Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Наталья Семеновна Гетман,
инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области

Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ в условиях ФГТ

Все более очевидным становится несовершенство традиционного подхода в физическом воспитании дошкольников и, как следствие, продолжающийся процесс ухудшения здоровья, проблемы с адаптацией детей в школе.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для ДОУ. Это не случайно, так как констатируется снижение двигательной активности, начиная с раннего детства. Все больше детей вырастают в условиях, когда прогулки ребенка производятся в коляске, хотя он умеет ходить; автоматизация и компьютеризация быта, учебы и труда; пассивный отдых; развитие индустрии развлечений, практически не требующих мышечных затрат; развитие транспортной индустрии – определяют малоподвижный образ жизни современного человека. Плюс к этому завышенные требования, как со стороны родителей, так и педагогов. Ни для кого ни секрет, что существует ограничение детей в сфере движений в условиях как детского сада, так и в семье. Из прогулок зачастую исчезают подвижные игры и спортивные упражнения, как организованные взрослыми, так и самостоятельного характера. При режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья наших детей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.6.2 ст.9) приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наш педагогический коллектив позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры в развитии системы образования, так как они направлены на:

– желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

– создание условий для того, чтобы учитывать особенности развития и интересы детей.

В связи с этим на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой была разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок», которая направлена на обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

В области физического воспитания программа предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, пагубно влияющих на положительные взаимоотношения детей в коллективе.

В образовательной области «Физическая культура» определены цели и задачи, которые соответствуют ФГТ.

ЦЕЛЬ: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

ЗАДАЧИ:

– развитие физических качеств (скорости, силовых, гибкости, выносливости, координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В детском саду накоплен опыт по спортивно-оздоровительной работе, но коллектив не останавливается на достигнутом. Мы ищем новые формы работы для достижения оптимальной двигательной активности подрастающего поколения. Наши педагоги отличаются восприимчивостью ко всему новому, опираются на достижения науки и потребности общества, становятся организаторами инновационной деятельности.

Исходя из этой проблемы, мы в нашем МКДОУ «Родничок» в р.п.Линево наряду с традиционными ищем новые формы работы. Эта проблема волнует не только инструкторов по физкультуре, но и все структурные подразделения. В детском саду разработана эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих и инновационные формы работы с детьми.

I. Прием детей и утренняя гимнастика, которая повышает эмоциональный тонус, активизирует мышечный тонус, закаляет организм, проводится на улице в любое время года, что значительно увеличивает оздоровительный эффект утренней гимнастики и повышает двигательную активностьА.

II. В образовательный процесс введен дополнительный час двигательной активности детей – «динамический час». Организуется он на дневной прогулке. Его длительность составляет 18-20 мин в группах младшего и среднего возраста и 25-30 мин в группах старшего дошкольного возраста. Содержание динамического часа определяется в соответствии с возрастом детей, упор делается на основной вид деятельности – игру.

Структура динамического часа состоит из 2-х частей:

1. Оздоровительная разминка: подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

2. Оздоровительно-развивающая часть – тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Число заданий зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения динамического часа. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты.

Варианты построения динамического часа:

– игровые упражнения и подвижные игры;

– игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

– спортивные игры и игровые упражнения;

– игровые упражнения, игры-эстафеты;

– игровые упражнения, хороводные игры.

В наиболее холодные зимние месяцы динамический час организуется в центрах двигательной активности – холлах детского сада, спортивных залах при соблюдении температурного режима в облегченной одежде.

I. Оздоровительный час (подвижный час) – основным приемом организации подвижного часа является игровой момент. Организуется во 2 половине дня. Организация игрового часа предусматривает творческий подход – можно подобрать любую игру, использовать музыкальное сопровождение и художественное слово, ввести игровые персонажи. Необходимым условием является учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние.

II. Час двигательного творчества. Детям предоставляется возможность самим выбрать вид детской деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т.д. Предоставляется возможность почувствовать себя хозяевами в спортивном зале или на спортивной площадке, освоить их пространство. Дети самостоятельно перемещаются в зале – это их раскрепощает; способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает у детей уверенность в своих силах. Час двигательного творчества стимулирует активность детей.

III. Эффективным способом повышения двигательной активности стало использование нестандартного оборудования, поддерживающее интерес детей к занятиям физическими упражнениями в разных видах деятельности в течении всего дня.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая в дошкольном учреждении и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности позволяет снижать заболеваемость воспитанников; позволяет предложить детям насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность без увеличения нагрузки и реализовать главную их потребность – потребность в движении.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые формы работы для достижения оптимальной двигательной активности подрастающего поколения.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела