Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(4) Валентина Петровна Калинина,
социальный педагог, учитель технологии,
руководитель Комплексного краеведческого музея «Закаменская слобода»
МБОУ СОШ № 52 Октябрьского района
г. Новосибирска

Все статьи автора(2) Рита Александровна Бричеева,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ СОШ № 52 г. Октябрьского района г. Новосибирска,
Отличник народного просвещения

Деревенские посиделки

(сценарий детского фольклорного праздника)

 

Продолжительность: 40 минут.

Место проведения: 3-тий  зал музея «Русская изба» МБОУ СОШ № 52.

Гости: ученики 4 «А» класса, бабушки, дедушки, родители учащихся.

Хозяйка: руководитель музея «Закаменская слобода» Валентина Петровна Калинина.

Ведущая: учитель начальных классов, классный  руководитель Рита Александровна Бричеева.

Баба, Дед: Бажина Катя, Саулин Денис, ученики 10-го класса, члены Совета музея.

Цель: воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа, любви к Родине, родному краю, родным.

Задачи:

– знакомство детей с бытом русской деревни, традициями и обрядами, русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством;

– развитие внимания, памяти, речи.

Оформление. На заднем плане макет печки, на печке кукла – дед в натуральную величину, полати, около печки лоскутный занавес, подвешена зыбка с куклой девочкой.

Вдоль стен скамьи, на одной из них кукла – хозяйка в натуральную величину, в народном костюме. На подвесных полках глиняные горшки, возле печки старинные чугуны, утюги.

У окна стол, накрытый яркой скатертью, на столе угольный самовар, расписная посуда, угощения, дымковские игрушки.

В красном углу иконы. На стенах, в рамках старинные фотографии, вышивки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети.

Дети одеты в русские народные костюмы. Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка, мальчики плетут пояса.

Ход мероприятия.

Появляются хозяйка в русском костюме и ведущая.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости!

Ведущая: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем! У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

В избу входят еще гости. Девочки в пёстрых кофточках и длинных юбках из красного ситца, а на плечах — красивые цветные шали. Мальчики в рубахах навыпуск и отделанных яркой тесьмой.

Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

Ведущая: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

Ведущая: А не скучно ли вам? А чему вас научили бабушки, дедушки?

Ребята исполняют различные шутливые диалоги, например:

1.     – Федул, что губы надул?

– Кафтан прожёг.

– Можно зашить.

– Да иглы нет.

– А велика ли дыра?

– Один ворот остался.

2.     – Фома, что из леса не идёшь?

– Да медведя поймал!

–Так веди сюда!

– Да он не идёт!

– Так сам иди!

– Да он меня не пускает!

3.     – Сынок, сходи за водицей на речку!

– Брюхо болит!

– Сынок, иди кашу есть!

– Что ж, раз мать велит – надо идти!

4.     – Что ваши девчата делают?

– Шьют да поют.

– А матушки?

– Порют да плачут.

5. – Фома, у тебя в избе тепло?

– Тепло. На печи в шубе согреться можно!

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски.

– Эх, топни нога, топни правенькая.

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

– Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Четыре девочки выходят плясать, исполняют частушки.

1-я девочка

Шире круг, шире круг.

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать.

Нас идёт четыре.

2-я девочка

Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3-я девочка

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

4-я девочка

По деревне я шла

И Ванюшку видела –

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

1-я девочка

Балалаечка-гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

2-я девочка

Сидит ёжик на берёзе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге фуражка.

3-я девочка

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.

1-я гостья: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

2-я гостья: Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки.

Один из гостей обращается к ворчуньям:

– Акуля, что шьёшь не оттуля?

2-я гостья: А я, батюшка, ещё пороть буду.

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Угощает всех конфетами, начинает:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка-ряба.

Снесла курочка яичко.

Не простое – золотое.

Начинается инсценировка сказки «Золотое яичко» О. Высотской.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(Раздаётся стук в дверь.)

Баба: Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло.

Дед: Ты пойди запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись).

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую,

До краёв набью сундук.

Дед: Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты.

И беседки по углам

Баба: Наказанье с глупым мужем

Что ты старый, не блажи.

Мы тут живём других не хуже

И ни к чему нам этажи!

А за эти вот беседки

Обсмеют тебя соседки.

Дед: И пусть смеются, мне не жалко!

Баба: Да уймись ты, не кричи,

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох не мил мне белый свет.

Дед: Я тут хозяин или нет!?

Баба: Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось

Всё ж куда-то подевалось!

Дед: Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как жили прежде

И работать, как всегда.

Баба: И шубёнку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед: Только то, видать, надёжно,

Что даётся нам трудом.

Отворяй старуха дверь

Что же нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба: Эй, сосед!

Забывать друзей – не след

Заходите на часок

У меня хорош квасок

И варенья, и соленья.

Дед и баба (вместе):

Заходите без стесненья!

Гости подходят с поклоном к хозяевам.

1-я девочка: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

2-я девочка: Большого здоровья!

3-я девочка: С весной да с солнышком!

4-я девочка: С вкусными блинами!

Все встают полукругом, поют русскую народную песню «Блины»:

1.     Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев (2 раза):

Ой, блины, блины, блины!

Ой, блиночки мои!

2.     Кадки новы растворили,

3.     Два часа блины ходили.

Припев (2 раза):

3. Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Припев (2 раза):

4. Моя родная сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев (2 раза):

5. Напекла она поесть.

Сотен пять, наверно, есть.

Припев (2 раза):

6. На поднос блины кладёт

И сама к столу несёт.

Припев (2 раза):

7. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Припев (2 раза).

Ведущая:

Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится.

Где есть труд – там есть и счастье!

А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!

Хозяйка:

Пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша...»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, игра продолжается.

Ведущая: Кум-куманек, где же ты живешь?

Что куманек, ко мне в гости не идешь?

Хозяйка: Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай!

Уж ты кумушка, встречай!

Самовар ставится на заранее приготовленный столик.

Ведущая:

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Хозяйка:

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

Ведущая:

Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!

Заключение.

Хозяйка всех приглашает к столу и угощает  блинами. Мероприятие заканчивается дружным чаепитием.

 

Список использованной литературы

  1. Воронова А.И. «Сибирские народные игры и частушки». Новосибирск, 2005 г.
  2. Соловьев В. «Русская культура», энциклопедия. Москва, 2004 г.
  3. Справочный материал, документальная литература из библиотеки музея.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела