Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Ведущая рубрики
Елена Петровна Захарченко,

старший воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада № 481 «Колобок» Ленинского района г. Новосибирска


Юлия Васильевна Шипуль,
воспитатель группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата МКДОУ детского сада № 481 «Колобок» Ленинского района г. Новосибирска

Ольга Владимировна Набережных,
воспитатель группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата МКДОУ Детский сад № 481 Ленинский район г. Новосибирска

Построение образовательного процесса на основе детского туризма

Все начинается с детства. Величайшая истина. Тысячу раз прав В.А. Сухомлинский, сказавший эти слова. Здоровье и культура, познавательный интерес и активная жизненная позиция – абсолютно все личностные качества закладываются (или не закладываются) именно в детском возрасте. И сегодня требования к дошкольному образованию направлены на обеспечение баланса фундаментальности и компетентностного подхода (Н.В.Федина). Развитию в единстве познавательной, эмоциональной и практической сферы личности ребенка способствует интеграция образовательной деятельности.

В настоящее время в ДОУ возрастает объем и интенсивность учебно-познавательной деятельности детей (Р. Стеркина), что приводит к снижению и без того недостаточного уровня двигательной активности детей (А. Б. Лагутин; И. М. Козлов, и др.). Благодаря постоянно возрастающей информатизации современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но при этом они значительно реже восхищаются и удивляются, сорадуются и сопереживают.

В связи с этим, детский туризм как форма организации образовательной деятельности, в которую на фоне высокого уровня двигательной активности органично интегрируется развитие познавательных способностей и формирование личности ребенка, представляется нам целесообразным.

С одной стороны, туризм создает огромные возможности для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования основ здорового образа жизни через активизацию двигательного режима.

С другой стороны, прогулки – походы, экскурсии способствуют развитию любознательности, инициативы, творчества, трудолюбия и самостоятельности, морально-волевых качеств, дружеских взаимоотношений между детьми, устанавливается активное сотрудничество с родителями. Во время пеших прогулок и экскурсий ребенок знакомится с историей и культурой родного края.

Еще один немаловажный аспект данной деятельности. Все мы хорошо знаем, что успехи детей в будущей школьной и дальнейшей жизни во многом определяются моральными и волевыми качествами. Именно эти качества обеспечивают преодоление трудностей, стремление к победе, влияют на взаимоотношения в коллективе. Большинство волевых качеств можно воспитывать в условиях прогулок, прогулок-походов. Это дисциплинированность, настойчивость, терпеливость, смелость, решительность.

Все вышеизложенное стало основой для разработки в детском саду проекта по построению образовательной деятельности на основе детского туризма.

Цель проекта –создать условия для формирования физических, валеологических, познавательных качеств дошкольников на основе детского туризма.

Задачиформулируются по направлениям:

– эколого-краеведческое;

– эколого-валеологическое;

– эколого-туристическое;

– экологический практикум;

– взаимодействие с родителями.

Нормативно-правовые документы организации туристической работы с дошкольниками:

1. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.

2. Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства Здравоохранения РСФСР 0т 11.07.02 г.

Этапы работы

1 этап. Теоретический.

Цель – разработка перспективного планавключения туристической деятельности в образовательный процесс.

На первом этапе разработан перспективно-тематический план решения туристических задач в образовательной деятельности. Данный план включает как «точечное» решение задач проекта при организации разных видов детской деятельности, так и планирование специальных мероприятий, решающих целый комплекс педагогических задач.

Образовательное пространство постепенно расширяется от ближайшего окружения ребенка в детском саду до родного Юго-Западного жилмассива, а позже – и всего города.

2 этап. Практический.

Цель – решение поставленных задач посредством включения дошкольников в различные виды детской туристической деятельности.На этапе реализации проекта дошкольники включаются в разные виды деятельности: прогулка, поход, экскурсия, беседы, конкурсы, викторины, составление карт, экологический праздник, инсценировки, игры, изобразительная и продуктовая деятельность. В летний период была организована проектная деятельность с детьми «Мы – туристята». Родители – активные помощники в проведении всех туристических мероприятий.

Одним из первых шагов была организация развивающей среды в группе: вместе с детьми придуман девиз, создан туристический уголок с рюкзаком, палаткой, принадлежностями для костра: тренога, котелок, спички(!), термос и т.д. При организации любой деятельности особое внимание обсуждению вопросов безопасности!

Организация работы с детьми предусматривает наличие тематических модулей (мини-проектов), каждый из которых содержит определенный сюжет. Для этого педагогами активно используются не только реальные, но и виртуальные путешествия: на необитаемый остров, Северный полюс, озеро. Итогом проектов становились фоторепортажи, альбомы, книги, сделанные детьми. Например: «Зимние забавы», «Мой Новосибирск», «Одежда для туриста», «Урок выживания» и т.д.

И, конечно же, основная роль отводится прогулке. На территории детского сада это спортивные игры, эстафеты, игры на ориентирование и поиск предметов, игры с туристическим снаряжением и даже организация полевой кухни. При «дальних» прогулках вместе с детьми выбираем и «прорабатываем» маршрут, готовим снаряжение, формулируем правила безопасного поведения, выбираем руководителя похода, ответственных. В течение года мы с детьми ходили на ближайшие остановки, к светофорам, к зданию автокомбината, на Бульвар Победы, на озеро, ездили в Бугринскую рощу.

Результаты работы по проекту:

Детский туризм зарекомендовал себя как эффективная форма не только совместного активного отдыха детей и взрослых, но и как интегрированная форма организации образовательного процесса. Работа по проекту способствует:

– оптимизации образовательной нагрузки на ребёнка;

– формированию целостной картины окружающего мира и своего места в мире природы;

– раскрытию креативных возможностей ребенка в процессе освоения им позиции субъекта своей деятельности;

– повышению педагогической компетентности родителей, их заинтересованности в детской деятельности;

– появлению (расширению) общих интересов детей и родителей. 

Но главное, чему учатся дети-туристята, – не быть равнодушными ко всем неполадкам в жизни и в первую очередь в природе, расти Человеком с большой буквы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела