Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(10) Валентина Васильевна Занина,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 177
Дзержинского района г. Новосибирска

Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации

Школьная библиотека является культурным учреждением, и как всякое культурное учреждение призвана выполнять воспитательную функцию. Слово «культура» изначально означало «взращивание». Для того чтобы кого-то взрастить, необходимо питание. Слово «воспитание» имеет один корень со словом «питание», стало быть, «воспитание» предполагает насыщение воспитуемого, но не только материальной, а духовной и интеллектуальной пищей. Процесс воспитания школьников осуществляется как непосредственно в помещении библиотеки, так и классах во время библиотечных уроков. Среди задач, поставленных новыми Федеральными государственными образовательными стандартами II поколения, предусматривается развитие у учащихся ряда компетентностей, среди которых коммуникативные компетентности являются базовыми. Целью воспитания является создание гармонично развитой личности, обладающей рядом ключевых компетентностей, устойчивой к вызовам современной реальности, имеющей навыки коммуникативного общения. Сегодня мы попытаемся осветить вопрос воспитания у школьников навыков межличностного и группового общения, воспитания детской коммуникабельности и роли книги в этом процессе.

Какова роль общения в жизни каждого человека:

– через общение человек получает знания об окружающем мире;    

– происходит передача опыта, обмен информацией, новостями;

– благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

– происходит усвоение правил поведения;

– нравственные качества формируются в общении;

– характер формируется в общении;

– общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его;

– человек оценивает себя как бы глазами других людей, делая взгляд на себя «со стороны».

Исходя из вышесказанного, следует логический вывод, что человек по своей природе тесно связан с обществом, с людьми, потому что он – существо общественное.

В детской социальной среде существует великое множество способов и средств развития и усовершенствования навыков общения: школьные праздники, викторины, классные часы, диспуты, дискуссии, интеллектуальные игры, школьные вечера, посиделки, различные мероприятия районного, городского, областного масштаба. В эпоху Интернета этот спектр расширился и приобрёл новые возможности для общения даже с теми людьми, которые находятся в географическом отношении на значительном отдалении друг от друга, практически в любой точке планеты. Однако в последние годы было замечено не только психологами и социологами, но и обычными людьми, что между людьми стали чаще проявляться трудности в общении, неадекватность понимания собеседника, нежелание принять точку зрения оппонента, а то и прямое проявление агрессии. Существует много причин, мешающих открытому общению людей: нездоровье, усталость, материальные и бытовые затруднения, проблемы в семье и другие. Для того чтобы общение было полезным и приятным для всех его участников, необходимо как можно раньше начать воспитывать в детях такие душевные качества, как доброта, отзывчивость, толерантность, взаимопонимание, умение слушать собеседника, скромность, тактичность, способность к сочувствию, или эмпатия, умение прощать обиды.

Самым верным помощником в воспитании навыков общения является литературное произведение: будь то сказка, стихотворение, рассказ, повесть или роман. На примере литературных героев можно показать детям, а главное, дать им прочувствовать как надо или, наоборот, как не надо поступать в той или иной ситуации. Художественный образ помогает сформировать образ поведения в самых разных ситуациях, способствует расширению сферы общения, помогает человеку ощутить себя частью общества, одухотворяет и возвышает его, развивает его духовный потенциал. На первое место, во главу угла среди печатных произведений, оказывающих благоприятное воспитательное воздействие, я бы поставила Библию и учение Иисуса Христа.

А среди писателей и поэтов для меня непревзойдённым воспитателем является великий Александр Сергеевич Пушкин, ведь «чувства добрые» он «лирой пробуждал». Уже немалое число поколений выросло и воспитывалось на его произведениях. В 2011 году исполнилось 200 лет Царскосельскому лицею, в котором воспитывался А.С.Пушкин. По этому поводу я написала небольшое стихотворение и предлагаю его вашему вниманию. (Стихотворение демонстрировалось на областном поэтическом марафоне «Души прекрасные порывы» 7 октября 2011г., организованном Новосибирским областным фондом сохранения и развития русского языка «Родное слово» в честь 200-летия Царскосельского лицея.)

(Прилагается электронная презентация стихотворения)

Царскосельский лицей

               Во славу Пушкина

В год юбилея Царскосельского лицея

Стихи восторженно хочу я произнесть,

В честь незабвенного кумира, в чьём лице я

России с Африкой союз хочу вознесть!

 

Мы благодарны Эфиопии далёкой

За то, что Ганнибала родила,

Ещё спасибо матушке России,

Что сына Африки с любовью приняла.

 

Быть может в глубине веков когда-то

Обамы предок с предком Пушкина дружил

И волею судьбы случайно

Один в Россию, а другой в Америку отбыл.

 

Слух о тебе прошёл не только по Руси великой!

Тебя узнал весь мир и превознёс!

Великий Пушкин, твой кудрявый лик я

Храню на сердце с детства до седых волос.

 

Двести лет уже прошло –

Это много или мало?

Сколь воды уж утекло,

Сколь событий отбывало.

 

С той поры, когда пиит

Перешагнул порог лицея,

Знал ли он, что через год

Москва сожжённая французов одолеет?

 

Знал ли он – пройдёт сто лет –

Перевернётся строй эпохи,

А через двадцать лет затем –

Ужасные переполохи!

 

Прошло уж двести лет

И что ж? Страна в глобальных переменах!

Но лучезарный гений твой

Летит сквозь время неизменно!

                                           В. Занина

То, к чему нас призывал великий Пушкин, чему посвятил свои величайшие произведения, сегодня не только не утратило своего значения, наоборот, стало ещё более актуальным, потому что доброты как-то поубавилось в современном мире. Если в былые времена семейное чтение было делом обыденным, чем-то само собой разумеющимся, для мамы естественным занятием было чтение сказок на ночь своим малышам, то сегодня эту функцию взял на себя телевизор и компьютер. Но разве может техника дать то душевное тепло и энергетику, которое передаётся детям при семейном чтении? При совместном чтении всегда есть возможность высказать свои мысли, выразить свои эмоции, возникшие в процессе чтения, поругать виновного, пожалеть обиженного литературного персонажа. А ведь это весьма важный фактор в воспитании детей.

Неиссякаемый кладезь человеческой мудрости являют собою сказки. Чем больше сказок узнает в детстве ребёнок, тем больший заряд положительной энергетики он понесёт с собой по жизни. На эту базу в дальнейшем будут накладываться новые впечатления от произведений для детей более старшего возраста, благодаря чтению человек увидит мир во всём его многообразии. Откроет для себя Толстого, Чехова, Достоевского, Куприна. Такой читательский опыт бесценен, поскольку формирует навыки коммуникативного общения людей, помогает разбираться в самых запутанных ситуациях и находить правильное решение. А ведь что может быть важнее умения договориться, найти взаимопонимание, выслушать и понять друг друга. Поэтому сегодня, как никогда, остро перед каждым из нас стоит задача культивирования в себе такого бесценного качества, как доброта.

***

Завещал Иоанн Иисусу,

Чтоб крестил не водой, а огнём,

Дабы злые смертельные узы

Жечь любовью своей и добром

 

Взращивать в себе доброту должны не только дети, но и мы, взрослые, на протяжении всей своей жизни. Это – главный залог успешного взаимодействия и общения. А пищу для этого нам дают книги.

 

Литература:

1. Панченко И.П. «Что значит быть учеником?»; «Практика административной работы в школе» №6, 2011 г.

2. Охапкина М.В. «Этические студии в работе классных руководителей»; «Классный руководитель» №1, 2000 г.

3. Лукина Н.П., Пенькова Г.В. «Учимся думать о себе и о других» ; СПб.: «Специальная литература», 1997 г.- 320 с.

4. Волкова Е.В. «Классный час «Умеем ли мы общаться друг с другом»; «Классный руководитель» №2, 2012 г.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»