Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Анна Викторовна Казанцева,
старший воспитатель МАДОУ № 373 «Скворушка» Дзержинского района г. Новосибирска

Организация проектной деятельности в условиях ДОУ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. Дошкольные учреждения в 2011-12 учебном году переходят на комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса. Основу организации образовательного процесса в этих группах составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Образовательный процесс в ДОУ строится на принципах интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка). Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, а также сочетание в себе различных образовательных областей является технология проектирования.

Человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов в социальном окружении. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности. Способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в пространстве культуры. При этом познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры. Но как культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры? Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Работая над проектом, педагоги организуют интересную и творческую воспитательно-образовательную деятельность.

В МАДОУ № 373 увлечение педагогов проектной деятельностью началось еще в 2009 году. Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривалась как педагогическая инновация, так как в основу проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности детей на результат, который будет получен в результате решения педагогами и детьми какой-то проблемы. Особенностью проектной деятельности в МАДОУ явилось то, что ребенок не мог самостоятельно ответить на интересующие его вопросы, которые выходили за рамки образовательной программы. Поэтому в образовательном процессе проектная деятельность носила характер развивающий, когда все участники этого процесса обогащали свой образовательный ресурс. В ходе реализации проектной деятельности происходило смешение приемов овладения определенной областью практического и теоретического знания. За это время педагогами разработано и реализовано свыше 20 проектов различной направленности, включая и взрослые проекты, и детские.

Проекты наших педагогов участвовали в конкурсах различного уровня – от районных до всероссийских. Педагогическое проектирование позволило интегрировать сведения из разных областей знаний для решения той или иной проблемы. В процесс проектирования были вовлечены дети всех возрастов. В младшем возрасте были реализованы взрослые проекты, направленные на раскрытие детьми знаний из ближайшего окружения. Это такие темы, как «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Мои первые книжки», «Учимся одеваться правильно» и многие другие. Выбор этих тем определен не только образовательной программой, но и проблемой адаптации малышей в ДОУ, а также сближения родителей и ДОУ. В старших группах педагоги вышли на более высокий уровень организации проектной деятельности. Например, воспитатель Красотина Т.А. подготовила «взрослый» проект «Воспитание толерантности в ДОУ», целью которого стало формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий. Воспитатели Трудолюбова О.В. и Акимова Л.А. подготовили детские проекты, направленные на воспитание у детей и родителей культуры пожаробезопасного поведения «Огонь-друг, огонь-враг». Проектная деятельность педагогов способствовала развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактике и технологии образовательного процесса. Занятие проектной деятельностью помогло педагогам достаточно плавно включиться в процесс перехода дошкольного учреждения на новые формы работы по реализации ФГТ.

В октябре 2012 года МАДОУ № 373 детский сад «Скворушка» приобрел еще один новый корпус. Увеличилось количество детей, а в соответствии с этим и вырос штат педагогов. Чтобы обеспечить качественную педагогическую деятельность в учреждении, необходимо было вовлечь молодых специалистов в систему педагогической работы ДОУ, созданную на протяжении нескольких лет. В том числе и обучение их проектной технологии. В этой работе неоценимой является помощь воспитателей и узких специалистов, которые пропустили через себя все тонкости организации и реализации разных по сути и направленности педагогических проектов. Метод проектов в работе с дошкольниками – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен стать для молодых педагогов способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Первым шагом к обучению стало проведение семинара-практикума, на котором молодых педагогов познакомили с методическим сопровождением внедрения проектной деятельности в образовательный процесс. Затем выступили педагоги-стажисты и познакомили коллег со своими педагогическими наработками по созданию проектов, поделились плюсами и минусами их реализации. По окончанию работы семинара был дан старт написанию проектов на тему «Мой дом, мой город, моя страна». В методическом кабинете для педагогов была подготовлена методическая литература по данной проблеме, состоялись индивидуальные консультации, были подготовлены методические рекомендации по созданию проектов. Педагоги познакомились с различными проектами на сайте дошкольного учреждения. В процесс подготовки проектов были вовлечены родители. Уже спустя месяц состоялась презентация этих проектов. Были подготовлены проекты педагогами, работающими на группах разных возрастов. Педагоги Чепелова В.В. и Трубачёва Е.А. подготовили проект «Мой город», в котором представили совместную работу педагогов, родителей и детей по ознакомлению с родным городом. А педагоги Смольянинова М.С. и Гришулина О.Е. показали своё умение в создание проектной деятельности с детьми раннего возраста.

Подготовка проектов повлияла на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств, ну, а самое главное – это повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Использование методов проектирования связано с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, а также личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Проекты, представленные молодыми педагогами, отражали деятельность дошкольников за небольшой период времени. Эти проекты были связаны с тематикой воспитательно-образовательного процесса. Использование метода проектирования в работе с детьми позволило повышению самооценки ребенка, сотрудничеству с родителями и повышению их роли в воспитании детей, а также качественно повлияло на повышение личностного потенциала и профессионализма работников. Несмотря на довольно маленький срок работы в ДОУ, педагоги смогли стать активными участниками педагогического процесса в ДОУ.

Таким образом, проектная деятельность в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, а также даёт возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста – от проекта к проекту.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела