической работе оптимально применение  технологии развивающего обучения, элементов технологии проблемного обучения (аспект на исследовательскую деятельность).

Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека целесообразно через различные формы работы: семинары, доклады, конференции, праздники, акции, беседы, творческие проекты, викторины, марафоны, диспуты.

Развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений через организацию проблемно-поисковой работы: практические работы, работа с различными источниками научной информацией, лабораторные работы, создание банка данных экологических проблем.

Методическая копилка, собранная за годы работы, даёт возможность поделиться накопленным опытом развития экологической грамотности на уроках биологии в 6-8 классах.

Методы и приемы работы

Форма работы

Деятельность учащихся на уроке

Узнавание, описание и выделение экологической информации

1

И.Н.Е.Р.Т.

(система маркировки текста)

Индивидуальная

Учащиеся карандашом делают пометки на полях, выделяя  факты, информацию экологического характера из текста учебника.

2

Чтение со стопом

Фронтальная

По ходу прочтения повествовательного текста ученики отвечают на подготовленные вопросы учителя проблемного, дискуссионного характера

3

Эвристический

Самостоятельная

Работа в парах

Используя рисунок, схему, иллюстрацию учебника, ученики пытаются объяснить биологический и экологический смысл цикла развития, смену поколений, приспособленность внешнего строения к условиям обитания.

 

4

Поисковый

«С миру по нитке»

Групповая

Ученики делятся на 3 группы. Группа № 1 изучает среду обитания организмов, группа № 2 – приспособленность к среде обитания, группа № 3 – экологическое значение организмов. Все составляют полную экологическую характеристику класса, отряда и т.д.

5

Ролевая игра

Групповая

Учащиеся получают карточки с названием представителей класса, отряда, семейства и т.д. Ученики согласно полученным карточкам объединяются в группы. Каждый участник должен найти и рассказать о приспособлениях к различным средам обитания этих организмов.

6

Составление трансфертного листа

Групповая

Ученики объединяются в несколько групп. Каждая группа получает лист с одним  вопросом, обсудив который в группе, нужно дать на него письменный ответ (2-3 минуты). По команде ученики обмениваются  листами столько раз, сколько их участвует в работе. Учитель забирает трансфертные листы. Каждая работающая группа изучает только один исследуемый вопрос, и эксперт из группы докладывает свой результат учителю. Учитель разрешает  эксперту проверить ответы всех групп на этот вопрос.

7

Графический организатор

Индивидуальная

Ученики составляют таблицу, состоящую из 2 частей: первая содержит название органа (или системы органов), а вторая включает адаптации этого органа (или системы) к образу жизни.

Сопоставление, анализ, применение информации

8

Прием «Бегущая строка»

Фронтальный, коллективный

«Бегущую строку» начинает учитель, а продолжают ученики. Цель приема – выявление многообразия и приспособленности к разным средам обитания. Например: 1. Животные, приспособленные к водной среде, – дельфин… (ученики продолжают строку)

9

Прием «Ключевое слово»

Фронтальный, коллективный

Учитель произносит « ключевое слово» (название животного), ученики рассказывают о приспособленности к среде обитания, экологическом значении.

10

Составление кластера

Парная, самостоятельная

Систематизации знаний о средах обитания. Оформляется в виде схемы в рабочих тетрадях.

11

Филологический диктант

Индивидуальная

Учитель зачитывает текст с пропущенными словами, ученики пишут текст полностью. Например: «Роль дождевых червей в биосфере»

12

Маркировочная  таблица

Индивидуальная

Самостоятельная

Ученики получают готовые маркировочные таблицы, в которой следует отметить  верное суждение знаком «+», а неверное знаком «-»  

13

Решение задач с экологической информацией

Самостоятельная

Ученики решают расчетные задачи.

14

Прием «Читательский семинар»

Коллективная

Учитель раздает тексты с дополнительной информацией, ученики выделяют главное. Рассказывают классу.

15

Прием «Кубик знаний»

Групповая

Учитель раздает кубик, на сторонах которого написаны вопрсы:1-представители, 2-места обитания, среды жизни, 3- особенности строения, связанные со средой обитания, 4-многообразие, 5- биологическое значение, 6-экологическое состояние.

16

Прием «ФИШ БОН»

Индивидуальная, групповая

 

Учитель рисует на доске скелет рыбы, на ребрах которой записаны вопросы. Ученики «доращивают» ответы.

17

Прием «Прерванная логическая цепочка»

Индивидуальная

Учитель раздает карточки с этапами какого-либо процесса, цепочки. Ученики восстанавливают логическую схему процесса.

18

Прием «Защита мини-проекта»

Индивидуальная

Учащиеся, используя различные источники информации, готовят сообщения, доклады по темам курса.

По авторской программе Н.И. Сонина в 6 классе школьники всесторонне изучают живой организм, в 7 классе знакомятся с многообразием живых организмов, в курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов. Изменения возможны во внесении в содержание курса материала, рассматривающего влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы.

В курсе биологии 7 класса изучаются многообразие живых организмов и различные типы взаимодействия между ними, поэтому целесообразно включение материала по экологии популяций и сообществ.

Биологическое содержание курса 8 класса позволило мне включить элементы, конкретизирующие влияние каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека, показать взаимоотношения человека с окружающей средой, с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными и культурными.

Класс

Программы по биологии

Экологический компонент

6

Живой организм

Основы экологии: организм и среда

7

Многообразие живых организмов

Основы экологии: экология популяций и сообществ

 

8

Человек

Экология человека. Человек в экосистеме (экологическая направленность)

 

Требования к уровню подготовки учащихся 6-8 классов по курсу «Биология» в экологическом аспекте различны, они приведены в таблице.

6 класс

7 класс

8 класс

  1. Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма.
  2. Описывать различные условия существования, среды жизни, компоненты среды обитания разнообразных живых организмов.
  3. Приводить примеры разнообразного взаимного влияния живых организмов и экологических факторов среды.
  4. Описывать и объяснять приспособления живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность различных организмов.
  5. Определять экологические группы организмов по отношению к различным экологическим факторам.
  6. Давать характеристику основным экологическим факторам и средам жизни.
  7. Понимать и объяснять значение основных экологических факторов для жизнедеятельности организмов разных периодов жизни и возрастных состояний
  8. Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия через охрану сред обитания.

1. Называть и приводить примеры разнообразия биотических связей.

2. Описывать характеристики популяций и сообществ.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия в жизни некоторых популяций и сообществ.

4. Понимать и объяснять разнообразие экологических взаимодействий.

5. Давать характеристику сообществам и их изменениям.

6. Понимать роль и значение различных организмов в круговороте веществ и непрерывности жизни.

7. Понимать роль человека как в объединении видового и экосистемного разнообразия, так и его восстановления и сохранения.

8. Понимать роль и значение охраняемых территорий в поддержании биоразнообразия.

  1. Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных экологических факторов на человека и его здоровье.
  2. Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.
  3. Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.
  4. Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.
  5. Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальном и духовном мире человека.
  6. Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных  позиций и ценностных установок.
  7. Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

 

Практическая ценность наработок  учителя биологии по основным разделам курса в перечне изменений,  внесенных  в авторскую программу по биологии под редакцией Н.И. Сонина. Вариант программы по биологии 6 класса «Живой организм».

Наименование темы, раздела авторской программы

Кол-во часов

Изменения, внесенные в программу

1

Основные свойства живых организмов

2

Особенности взаимодействия растений и животных со средой.

Основные среды жизни.

2

Органы и системы органов

3

Приспособления растений к условиям умеренного увлажнения.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Приспособления растений к разным типам опыления

3

Растения и животные как целостный организм

1

Совместное влияние на организм условий окружающей среды. Жизненные формы.

4

Питание и пищеварение

2

Основные типы взаимоотношений живых организмов. Цепи питания.

5

Дыхание

1

Газовый состав воздуха в жизни растений и животных

6

Размножение

1

Животные – опылители.

7

Рост и развитие

1

Роль животных в распространении семян и плодов растений.

8

Организм и среда обитания

3

Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Влияние человека на растительный мир и его охрана.

Влияние человека на животный мир и его охрана

 

Изучение курса «Живой организм» рекомендовано автором Н.И. Сониным на примере живых организмов и экосистем конкретного региона. Внедрение экологического компонента на уроках биологии в 6 классе способствует формированию знаний о многообразии животных и растений  как результате их приспособленности к разным средам обитания, раскрывает экологическую роль живых организмов на Земле.

Структура курса «Живой организм» дает возможность учителю применять на уроках краевой экологический материал, доказывающий необходимость бережного использования и охраны живых организмов.

Литература

1. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг, М.: АГАР, 2000.

2. Боголюбов С.А. Экология, М.: Знание, 1997.

3. Былова А. М., Шорина Н.И., Экология растений, 2004.

4. Криксунов Е.А., Экология, М.: Дрофа, 2001.

5. Сивоглазов В.И., Козлова Т.А., М.: Школа-Пресс,1996.

6. Никишов А. И., Кузнецов В.Н., Экология, 2000.

7. Черняк Л.В. , Маглыш С.С. Экологическое воспитание на уроках биологии. Минск, «ТетраСистемс», 2009.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»