Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Будущее начинается сегодня»

Как часто мы слышим, что родители опасаются отдавать своих детей в детские дошкольные образовательные учреждения. Причин тому много: некомпетентность педагогов, плохие материальные условия, переполненность групп и т.д. Но чаще всего ребенок не хочет ходить в детский сад из-за трудностей адаптации, отсюда – постоянные стрессы и болезни.

В связи с этим, хочется рассказать о детском саде №14 «Аленка», который открылся в 1991 году на микрорайоне Родники Калининского района. Это дошкольное образовательное учреждение ориентировано на физкультурно-оздоровительное, коррекционное, социально-личностное развитие своих воспитанников. В настоящее время в детском саду функционирует 11 групп. Из них: две группы для детей раннего возраста; одна – общеразвивающего вида; 6 групп для детей с нарушением осанки и две группы для детей с нарушением речи.

В детском саду есть бассейн, кабинет математики, два логопедических кабинета, кабинет врача ЛФК, физиокабинет, физкультурный и музыкальные залы, медицинский блок. Здесь созданы все условия для развития дошколят. Ребята увлеченно проводят время, занимаясь в спортивных секциях и кружках. Для повышения интереса детей к познавательной деятельности и с целью патриотического воспитания, в детском саду имеется даже музей «Родные истоки».

Педагоги детского сада «Аленка» – авторы многочисленных развивающих программ для детей. Недаром дошкольное учреждение неоднократно становилось призером городских и районных конкурсов. А работа по внедрению музейной педагогики отмечена серебряной медалью на Сибирской международной ярмарке УЧСИБ – 2010. В 2011 году ДОУ – лауреат всероссийского конкурса «Детские сады – детям» и абсолютный победитель городского конкурса «Детский сад – 2011». Фотография коллектива детского сада «Аленка» находится на районной и городской Доске Почета.

Рассказать о жизни этого дошкольного образовательного учреждения, об успехах педагогического коллектива мы попросили заведующую детским садом №14 «Аленка» Быковскую Елену Викторовну и старшего воспитателя высшей квалификационной категории Якубенко Людмилу Тимофеевну, которая в течение нескольких лет вела одну из рубрик электронной газеты «Интерактивное образование».

– Елена Викторовна, как педагогам вашего дошкольного учреждения удается работать на таком высоком профессиональном уровне, используя современные образовательные технологии?

Я работаю заведующей в детском саде с первого дня его открытия – с 1991 года. Старалась создать из коллектива педагогов единомышленников, способных творить, внедрять что-то новое, двигаться вперед. Это очень важно. Только в этом случае можно ставить высокие цели и достигать их. Если нет творческой атмосферы, то ничего не получится.

Больше половины наших сотрудников работает со дня основания садика. Мы даём людям возможность самореализоваться в творческом плане. Недаром у нас 53% педагогов – с высшей категорией, остальные – с первой. Кроме того, все педагогические работники имеют специальное профессиональное образование. У нас имеются узкие специалисты: учителя-логопеды, воспитатель по математике, инструктор по плаванию, инструктор по физкультуре и врач ЛФК.

Нам очень повезло, когда в 2001 году к нам пришла работать Якубенко Людмила Тимофеевна, которая очень много сделала для нашего детского сада.

– Вы впервые стали победителями городского конкурса «Детский сад года – 2011»? Что это за конкурс?

– Конкурс проходит ежегодно, и в нём мы участвовали три раза. В 2008 году – победители в номинации «Ранний возраст», в 2010-м – дипломанты конкурса, а в 2011 году стали абсолютным победителем. В 2011 году на конкурс наш детский сад представил материал по пяти номинациям программу «Первые шаги» и четыре проекта: «Создание музейно-педагогической воспитательно-образовательной системы в дошкольном учреждении», «Растим курносых гениев», «Детство – это игра», «Будущее начинается сегодня». Все материалы у компетентного жюри получили высокие оценки и в результате, победа осталась за нами.

– Сегодня много говорят о пользе и вреде использования компьютерных технологий для детей дошкольного возраста. Новосибирск в числе пяти городов России участвовал во Всеросcийской программе KIDSMART. Детский сад «Аленка» в 2010 году принимал участие в городском конкурсе KIDSMART, стал одним из победителей и получил в подарок два компьютера. Используете ли вы это современное оборудование в работе с детьми?

– Мы очень активно работаем в этом направлении. Разработан и успешно реализован проект «Растим курносых гениев». Сегодня невозможно представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Персональный компьютер быстро входит в жизнь каждого ребенка. Это мощное средство обучения и саморазвития малыша.

В своей работе мы используем программное обеспечение компьютеров KIDSMART River deep и такие обучающие программы для детей, как «Игры для тигры», «Башня знаний», «Магазинчик домовенка Бу», развивающие игры для детей «Маленький искатель», «Баба Яга учится считать» и другие.

Использование компьютерных технологий позволяет не только насытить детей большим количеством знаний, но и научить их самостоятельно приобретать новые.

Занятия проходят по расписанию. До обеда с детьми 5-7 лет занимаются воспитатели, во второй половине дня – узкие специалисты (преподаватель математики, музыкальный руководитель, логопеды). Обычно группа делится на подгруппы. Одновременно занимается примерно по восемь человек. Ребятам очень нравится с помощью компьютера изучать математику, развитие речи, музыку, знакомиться с окружающим миром.

Наши педагоги готовят презентации к каждой изучаемой теме и показывают их детям не только с помощью компьютеров, но и мультимедийного проектора. Особенно популярны презентации в коррекционно-логопедической работе по устранению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В нашем детском саду 70% педагогов владеют навыками работы с компьютерами. Половина из них прошли обучающие курсы по повышению уровня компьютерной грамотности в Городском центре информатизации «Эгида».

Большую работу мы проводим с родителями. Во время конференций, бесед, родительских собраний мамы и папы наших воспитанников получают необходимую информацию по безопасным правилам использования компьютерных игр, рекомендации по использованию обучающих и развивающих компьютерных технологий, повышают уровень педагогической компетентности по многим вопросам, активно включаются в воспитательно-образовательный процесс. Кстати, родителям можно не волноваться по поводу вреда от работы с компьютерами в детском саду. Мы работаем в соответствии с нормами СанПиН: время занятий на компьютере ограничено, экран имеет защитную функцию.

Применение новых информационных технологий в дошкольной образовательной деятельности повысило мотивацию у детей к познанию нового, способствовало развитию их интеллектуальных способностей и логического мышления. А педагоги детского сада лучше оценили способности и знания ребенка, поняли его запросы и интересы. Кроме этого, ИКТ побудили их искать новые, нетрадиционные формы и методы воспитания, посодействовали проявлению творчества.

Наш проект «Растим курносых гениев» позволил удовлетворить запросы современного ребенка, избалованного яркой, мобильной информацией, и научил его безопасно для здоровья пользоваться компьютером.

– В последнее время в обществе возросла роль краеведения. Все заговорили о музейной педагогике. В школах, детских садах стали появляться свои музеи. Развивается ли у вас это направление?

– С 2008 года в детском саду «Аленка» мы стали внедрять музейную педагогику. Основной составляющей частью проекта «Создание музейно-педагогической воспитательно-образовательной системы в дошкольном учреждении» стало создание своего музея, который мы назвали «Родные истоки». К работе подключились все сотрудники детского сада и родители. Каждый старался принести из дома какую-то интересную вещь. Сегодня в нашем музее собрано уже более 500 экспонатов. На современных витринах, специально закупленных руководством детского сада для музея, красуются старинные утюги, телефоны, новогодние игрушки, предметы народно-прикладного творчества. Особый интерес у детворы вызывают экспонаты, связанные с техникой. А радиоприемник 30-х годов был бы рад представить в своей экспозиции любой музей города. Одним из ценнейших экспонатов нашего музея является дамский ридикюльчик конца XIX века. Экспонаты музея X?X – XX веков используются педагогами на занятиях и в совместной деятельности с детьми. Например, по старинным часам ребята изучают время, а эволюцию вещей постигают с помощью сравнения старинных телефонных аппаратов и современных сотовых.

Кроме того, в каждой группе мы создали свои мини-музеи: «Солнца», «Куклы Матрены», «Деревянной игрушки», «Дерева Сибири», «Камня», «Ложки», «Диких животных», «Плодов природы» и т. д. Всего 11 мини-музеев по количеству групп. Все экспонаты этих музеев были созданы руками детей или собраны родителями. В каждой группе по определенной тематике музея подбирается дополнительный материал: книги, рисунки, стихи и т.п. Во время экспериментальной и исследовательской деятельности ребята вместе с воспитателями используют экспонаты музея. Так, в музее «Письма и рисунка» можно позаимствовать гусиные перья, чернильницы, пописать угольками на дереве, камушками на шкурах, представив, как это делали древние люди, или самим изготовить краску из фруктов и овощей.

А в музее женского рукоделия внимательно рассмотреть вышитые полотенца, какие расшивали наши прабабушки, и попытаться срисовать на бумагу такой же узор.

Для наших воспитанников мы также организуем экскурсии в музеи города и прогулки по историческим местам Новосибирска. Мы ездили на Монумент Славы, в планетарий, а на 23 февраля даже в воинскую часть, чтобы познакомиться с жизнью и бытом воинов-сибиряков.

Активное внедрение в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики способствовало патриотическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию личности воспитанников.

– Один из ваших проектов, представленных на конкурс «Детский сад года – 2011», называется «Детство – это игра». В чем его суть?

Целью данного проекта является создание модели оздоровления дошкольников с помощью игры. Благополучие любого общества зависит от состояния здоровья его детей. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней человека закладывается в детстве. Если четверть века назад рождалось 20% ослабленных детей, то сейчас число физиологически незрелых утроилось. Наше дошкольное учреждение имеет 8 специализированных групп для детей, имеющих нарушения речи и опорно-двигательного аппарата из 11. Проведенное исследование показало следующее: из 225 дошкольников имеют первую группу здоровья 12 детей, вторую группу здоровья – 179 детей, третью группу здоровья – 31 ребенок, четвертую группу здоровья – 3 ребенка. Анкетирование родителей раскрыло неосознанность ими важности воспитания привычки к здоровому образу жизни, не только у себя, но и у детей, недостаток времени занятий с детьми оздоровительными процедурами. К сожалению, сложившаяся социально—экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Мы понимаем, что в современных условиях особенно важно использовать в ДОУ формы работы, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья, воспитание валеологической культуры и положительных эмоций, организующие высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, поэтому она отвечает законам, заложенной самой природой в развивающемся организме малыша. Кроме этого – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм положительные эмоции, которые ребенок получает во время игр, его творчество – важнейшие факторы выздоровления. Поэтому мы проводим специальные лечебные игры по диагнозам детей.

Этот проект способствовал укреплению физического и психического здоровья детей, формированию культуры здоровьясбережения путем интеграции оздоровительных игр в воспитательно-образовательное пространство ДОУ. Произошло снижение уровня заболеваемости дошкольников, повышение качества работы педколлектива и уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей.

Не каждый детский сад организует туристические походы в лес. У нас это мероприятие проходит два раза в год. В первый поход мы обычно ходим в сентябре. У нас все предусмотрено, как у настоящих туристов: установка палатки, чай у костра, запекание картошки, игры на свежем воздухе. Представляете, как радуются дети, тем более что с нами в путешествие отправляются и их родители. Это же целое событие.

Второй раз мы ходим в лес уже на лыжах. Программа та же: костер, чаепитие, спортивные соревнования, сюрпризные моменты и внезапно появляющиеся сказочные персонажи.

Организуем с воспитанниками игру «Зарница». Дети, выходя на маршрут, учатся пользоваться картой, компасом, ориентироваться на местности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении работает грамотный, квалифицированный медперсонал. Мы реализуем здоровьесберегающую программу «Здравствуй, малыш!». Ребята занимаются лечебной физкультурой, получают физиопроцедуры, курс массажа, кислородный коктейль.

Круглый год в саду работает бассейн, где инструктор по плаванию Григорьева Мария Викторовна занимается с ребятами даже синхронным плаванием. Ежегодно показываем театрализованные представления прямо в бассейне. Бывает и цирк на воде.

Чаще всего маленькие дети с трудом привыкают к детскому саду. Как решается эта проблема у вас?

На этот счет для вновь поступающих детей мы разработали программу, которая называется «Первые шаги». Цель этой программы – решение проблемы адаптации детей и их родителей к детскому саду, создание комфортных условий для развития детей раннего возраста. Программа осуществляется перед началом учебного года в течение одного месяца (август). Каждый год создается семейная адаптационная группа кратковременного пребывания детей раннего возраста вместе с родителями в детском саду (2 часа). С малышами проводят различные игры, занятия, а родителям дают консультации, что делать, чтобы у детей не было стрессов, чтобы адаптация прошла успешно.

Программа адаптационной группы «Первые шаги» кратковременного пребывания детей и их родителей отвечает особенностям психофизиологического развития детей второго года жизни и желаниям родителей адаптировать его к новым условиям.

Воспитатели стараются создать благоприятные условия, чтобы у маленького человечка сформировалось чувство защищенности и доверия к окружающему миру, чтобы он привык к группе, к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагогами и родителями. А родителей, при помощи новых организационных форм, стараются привлечь к сотрудничеству с детским садом, создать непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей. Педагоги детского сада «Аленка» стараются найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, расположить к себе, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Здесь, прежде всего, важны внимательность, проникновенность, неторопливость.

Осуществляется ли педагогика сотрудничества между детским садом и школой, куда пойдут учиться ваши воспитанники? Нужна ли какая-то особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы?

– Проблема школьной дезадаптации в последние годы привлекает внимание разных специалистов. По данным отечественных авторов, признаки школьной дезадаптации обнаруживаются примерно у одной четвертой части всех школьников. По данным зарубежной литературы, частота изучаемого явления у детей, обучающихся в школе, варьируется от 12 до 80 %.

В нашем ДОУ из 40 выпущенных в школу детей, по данным опроса родителей, трудности в адаптации испытывали 50% детей. Проведённый мониторинг с учителями школы, выпускниками и их родителями, выявил важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевые, содержательные, технологические, психологические, управленческие и структурно-организационные, которые необходимо решать.

В рамках педагогики сотрудничества мы разработали специальный проект «Будущее начинается сегодня». Он подразумевает комплексный подход: взаимодействие управления образования района, руководителей РМО, воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов, руководителей ДОУ и общеобразовательных школ, педагогов-психологов, специалистов ДОУ и начальной школы, педагогов ДОУ и учителей начальной школы, родителей выпускников.

Во главу угла ставится личность ребенка. Придя в школу, выпускник детского сада должен быть готов получать знания (я хочу) и способен получать эти знания (я могу).

Для этого между школой и детским садом был разработан совместный план работы, проводились консультации и семинары-практикумы для педагогов по подготовке детей к школе, был организован консультативный пункт для родителей «Здравствуй, школа!»

Чтобы ребенок овладел новой ролью ученика, мы ходим друг к другу в гости. Школьники приходят к нам с концертами, а мы посещаем школьный музей. Сложилась уже традиция: каждую весну ученики школы делают для детского сада скворечники, а мы их развешиваем и наблюдаем за жизнью птиц.

В ходе реализации проекта «Будущее начинается сегодня» педагогический процесс стал целостным, последовательным и носит перспективный характер. Сегодня детский сад и школа действуют в тесной взаимосвязи, а не изолированно, что позволяет школе опираться на развитие ребёнка в детском саду. В результате повысился рост физического развития дошкольников; снижен уровень их заболеваемости; сократился период адаптации выпускников к новым условиям; возрос уровень психологической готовности будущих первоклассников к школьному обучению; повысился уровень педагогической компетентности родителей.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 118)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)