Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Анастасия Владимировна Живетьева,
педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы «Алые паруса» г. Новосибирска

Все статьи автора(5) Ирина Александровна Лукьянова,
методист высшей квалификационной категории
Центра внешкольной работы «Алые паруса»
г. Новосибирска

Игровая деятельность как средство развития художественных способностей дошкольников

Одной из задач дошкольного образования, по нашему мнению, является выявление (раннее диагностирование) и развитие специальных способностей к какому-либо виду деятельности. Одним из средств решения обозначенных задач являются не теряющие своей актуальности игровые технологии, без которых немыслим педагогический процесс в современном дошкольном образовании.

К специальным относят математические, конструкторские, музыкальные, а также художественные способности. Они проявляются и развиваются у ребенка только в процессе соответствующей деятельности. Анализ теоретических работ и подходов к определению художественных способностей В.И. Кириенко, Б.С. Кузиной, Н.П. Сакулиной, Т.О. Комаровой и опыта работы позволяет выделить ряд способностей и психических процессов, которые эффективно развиваются в игровой деятельности на занятиях ИЗО:

– зрительная память;

– природная чувствительность зрительного анализатора (в том числе способность оценивать степень приближения данного цвета к белому (тон);

– сенсорные и моторные качества руки;

– восприятие формы (строение, цвет, положение в пространстве, относительная величина).

Что еще, кроме творческой деятельности, может способствовать диагностике и развитию специальных способностей (в частности художественных)? Как возникла идея введения в занятия изобразительным искусством развивающих игр?

Идея включить игру в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал лёгкость, с которой дети усваивают знания, если их давать в игровой форме. Такого же мнения придерживались А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, а также ведущие современные педагоги Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие. Исследованиями Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Е.И. Удальцовой и других установлено, что дидактическая игра на занятиях может быть использована для обучения и воспитания детей. С её помощью решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях.

Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств. Как говорил Л.С. Выготский: «В игре ребенок становится на голову выше себя».

Для каждого педагога важно сделать занятие интересным и запоминающимся для ребенка. Игровая деятельность в работе с дошкольниками – естественное и традиционное явление, однако на занятиях по изобразительной деятельности используется редко. Применяя современные игровые технологии в рамках занятий ИЗО, можно использовать развивающий потенциал игры, не ограничиваясь лишь художественно-практической деятельностью.

Выделим функции, которые может выполнять развивающая игра на занятиях изобразительным искусством.

1. Мотивационная. Основная мотивация у дошкольников – игровая. Способности развиваются только в той деятельности, в процессе которой возникают положительные эмоции. Введение игры, связанной содержательно с темой урока/занятия, позволяет сделать его более интересным и привлекательным для ребенка.

2. Наглядная. Необходимая составляющая занятия изобразительным творчеством – наглядность. В традиционном подходе пособия развешиваются на доске, демонстрируются педагогом и сопровождаются рассказом об изображенном предмете (детям в этом случае отводится пассивная роль). Интерактивной формой выступает работа с наглядным пособием – развивающей игрой, когда дети имеют возможность рассматривать, ощупывать, трогать и двигать объекты, обогащая свой сенсорный опыт.

3. Обучающая. Развивающая игра способствует активизации словаря детей специальными терминами.

Понятия, используемые в изобразительном искусстве («цвет», «тон», «симметрия», «силуэт», «орнамент», «ритм», «плоскость», «объем» и т.д.), подаются в доступной для ребенка игровой форме и легче усваиваются.

4. Развивающая. С помощью игр можно целенаправленно развивать зрительную память, чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки и др.

5. Диагностическая. Игры выступают инструментом диагностики развития психических процессов, развития художественных способностей, освоения художественных понятий и т.д.

В процессе игры педагог отслеживает, насколько быстро и качественно ребенок справляется с заданием, каким процессам и умениям следует уделить больше внимания в дальнейшей работе.

6. Воспитывающая. С помощью игр создаются условия для обогащения и развития сенсорной культуры детей; воспитывается уважение к партнеру / сопернику в игре; формируются организационные и волевые качества личности ребенка (самостоятельность, терпение, целеустремленность, усидчивость).

Место игры на занятии. Развивающая игра чаще всего проводится либо в начале занятия, либо в конце; по содержанию и по смыслу – связывается с темой урока. Игра занимает совсем немного времени (3-4 минуты) и дает стойкий положительный эффект. Игровая составляющая занятия всегда вызывает у дошкольников интерес и позитивный настрой на учебную деятельность. 


План-конспект занятия по лепке для детей дошкольного возраста
(5-ти лет)

 

Тема: «Чайник и чашка»

Цель – знакомство с техниками лепки (конструктивный, скульптурный и комбинированный способы). 

Задачи

Обучающие:

– освоение приемов работы с различными техниками декора;

– овладение формообразующими движениями в лепке;

– формирование изобразительных умений и навыков в лепке;

– знакомство с понятием «сервиз».

Развивающие:

– развитие художественных способностей (в том числе развитие сенсорных и моторных качеств руки),

– развитие навыков взаимодействия в группе и с педагогом.

Воспитательные:

– воспитание эстетического отношения к предметам быта;

– воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, терпения, целеустремленности;

– содействие формированию опыта успешной художественно-творческой деятельности.

Форма занятия: практическое занятие – «гончарная мастерская».

Наглядно-информационный материал и технические средства. Условия проведения занятия: стол педагога, столы и стулья для обучающихся, пластилин, стеки, инструменты для декора (трубочки для сока, колпачки от фломастеров и т.д.), доски для лепки. Изображения сервизов разной формы. Игра «Мешочек с посудой».

Структура занятия

Наименование

 этапа

Задачи этапов

Деятельность

 учащихся

Деятельность

 педагога

1.Организационный момент («завязка»)

  • развитие тактильного анализатора;
  • настрой на творческую изобразительную деятельность

Развивающая игра «Мешочек с посудой» -

ощупывание и рассматривание разных предметов посуды детьми по очереди, обсуждение формы (плоская, вытянутая и т.д.)

2.Вводная часть

  • знакомство с понятием «сервиз»;
  • обучение технологическим этапам работы, подводя к конечному результату

Восприятие информации.

Диалог с педагогом (ответы на вопросы).

Понятие «сервиз», форма и декор сервиза.

Показ действий, приемов работы с пластилином.

3.Творческое задание

  • вовлечение детей в практическую деятельность по выполнению творческого задания

Лепка «своего» чайного сервиза, непохожего на остальные.

Оказание помощи обучающимся по их просьбе.

Контроль техники выполнения изделий.

4.Заключительная

часть («концовка»)

  • подведение итогов

Мини-выставка «гончарных изделий» - сервизов «мастеров».

Коллективное рассматривание и обсуждение вылепленных изделий, определение в ходе обсуждения сильных и слабых сторон каждой работы.

Положительная оценка дается каждому ребенку (важно отметить «плюсы» в работе каждого ребенка).

 

Введение на занятии специально подобранных в соответствии с текущими учебно-воспитательными задачами игр позволяет повысить качество образовательного процесса, полнее развивать художественные способности детей.

Изобразительное творчество дошкольников очень близко к игре по своей сути. Все игровые элементы, используемые в занятиях, находят живой отклик у детей. В идеале каждое занятие должно представлять собой мини-спектакль с применением различных средств, пробуждающих инициативу и воображение ребенка, позволяющих обнаружить и развить общие и специальные способности. Задача педагога – найти оптимальное соотношение игровой и учебной частей занятия, соотносить игру с изучаемым в данный момент материалом, анализировать новинки развивающих игр применительно к своему предмету, самому проявлять инициативу в их изобретении и изготовлении.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела