Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Елена Александровна Бойкова,
заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 8 Калининского района г. Новосибирска

Реализация регионального проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания,

чем от врачебного искусства.

Джон Леббок

На сегодняшний день одной из главных задач, стоящих перед школой, является задача сохранения и развития здоровья школьника. Наша школа работает более 30 лет. Она была открыта в 1982 году первой на микрорайоне «Снегири» и, в связи с территориальной удалённостью от центра города, долгое время являлась образовательным и досуговым центром для детей. В течение всего периода своего развития наша школа стремилась быть интересной и необходимой для ребят. За период деятельности учреждения в её стенах прошли обучение более 30000 детей. Для всех учащихся школа стала территорией добра и поиска знаний. За период деятельности нашего образовательного учреждения сложились устойчивые традиции, одной из которых является формирование здорового образа жизни.

Последние 11 лет педагогический коллектив нашей школы реализовывает программы здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей направленности. ОУ является неоднократным лауреатом областных, городских конкурсов данного направления. Результатом признания нашей деятельности явилось то, что в 2011 году школа стала региональной пилотной экспериментальной площадкой, реализующей проект «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни». Начиная работу над проектом, нами были определены возможности, проанализированы потребности учащихся. Понимая важность сохранения и развития здоровья подрастающего поколения, мы вступили в проект. Проект рассчитан на два года (2011-2013 гг.) и на сегодня мы находимся на основной стадии реализации проекта. Перед началом своей работы нами были определены основные задачи, к которым можно отнести следующие:

– Пропаганда и популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса;

– Привлечение большого числа школьников к занятиям физической культурой и спортом;

– Увеличение двигательной активности школьников в течение дня;

– Формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день мы находимся на основном этапе, в рамках которого осуществляется анализ работы по всем направлениям, реализация проекта, оказывается методическая помощь учителям-участникам проекта, происходит координация деятельности. В рамках реализации проекта нами были определены основные направления: спортивно-массовое направление, осуществляющее популяризацию занятий физической культурой и спортом, вовлечением большего числа участников к занятиям спортом, выработкой установки на успех, достижение более высокого уровня показателей; физкультурно-оздоровительное направление: занимается мониторингом состояния здоровья участников ОУ (совместно с медицинской службой), мониторингом заболеваемости, разработкой и осуществлением мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе; направление по формированию здорового образа жизни, в рамках которого осуществляется формирование навыков здорового образа жизни.

В рамках каждого направления нами были разработаны подпроекты разнообразной направленности, использующие разные приёмы, формы и методы работы. К таким подпроектам относятся:

– «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ XXI ВЕКА», автор Тремасова Л. И., учитель технологии;

– «АКТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ КОМАНДООБРАЗУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА  И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», автор Кузнецова Т. В., учитель биологии;

– «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ», автор Безносова О. А., учитель начальных классов;

– «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА», автор Тельнова Ю. В., заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 8;

– «О ЗОЖ И ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ ЧЕРЕЗ СМИ ОУ», автор Пяткова В.В., учитель русского языка и литературы;

– «СТАТИСТИЧЕСКОЕ БЮРО», автор Козыркина И. А., учитель математики;

– «РАСТИМ ПАРИОТОВ», автор Тутуев В. А., преподаватель-организатор ОБЖ;

– «ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ», автор Ивлева Н. А., учитель начальных классов;

– «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – НОВЫЙ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ», автор Борькина И. Н., учитель начальных классов;

– «ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА», автор Обметко С. Ю., учитель английского языка.

На сегодняшний день 64 % педагогов принимают активное участие в проекте. Это не только педагоги, которые стояли у начал реализации проекта, но и классные руководители, учителя-предметники, то есть все те, кто осознаёт и понимает необходимость развития и сохранения здоровья. Педагоги формируют творческие группы, которые могут быть кратковременными и постоянными. Конечно же, активное участие в реализации проекта принимают сами ребята. Так, в подпроекте «О ЗОЖ И ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ ЧЕРЕЗ СМИ ОУ» обучающиеся совместно с педагогами осуществляют сбор информации о ребятах, занимающихся спортом, проводят репортажи о спортивных мероприятиях, конкурсы сочинений. Целью этого подпроекта является выпуск книги о наших спортсменах. Подпроект «Статистическое бюро» разработал систему мониторинга здоровьесбережения в школе, проводит анкетирование учащихся. Ребятами уже выпущен сборник задач по теме: «Математика и здоровье». Тематика математических чтений, проводимых в школе, была посвящена также здоровью: «Жевательная резинка в математических задачах», «Здоровое меню школьника». Данные темы вызвали живой интерес у учащихся и педагогов. Активно ребята принимают участие в реализации подпроекта «АКТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ КОМАНДООБРАЗУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ». Являясь непосредственными участниками активных игровых программ, ребята не только укрепляют своё здоровье, развивают ловкость, быстроту, физическую выносливость, но и формируют навыки умения работать в команде. Различные задания, выполняемые детьми, способствуют сплочению детского коллектива, развивают умение слушать друг друга и совместно действовать. Важным является и то, что свои умения ребята передают младшим школьникам, обучая их играм на переменах, во время динамических пауз.

Мы стараемся учитывать потребности учащихся, и поэтому в нашей школе проходят занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отбор в эти группы осуществляется на основании медицинских показаний.

Гармонично вошла в реализацию проекта, ставшая уже традиционной, деятельность спортивных классов. Они функционируют в нашей школе на протяжении 6 лет, по одному классу в параллели, начиная с 5-го. Особый режим занятий в данных классах заключается в том, что дети начинают учиться в 10 часов, у них есть время на утреннюю тренировку, по окончании учёбы ребята посещают вечерние тренировки. В этих классах осуществляется индивидуальное педагогическое сопровождение учащихся, так как ребята отсутствуют на занятиях по причине сборов, соревнований.

Для ребят, которые не стремятся к высоким спортивным достижениям, а просто любят спорт, создан спортивно-оздоровительный клуб «Снегирь», действующий с 2009 года. Работа в клубе осуществляется учителями физической культуры. В рамках деятельности клуба работают 9 секций, среди которых такие как:

– художественная гимнастика;

– настольный теннис;

– спортивные танцы;

– мини-футбол;

– волейбол;

– баскетбол;

– черлидинг;

– спортивные танцы;

– воскресный клуб.

В рамках реализации проекта в нашем учреждении действует Воскресный клуб, который посещают педагоги школы, дети совместно с родителями. За период реализации проекта количество людей посетивших клуб неуклонно растёт. И для нас это также является достижением.

Конечно, приоритетным направлением наше работы является приобщение участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Мы уделяем большое внимание различным спортивным мероприятиям. Уже традиционными стали в нашей школе такие мероприятия, как «А ну-ка, парни!», школьные турниры по волейболу, настольному теннису, спортивные праздники с участием родителей «Папа, мама, я – спортивная семья». Активно принимают участие в спортивных соревнованиях и педагоги школы, соревнуясь в ловкости, силе, выносливости. Такие мероприятия способствуют формированию положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, способствуют объединению людей. Уже сейчас мы можем говорить о том, что количество участников спортивно-массовых мероприятий различного уровня выросло. 63 % обучающихся приняло участие в спортивно-массовых мероприятиях за 2011-2012 учебный год. Увеличивается количество и самих спортивных мероприятий.

В своём желании привить привычку к здоровому образу жизни мы стараемся содействовать  развитию двигательной активности ребенка, уделяя ей самое серьезное внимание. Это осуществляется в рамках физкультминуток, динамических пауз, уроков физической культуры, внеурочной деятельности, занятий в секциях, прогулок, игр на свежем воздухе, подвижных перемен.

Реализация проекта осуществляется при непосредственном взаимодействии с различными организациями, которые  оказывают нам методическую, консультационную и практическую помощь. В рамках проекта нашими партнёрами являются: МБОУ ДОД «Городской центр физической культуры и спорта» «Виктория», «Центр здоровья для детей» МУЗ ГП №29, Кафедра охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, ГЦОиЗ «Магистр».

На сегодняшний день можно сказать, что, формируя привычку быть здоровым, мы создаём условия для укрепления здоровья участников образовательного процесса, воспитываем здоровое поколение, которое сможет решать поставленные перед ним задачи. Ведь здоровый человек – это успешный человек. Пониманием значимости и важности развития и сохранения здоровья является стихотворение, написанное одним из наших учащихся.

Будьте здоровы!

Кто-то плавает в бассейне. 

Кто-то ходит на тхэквондо. 

А кто-то каждое воскресенье

Занимается айкидо.

 

Нужно спортом заниматься,

Физкультуру уважать,

И физически развиваться,

Не болеть и не хворать!

 

Вряд ли человек разумный

Будет, есть этот фаст-фуд,

И не будет пить он колу,

И все болезни пропадут!

 

Нужно детям закаляться,

Нужно бегать по утрам

И водою умываться,

Быть здоровым и здесь и там!

Никита Лаушкин, 8 «С»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела