Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(8) Виталий Андреевич Перков,
руководитель музея МОУ СОШ № 121
Советского района г. Новосибирска

Павел Алексеевич Шавенков,
учитель истории МБОУ СОШ № 121 Советского района г. Новосибирска

Уроки в музее

В сентябре-октябре 2012 года в школе № 121 Советского района города Новосибирска прошли мероприятия, посвященные 200-летию Бородинской битвы. Учащимся по заданию учителя истории П.А. Шавенкова были розданы темы презентаций, выступлений по указанной тематике. Затем в классах прошли слушания о героях Бородино, Бородинском сражении, Отечественной войне 1812 года.

Особое место заняли уроки истории в музее «Землянка». Эти уроки прошли в 8 классе с приглашением ветерана института геологии и геофизики СО РАН, кандидата географических наук Алексея Ивановича Лаврентьева. По роду своей деятельности он побывал в интересных местах, связанных с историческими событиями, на территории нашей Родины. Он подготовил презентацию «Памятники Бородинского поля». На Бородино он бывал неоднократно, в том числе в середине 50-х годов прошлого века. Его рассказ сопровождался показом фотографий, сделанных автором презентации. В заключение урока учащиеся в знак признательности вручили ветерану цветы и памятный подарок.

Второй урок истории в музее прошел с учащимися 3-го «Б» класса. Учащиеся специально к этому уроку подготовили стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое продекламировали.

Затем они прослушали сообщения учащихся 6-го «Б» класса Вадима Ломиворотова и Василия Балакина. В ходе урока учащиеся прослушали марши и песни об Отечественной войне 1812 года.

Особенно впечатлило учащихся выступление 4-х летней Марины Павленко. Она с экрана читала стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». В заключение урока участники осмотрели экспозицию музея, специально подготовленную для уроков истории. Впоследствии учащиеся рассказывали об этом интересном уроке в музее своим родителям.

 

Фрагменты уроков истории в музее «Землянка», посвященных
200-летию Бородинского сражения 1812 года

 

«…И вечной памятью двенадцатого года»
(урок истории в 8-ом классе)

 

Участники: учащиеся 8-го класса, классный руководитель Куликова Т.Ю., руководитель музея «Землянка» В.А. Перков, А.И.Лаврентьев, кандидат географических наук, член Совета ветеранов Советского района.

Время: 1 урок – 45 мин.

Дата: 3 октября 2012 г.

Место проведения: Музей «Землянка».

В музее представлена выставка литературы, музыкальных произведений о войне 1812 года, патефон и старая пластинка (1948 г., «Бородино» – исп. Ансамбль пограничных войск МВД СССР), копии ордена св. Андрея Первозванного, сборник материалов о героях 1812 года, подготовленный членами Совета музея.

Учащиеся входят в основной экспозиционный зал, рассаживаются по местам. Звучит марш «Бородино».

Воспроизводится фрагмент Торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год», а на экране представлен слайд № 1 «Военная галерея Зимнего дворца» из электронной презентации, подготовленной специально к данным урокам о войне 1812 г.

Урок ведет руководитель музея В.А. Перков.

Музыка затихает…

Ведущий: У Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворение «Полководец». Он написал его в 1835 году после посещения Военной галереи Зимнего дворца. Вот эти строки:

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца храниться за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой…

 

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, – а все плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

 

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года… 

Читается на фоне слайда с портретами героев Бородино.

Ведущий: Итак, у нас сегодня необычный урок истории. Он проводится в музее и посвящен героическому подвигу нашего народа, русской армии на Бородинском поле. В 1995 году Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Такой день в честь подвига русской армии на Бородинском поле установлен 8 сентября: «День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)». Само сражение произошло 26 августа 1812 года (по ст. стилю, а по н. стилю это будет 7 сентября). Бородинское поле находится в 120 км западнее от Москвы.

Ведущий: А сейчас наш путь лежит на Бородинское поле. Посмотрим видеофрагмент фильма «Бородино и его герои».

Демонстрируется фрагмент фильма о Бородинском поле, подготовке и начале самой битвы 26 августа 1812 г.

Ведущий: А сейчас я предоставляю слово нашему гостю: ветерану СО РАН, научному сотруднику института геологии и геофизики СО РАН, кандидату географических наук Алексею Ивановичу Лаврентьеву. Кроме всего прочего, он страстный фотограф. Он объездил всю страну с экспедициями и всегда с ним был его верный спутник – фотоаппарат. Он много снимал. В его фотоархиве тысячи снимков из разных уголков страны, в том числе Алексей Иванович не один раз бывал в Бородино и на Бородинском поле.

Послушайте его рассказ. Он пойдет в сопровождении слайд-программы, подготовленной автором снимков. Итак, тема рассказа нашего гостя «Памятники Бородинского поля». Слушайте и смотрите…

А.И. Лаврентьев ведет рассказ о том, когда он впервые оказался на Бородинском поле в 1950-е годы, и демонстрирует снимки Бородино того времени. Затем рассказ с демонстрацией слйдов плавно перетекает к рассказу о самих памятниках и биографиях героев Бородино.

Ведущий: Нужно отметить, что история Бородино 1812 года не закончилась 26-м августа. Продолжение состоялось в 1941 году, в октябре, когда на это героическое поле прибыли советские воины сибирской дальневосточной дивизии под командованием сибиряка из Кузбасса полковника В.И. Полосухина. «Приехали Бородинское поле защищать…», – напишет он в книге почетных посетителей Бородинского музея. И они геройски защищали это поле. Многие сложили головы на этом поле. Позже погиб под Москвой и сам Виктор Иванович.

Посмотрим фрагмент фильма «Освобождение» - «Тайфун» (эпизод прибытия эшелона с сибиряками и посещение музея Бородинской битвы).

Ведущий: Примечательно, что многие боевые реликвии 1812 года участвовали в боях на Бородинском поле. Из музея были взяты Боевые знамена русской армии 1812 года. Они были розданы по полкам. Командующий 30-й Армией Западного фронта генерал-майор Дмитрий Данилович Лелюшенко сказал: «Пусть эти Знамена осенят вас боевой славой русского воинства…»

Ведущий: Наш урок подходит к концу.

Какие выводы можно сделать по итогу нашего урока?

Обратимся опять к А.С. Пушкину… В заключительных строках своего стихотворения он говорит:

 

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколеньи

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

 

Поэт в данном случае говорит о том, что нельзя предавать забвению ни исторические события прошлого, ни участников тех событий. Их подвиги – это наши гордость, наш багаж и источник, который нужно использовать в наше, неспокойное время!

Ведущий: А сейчас слово предоставляется нашим учащимся.

Учащиеся благодарят нашего гостя А.И. Лаврентьева за интересный и содержательный рассказ и дарят ветерану цветы и памятный подарок.

Звучит музыка: старый русский марш «На вступление в Париж в 1814 году».

Учащиеся и гость осматривают экспозицию, посвященную 200-летию Бородинского сражения и экспонаты в музее.

 

Недаром помнит вся Россия про день Бородина…
(урок истории в 3-м классе)

 

Участники: учащиеся 3-го «Б» класса, классный руководитель Петрова Н.Ю., учитель истории, член Совета музея  П.А. Шавенков, руководитель музея «Землянка» В.А. Перков, учащиеся 6-го «Б» класса Вадим Ломиворотов и Василий Балакин.

Время: 1 урок – 45 мин.

Дата: 10 октября 2012 г.

Место проведения: Музей «Землянка».

В музее представлена выставка литературы, музыкальных произведений о войне 1812 года, патефон и старая пластинка (1948 г., «Бородино» – исп. Ансамбль пограничных войск МВД СССР), копии ордена св. Андрея Первозванного, сборник материалов о героях 1812 года, подготовленный членами Совета музея.

Звучит марш «Бородино». Учащиеся входят в основной экспозиционный зал, рассаживаются по местам.

Ведущий – руководитель музея В.А. Перков: Друзья, у нас сегодня необычный урок истории – он проводится в музее «Землянка» и посвящен великой дате в истории нашей Родины – Бородинскому сражению. Наша страна празднует в эти дни 200-летие Бородинской битвы. 

Ведущий: Итак, начинаем наш урок. Ребята, вы все знаете известное стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». И, наверняка, знаете наизусть. Какова история его написания?

Михаил Юрьевич Лермонтов родился уже после этого знаменательного события – в 1814 году. Но он, наверняка, слышал рассказы об этой битве от участников сражения, бывалых воинов. И, недаром, первая строка стихотворения начинается как? 

Все учащиеся хором говорят: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французу отдана?»

Ведущий: Правильно, вы молодцы! Так вот, первым стихотворением у Михаила Юрьевича было стихотворение «Поле Бородина», написанное в 1832 г., когда поэту было всего 18 лет. Затем, в 1837 году, к 25-летнему юбилею поэт решил создать новое произведение. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом.

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального былинного певца, которая получает органичное звучание.

Вначале ветеран – «дядя» –  из стихотворения  описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу. Далее автор акцентирует наше внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя.

Неизвестный автор переложил стихотворение на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Послушаем эту песню в исполнении Ансамбля пограничных войск. Это старая пластинка для патефона, ей более 60 лет.

Ведущий показывает пластинку, ставит ее на патефон. Учащиеся слушают песню «Бородино».

Ведущий: Ребята, я знаю, что вы готовились к этому уроку. У вас было домашнее задание – выучить стихотворение «Бородино» наизусть.

Все ребята отвечают: Да!

Ведущий: Послушаем это стихотворение. Кто начнет первым?

Весь класс по очереди  декламирует по 4 строфы  стихотворения.

Ведущий: Молодцы, ребята! Рассказали его без запинки. Я думаю, что вы все заслуживаете оценки «пять»!

Ведущий: А сейчас слово предоставляется учителю истории П.А. Шавенкову.

П.А. Шавенков рассказывает о значении знаменательной даты, что надо любить свою Родину и ее историю. Он предоставляет слово ученику 6-го «Б» класса Вадиму Ломиворотову, который к уроку истории в 6-м классе сделал презентацию о Бородинском сражении.

На экране высвечиваются кадры Бородинского сражения – в реконструкции событий на Бородинском поле 7 сентября 2012 года. Автор презентации сопровождает ее рассказом о реконструкции сражения.

Вадим Ломиворотов: А сейчас слово предоставляется Василию Балакину. Он расскажет о войне 1812 года и покажет презентацию, которую сам приготовил к уроку.

Василий Балакин ведет рассказ о событиях 1812 года, наполеоновских войнах и Бородинском сражении 1812 года.

Ведущий: А сейчас в качестве заключения предоставим слово учителю истории П.А. Шавенкову.

П.А.Шавенков: Мы должны делать выводы, помнить и знать героев нашего Отечества, которые сражались и погибали во имя свободы и независимости нашей Родины. И это нужно не только для взрослых. Это нужно всем: от маленьких детей до глубоких стариков. Мы не должны быть «Иванами, непомнящими своего родства!».

В России к знаменательному событию – 200-летию Бородинского сражения проводился конкурс чтецов. И в этом конкурсе победила четырехлетняя девочка Марина Павленко. Она выучила стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». В сети Интернет есть запись этого события. Давайте послушаем и посмотрим, как она читает стихотворение. Оно того стоит!

На экране показывается видеосюжет: Марина Павленко читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Ведущий: Не правда ли, ребята? Великолепное прочтение!

Дети: Да, да!

Ведущий: Нужно отметить, что история Бородино 1812 года не закончилась 26-м августа. Продолжение состоялось в 1941 году в октябре, когда на это героическое поле прибыли советские воины сибирской дальневосточной дивизии под командованием сибиряка из Кузбасса полковника В.И. Полосухина. «Приехали Бородинское поле защищать…», – напишет он в книге почетных посетителей Бородинского музея. И они геройски защищали это поле. Многие сложили головы на этом поле. Позже погиб под Москвой и сам Виктор Иванович. Посмотрим фрагмент фильма «Освобождение» – «Тайфун».

Эпизод прибытия эшелона с сибиряками и посещение музея Бородинской битвы.

Ведущий: Примечательно, что многие боевые реликвии 1812 года участвовали в боях на Бородинском поле. Из музея были взяты Боевые знамена русской армии 1812 года. Они были розданы по полкам. Командующий 30-й Армией Западного фронта генерал-майор Дмитрий Данилович Лелюшенко сказал: «Пусть эти Знамена осенят вас боевой славой русского воинства…»

Ведущий: Наш урок подходит к концу.

Какие выводы можно сделать по итогу нашего урока?

Обратимся опять к А.С. Пушкину… В заключительных строках своего стихотворения он говорит:

 

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколеньи

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

 

Поэт в данном случае говорит о том, что нельзя предавать забвению ни исторические события прошлого, ни участников тех событий. Их подвиги – это наши гордость, наш багаж и источник, который нужно использовать в наше, неспокойное время!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела