Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Татьяна Александровна Манджавидзе,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МКС(К)ОУ С(К)ОШИ №116 V вида г. Новосибирска

Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) одной из основных задач является воспитание правильной речи у учащихся. И её осуществлением занимаются не только логопеды, но и все работники школы: учителя различного профиля, воспитатели, психолог, медперсонал.

Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости занятий во внеурочное время с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитывая, давая знания по предметам, мы постоянно в определённой системе развиваем, совершенствуем, корректируем речь каждого ученика. Необходимость этого предусмотрена «Положением о школе для детей с ТНР» и рядом других документов о работе учителя и воспитателя в учреждении подобного типа.

И одна из первостепенных задач – умело организовать учебно-речевую деятельность ученика в единой системе, в т.н. едином речевом режиме.

Главным условием в создании такой системы коррекции речи ученика является тесная взаимосвязь в работе учителя-воспитателя-логопеда, а также родителей. Только при такой единой направленности, тесной взаимосвязи, взаимопреемственности, когда каждое звено добротно выполняет свои функции, коррекционная работа будет успешной.

Где и когда воспитатель осуществляет коррекцию речи? Постоянно, во все режимные моменты: будь то прогулка, посещение столовой, уборка и.т.д. Воспитателю нужно умело использовать естественную ситуацию общения, не относиться пассивно к тому, как говорит, как общается его воспитанник. Если осуществляется разумный контроль, там нет проблем со звукопроизношением, там воспитывается самоконтроль у детей (добротно осуществляется психологический рефлекс «думаю-говорю»). Это выполнение принципа «логопедизации» всех режимных моментов.

Тщательный индивидуальный контроль способствует росту общей внятности речи, изживает аграмматизмы, приучает правильно произносить звуки и строить фразы. (Понятно, что для этого необходимо хорошее знание воспитателем индивидуальных речевых особенностей каждого ребёнка группы). Следовательно, повседневная требовательность воспитателя, его стремление добиваться правильной речи у ребёнка – самый эффективный приём в получении положительного результата.

Понятно, что по форме это будет индивидуальная работа с учеником, которая особенно ярко осуществляется при самоподготовке уроков, при подготовке к различным мероприятиям.

Проводит воспитатель и фронтальную коррекционную работу, т.е. со всей группой. Тема, направленность таких занятий могут быть разными, но всегда воспитатель речевой школы умело сочетает цель любого занятия с целью коррекции речи. Например, познавательная цель должна сочетаться или с целью закрепления какого-либо звука, или развития лексики по определённой теме («Овощи», «Транспорт», «Грибы»), или развития связной речи...

Господствующее место во фронтальных занятиях отводится играм, чаще дидактического характера. Это и игры, развивающие фонематический (речевой) слух, внимание, память, игры на закрепление звуков (речевое лото), грамматических форм, звуковые кроссворды и др. речевые игры. 

В младшем звене и старшем коррекционные цели разные. В младших классах главное направление, главная задача – это формирование фонематических процессов, постановка и закрепление звуков, коррекция нарушений слоговой структуры – т.е. работа над произносительной стороной речи, ибо на этом базируется вся последующая работа над речью.

Если неукоснительно соблюдается единый речевой режим (о чём говорилось выше), т.е. учитель, воспитатель, логопед и родители добросовестно выполняют свои функции, то в идеале к концу учебного года должны быть поставлены и введены в речь все звуки, кроме особо трудных случаев.

Общие рекомендации воспитателям младших классов по коррекции речи

1. Не мириться с неправильным звукопроизношением в бытовой речи. Если ребёнок сказал неправильно, следует тактично остановить его, проговорить самому в замедленном темпе, заставить повторить правильно. Воспитателю при этом необходимо тщательно следить за своей речью: говорить чётко, ясно, правильно, избегать многословия. Не допускается у воспитателя речевой школы неправильного произношения звуков. Не должно быть и явных дефектов дикции.

2. Ежедневно проводить занятия с ребёнком по закреплению правильного звукопроизношения по специальным индивидуальным (логопедическим) тетрадям.

Что такое индивидуальная логопедическая тетрадь? Это тетрадь, которая заводится логопедом для каждого ребёнка. В ней записывается дата проведения занятия, задания для отработки, например, отдельные упражнения для постановки звуков, картинки для закрепления звукопроизношения предметные, если ребёнок сам ещё не читает, сюжетные, повторение слогов, слов, предложений, стихов, потешек, текстов, отработанных ранее на логопедических занятиях. Могут быть разные варианты упражнений на развитие внимания, памяти, на различение звуков; по формированию лексико-грамматических компонентов языка и.т.д. Все виды заданий детям знакомы и ранее подробно разъяснены и пройдены на логопедическом занятии.

Воспитатель отрабатывает задание с ребёнком, отмечает трудности, которые у последнего возникают.

(Применительно к этому пункту, да и к остальным хочется напомнить следующее: воспитателю самому необходимо элементарно разбираться в сути нарушений устной и письменной речи учащихся. Различать правильное и неправильное произношение.

Вслушиваться в речь, консультироваться как можно чаще с логопедом группы, класса, с другими более опытными воспитателями, посещать логопедические занятия. На рабочем столе воспитателя должна обязательно быть памятка от логопеда с конкретными рекомендациями по каждому ребёнку и группе в целом).

3. Поскольку в подготовительном – 1-х классах школы V вида наиболее частыми нарушениями речи являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять данному направлению наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика. Это специальные целенаправленные упражнения, которые подготавливают  артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Воспитатель следит за чётким выполнением каждого комплекса (на каждый  звук - свои упражнения), соблюдая все рекомендации, данные логопедом. Большую помощь воспитателю окажут «Сказки о Весёлом язычке», и другие, которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для успешного речевого развития. Само собой разумеется, что воспитатель должен знать и уметь делать основные упражнения. Этому несложно научиться.

Занятия артикуляционной гимнастикой должны быть ежедневными, систематическими. У детей с дизартрией (а их большинство, до 80% в школе V вида) нарушен тонус всех речевых мышц: спастичность или, наоборот, вялость, слабость, особенно мышц языка. Даже, если звук поставлен, артикуляционную гимнастику не прекращаем делать первые два года, а для некоторых детей и дольше.

При всех возникающих затруднениях воспитатель обращается к своему логопеду, согласовывает с ним всю работу.

4. Поэтапность. Работа по исправлению звуков состоит из 3-х этапов, которые воспитатель должен знать и учитывать при организации своей внеурочной деятельности:

– подготовительного;

– этапа появления звука;

– этапа введения звука в речь.

На подготовительном этапе в обычной или игровой форме выполняются артикуляционные упражнения, сидя перед зеркалом, при достаточном освещении, чтобы и взрослому, и ребёнку можно было контролировать выполнение упражнений.

На этапе появления звука воспитатель закрепляет произношение изолированного звука на материале записей по логопедической тетради. При этом фиксирует внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука (т.е . на положении губ, языка, зубов).

Этап введения звука в речь или автоматизация звука. Это последовательное введение звука в речь: слог, слово, словосочетание, предложение, текст (по логопедической тетради). Данную последовательность нарушать нежелательно, нельзя спешить, вводить ещё слабый неотработанный звук в речь. Это может привести к его распаду.

Этап автоматизации звука у детей с ТНР – наиболее длительный. Это надо знать, учитывать при работе, набраться терпения. Больше использовать опору на наглядность – зрительный анализатор у речевых детей самый сохранный. Это схемы упражнений, речевые профили, буквы разрезной азбуки, макеты слогов, слов и др. наглядность.

Материалы к этапу автоматизации воспитатель может подбирать и сам, исходя из произносительных возможностей ребёнка, включать их в занятия. Например, на занятии по теме «Фрукты» воспитатель должен не только закреплять у детей представления о вкусе, форме фруктов, но и следить, чтобы воспитанники правильно употребляли автоматизируемый звук (в стихах, загадках и другом речевом материале о фруктах); чтобы, например, заикающийся ребёнок произносил фразы слитно, плавно; чтобы ребёнок с алалией строил фразы без аграмматизмов, не искажал слоговой структуры слова. То есть воспитатель должен умело сочетать цель занятия с целью коррекционной логопедической работы. Отсюда мы подходим к структуре внеклассного занятия в школе V вида.

5. Структура внеклассного мероприятия с коррекционной направленностью должна быть связана с этапами речевой коррекции.

Логопедические требования к структуре занятия:

1) Цель – коррекционная (обязательно) и познавательная (например, или какая-то другая).

2) Занятие должно включать речевые (фонетические) зарядки-речёвки на знакомом детям речевом материале. Нельзя брать материал со звуками, которые не поставлены у большинства учащихся группы. Такие речевые зарядки, особенно в игровой форме, нужно проводить ежедневно.

3) Любое внеклассное мероприятие должно стимулировать детей к дальнейшей работе над речью.

4) Обязательный учет воспитателем индивидуальных речевых особенностей и возможностей детей-логопатов.

6. Воспитатель должен работать над общим развитием детей: читать им книги, рассказывать, показывать, оречевлять предметы (т.е. называть их), знакомить с окружающим миром, тем самым, обогащать  словарный запас учащихся, рассказывать сказки и.т.д. При этом, опять же, следить за своим темпом речи, избегать многословности: лучше сказать мало, но правильно, постоянно давать образец правильной речи – дети многому подражают.

7. Когда ребёнок начнёт читать – обязательно ежедневное чтение детских книг самим ребёнком. Цель: совершенствовать навыки чтения, закрепить правильное произношение (а при чтении оно чаще правильное), развивать интуитивную грамотность, ибо при чтении дети запоминают написание многих слов, обогащать словарь.

Практика показывает, что хороший результат в развитии речи получают те учащиеся, которые много читают, с которыми регулярно в группе проводится должная работа над пониманием, осознанием текста, умением передать его содержание.

Остановимся на этом подробнее. Становление чтения у детей с ТНР – процесс достаточно длительный. Это обусловлено многими факторами:

1) недостатком понимания читаемого;

2) слабым развитием смысловой догадки;

3) несовершенством речи, поздним её появлением;

4) ограниченностью объёма их зрительного поля восприятия;

5) недостаточно сформированной оперативной памятью.

Поэтому требуется специальная предваряющая работа – тренировка.

Крайне важна многократность упражнений в самом чтении. Поскольку наши дети мало читают вне класса, важно организовать работу так, чтобы текст читался всеми учащимися неоднократно. Каждое повторное чтение можно сопровождать сменой задания. Например:

– Предварительное чтение.

– Чтение по абзацам.

– Чтение с «эстафетой» (ученики передают эстафетную палочку тому, кто будет читать).

– Выборочное чтение.

– Выразительное чтение и.т.д.

При этом воспитатель учит видеть границы предложения, умело передавать интонацию начала-конца фразы. На этом этапе увеличивать долю чтения про себя. Данный вид чтения является достаточно сложным для детей с задержкой психического и речевого развития, т.к. понимание прочитанного ориентированно только на зрительное восприятие текста. Поэтому на первых порах рекомендуется вводить т.н. «жужжащее» чтение, т.е. чтение шёпотом. В этом случае процесс осмысления текста опирается на работу и зрительного, и слухового, и речедвигательного анализаторов.

Осмысление текста является очень важным моментом, ведь учащиеся с речевой патологией зачастую читают текст поверхностно, основные усилия затрачивают на прочтение, но не смысл. Отсюда многое из читаемого остаётся не замечено и не понято. Зная это, воспитатель часто предлагает выборочное чтение («Прочитай самое главное...., смотри на заголовок...»). Или слабому ученику предлагается найти ответ на данный вопрос. Допускается отмечать в тексте карандашом наиболее важные мысли. Подобные виды работы с текстом должны постоянно присутствовать при самоподготовке.

Из-за того, что часть слов при чтении предложений выпадает из поля зрения ученика, опять же не все смысловые связи им улавливаются. Поэтому целесообразно перед чтением, и в работе вообще, использовать игровые приёмы на расширение поля зрения, на усиление внимания к буквенному составу слова, на развитие оперативной памяти.

Опыт показывает, что если в группе нет постоянной тренировки чтения художественной литературы, нет работы с периодической печатью, рост навыка чтения учащихся крайне слаб, а порою можно даже наблюдать деградацию чтения, осмысления. И это всё потом негативно скажется в старших классах, где начнётся изучение наук по программе и учебникам массовой школы. Не осмыслив прочитанный материал, художественное произведение, ребёнок его не поймёт, не усвоит.

Т.е. неполноценный навык чтения закладывает в будущем неуспех ребёнка в остальных дисциплинах, подрывает основу формирования ребёнка как саморазвивающейся личности.

Вывод: нельзя недооценивать роль занятий по развитию навыка чтения.

8. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Это и рисование, и штриховка, рисование фигур по точкам, по контуру, обводка, дорисовывание фигуры до целого образа, рисование пальцами, рисование по клеточкам - этот вид хорошо «выводит» (по сведениям некоторых литературных источников) из дислексии.

Выкладывание различных предметов и геометрических фигур из спичек, счётных палочек, вырезание ножницами. Хорошо развивают пальцы и элементарные навыки самообслуживания такие, как: завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание пуговиц, пришивание пуговиц и.т.п. Если ребёнок не владеет этими навыками, надо его научить.

Велика роль и пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр. Это различные упражнения, которые делаются с помощью пальцев.

На пальцах и на ладонях есть «активные» точки, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой будут способствовать поддержанию хорошего тонуса. Пальчиковая гимнастика обязательно должна присутствовать на внеклассных занятиях. А, если она сопровождается произнесением небольших весёлых стишков, то это ещё и развитие чувства ритма (совмещение ритма движения с ритмом слова) и координации движения.

Развивая мелкую моторику, мы также готовим руку ребёнка к письму. Исчезает скованность движений, кисть становится более гибкой, что в дальнейшем облегчает навык письма.

Роль мелкой моторики очень велика в развитии речи.

9. Создавать на занятиях спокойную, комфортную обстановку, способствующую воспитанию интереса и желания говорить правильно. Поощрять успех, чаще хвалить, ни в коем случае не ругать ребёнка при неудачах.

Не забывать, что эти дети эмоционально неустойчивы, истощаемы психически, легко возбудимы или, наоборот, заторможены. Поэтому при организации занятий учитывать психо-физические и возрастные индивидуальные особенности детей.

10. Не забывать, что исправление речи требует систематических, порой продолжительных по времени занятий. У большинства детей помимо дизартрии, алалии, заикания (или их сочетаний) имеется значительная задержка психического развития. С этой категорией детей нужно заниматься ещё упорнее, дольше, регулярно, а не раз от раза. Само по себе без целенаправленного коррекционного обучения у них ничего не пройдёт и улучшений не будет. Только совместными усилиями учителя, воспитателя, логопеда, медиков и родителей можно добиться успеха в формировании правильной речи.

Таковы основные рекомендации воспитателям по коррекции речи. Это, конечно же, не всё. Воспитатель ведёт гигантскую работу: это и воздействие на личность ребёнка в целом, и работа над другими аспектами речи.

Для осуществления единого речевого режима, построения разумной коррекционной работы, а в итоге получения положительного результата в речи, воспитателю необходимо проделать определённую предварительную работу: всесторонне изучить, проанализировать состояние речевых возможностей группы в целом и каждого ученика. С другой стороны, знать требования программы по развитию речи данного класса. И только с учётом этого организовывать как индивидуальную, так и фронтальную работу по коррекции речи.

Хорошо, если в группе подводятся итоги недели, итоги внеклассного мероприятия, через которые даются анализ и оценка каждому ученику в соблюдении речевых правил. Делается упор на положительный результат. Это стимулирует речевую деятельность детей, вызывает желание говорить лучше, мобилизует на овладение правильной речью.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»