Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Любовь Геннадьевна Иванюк,
воспитатель, руководитель музея «Русская изба» МКДОУ детского сада № 55 «Искорка» Первомайского района г. Новосибирска

Нет пищи краше простой русской каши

«История личности начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать… Десятки тысяч ребят  каждодневно выходят из зрительных залов, потрясённые увиденным, и их  маленькие сердца стучат от желания совершенствовать фантастические подвиги, из которых потом  родится желание совершенствовать подвиги реальные. Это желание пробуждается искусством».
Л.Устинов

 

Цель: Развитие познавательной активности детей через знакомство с народной культурой: песни, потешки, пословицы, игры, сказки.

Задачи: 

  1. Расширить представление детей об отечественных традициях, связанных с бытовым укладом (трапезой, гостеприимством).
  2. Способствовать формированию эталонных представлений о добре и зле через народную волшебную сказку.
  3. Воспитывать чувство любви и уважения к  национальным традициям.

Предварительная работа:

  1. Посещение музея «Русская изба» с целью ознакомления с народным костюмом, убранством и устройством жилища.
  2. Разучивание  народного фольклора, чтение народных волшебных сказок.
  3. Ознакомление с народными хороводными играми, подвижными играми, народными танцами.
  4. Посещение театральной студии «Солнышко» с целью постановки литературных композиций.

Словарная работа: «богатырская» каша; «пуховая» каша; ухват; чугунок; томится; крупинчатая.

Музыкальный зал оформлен в виде русской избы: русская печь, стол, лавки, кухонная утварь, на полу самотканые половики. В печи чугунок с кашей.

Хозяйка в русском сарафане встречает детей у входа, приговаривая:

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Много гостей – хозяину радость! Прошу всех в избу! Проходите не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Воспитатель: Спасибо Агафья Тихоновна! Все удобно расположились:

Мы записку получили,

Сразу к Вам мы поспешили.

Вы нас в гости приглашали,

Рассказать нам обещали,

Что-то очень интересное.

Про вещь давно и всем известную.

Никто из нас в толк не возьмёт,

О чём же речь сейчас пойдёт.

Хозяйка: Будет беседа наша о вкусной русской каше. Я её уже томлю – стараюсь, угостить всех собираюсь. Чем же хороша так каша, почему её все так любят?

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, каша – блюдо вкусное да сытное: съешь утром на завтрак тарелочку каши и до обеда про еду не вспомнишь. Хороша каша и с маслом, и с молоком, и на гарнир, и в запеканку. А ещё каша полезна тем, что она даёт всему телу энергию, укрепляет мышцы. Про кого говорят: «Мало каши ел?»

Ответы детей.

Хозяйка: А вы знаете, как в народе говорят о каше?

Дети: Хороша кашка, да мала чашка!

Кашу маслом не испортишь!

Без хлеба, да без каши, ни во что труды наши!

Одними разговорами каши не сваришь!

Бабка с кашкой, а дед с ложкой!

Щи да каша – пища наша!

Хозяйка: Молодцы! Много пословиц знаете! В стародавние времена на Руси любили в кашу различные добавки делать: то мелкой рыбёшки покрошат, то грибов, то ягод, а то и овощей. А из гречки делали необыкновенную вкусную кашу с красивым названием «ПУХОВАЯ». Для приготовления такой каши гречку перебирали, смешивали с сырым яйцом, хорошо перемешивали, рассыпали на противне и сушили. Крупа снова становилась сыпучей, затем её варили, но тут ещё один секрет был – готовую кашу протирали через сито и запивали холодным молоком.

Все действия сопровождаются показом с реальными продуктами.

Хозяйка: А знаете ли вы, какие ещё бывают каши?

Ответы детей.

Хозяйка: Кто знает, как называется самая первая каша каждого ребёнка и из какой крупы её варят?

Песня «Манная каша» сл. и муз. Л. Абелян.

На плите в кастрюле

Каша кипела.

Всех ребятишек

Угостить хотела.

Припев:

Манная, манная,

Каша желанная,

Вкусная, нежная,

Каша полезная.

Кушай, кушай, Даша,

Манную кашу.

Станешь, станешь, Даша,

И милей, и краше.

Припев:

Манная, манная,

Каша желанная,

Вкусная, нежная,

Каша полезная.

Воспитатель: Агафья Тихоновна, наши ребята знают о каше русские народные потешки. Вот послушайте!

Дети рассказывают  потешки «Сорока-белобока», «Дадим Маше каши», «Люли-люли-люленьки», «Кашка медовая».

Хозяйка хвалит детей

***

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому по ложке,

Этому по поварёшке,

Этому верток,

Этому – весь горшок!

***

Дадим Маше каши

В красной чаше,

Хлеба краюшку,

Мёда кадушку.

Пышки, лепёшки,

Куриные ножки.

***

Люли-люли-люленьки

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить:

– Чем Ванюшу накормить?

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

***

Кашка медовая

В печи побывала.

На столе стояла.

Куры клевали,

Кошки лизали,

Ване не давали.

Хозяйка: Сейчас я вам расскажу рецепт русской каши. Называется она «Богатырская». И готовят её из трёх круп: гречка, рис, пшено и трёх овощей: свекла, морковь, лук. Крупы чередуются с овощами слоями: слой гречки, слой моркови, слой риса, слой лука, слой пшена, слой свеклы. Всё ставится в печь, поливается маслом и томится в русской печи. Мы сейчас сами будим её готовить. Предлагаю игру-эстафету: «Кто быстрее сварит кашу?».

Игра-эстафета «Кто быстрее сварит кашу?»

На столах приготовлены необходимые продукты для каши: морковь, свекла, лук, гречка, рис, пшено и другие продукты: капуста, огурец, перловка.

Игра проводится с двумя командами. Участники выстраиваются в колонны. По сигналу игроки из команд «варят» кашу (носят необходимые продукты для каши в чугунок, по одному). Побеждает та команда, которая быстро и правильно «сварит» кашу.

Хозяйка: Хочу загадать вам загадку: «Без чего кашу не съешь?»

Дети: Без ложки!

Хозяйка: Правильно, без ложки!

Ребёнок:

Посмотрите, вот какие

Наши  ложки расписные!

Хочешь в рот её ложи,

Хочешь весело пляши!

Группа детей исполняет  танец «Ложки», муз. народная.

Хозяйка:

Рядом с вами посижу

Сказку вам я расскажу,

Сказку русскую, старинную

Не короткую, не длинную.

А такую в самый раз,

Как от меня и до вас.

Сказка тоже в тему нашу

«Как варил солдатик кашу».

Взрослые инсценируют сказку «Как солдат кашу варил».

Хозяйка: Понравилась ли вам наша сказка? Оказывается и из топора можно кашу варить. А из чего ещё можно кашу варить? С вами мы сейчас поиграем в интересную игру «То, из чего варим кашу?»

Я, ребята, назову,

А вы слушайте внимательно,

Отвечайте на мои вопросы основательно.

Если скажу верно, говорите «да» в ответ,

Ну, а если вдруг неверно,

Смело отвечайте «нет».

(Игра  в быстром темпе.)

Сорока-белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла,

И вот, что взяла:

Парное молоко – да!

Куриное яйцо – да!

Крупа манная – да!

Капуста кочанная – нет!

Солёный огурец – нет!

Мясной холодец – нет!

Сахар да соль – да!

Белая фасоль – нет!

Масло топлёное – да!

Рыба солёная – нет!

Лавровый лист – нет!

Клубничное варенье – да!

Бисквитное печенье – да!

Хозяйка: Значит сладенькую кашку любите? Что же посмотрим, готова ли наша каша?

Вносится каша, приготовленная на кухне из 5 злаков: овёс, рожь, гречка, ячмень, пшеница. Каша украшена дольками банана и клубникой из клубничного варенья.

Ребёнок:

Каша Ваша замечательная,

Очень вкусная, питательная,

И крупинчатая, и рассыпчатая,

И душистая, маслянистая!

С клубничным вареньем –

Просто объеденье!

Организм насыщает,

Руки силой наполняет.

Воспитатель:

Кашку скушали,

Сказку слушали.

Очень весело играли,

Сто потешек рассказали.

Даже с ложками сплясали,

Но немножко все устали.

Пришла пора нам, братцы,

Домой всем отправляться.

Спасибо Агафья Тихоновна! За Ваш рассказ замечательный, очень познавательный. Теперь мы кашу всегда с удовольствием будем кушать.

Хозяйка: До свидания, мои хорошие! Приходите ещё ко мне в гости. Хоть живу одна в избушке, я не жадная старушка и гостям всегда я рада!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела