Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(4) Анна Александровна Шатровая,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,

художественный руководитель образцового хореографического коллектива танцевальная школа-студия "Грация"

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска


Наталья Владимировна Злобина,
педагог дополнительного образования, хореограф-постановщик образцового хореографического коллектива танцевальная школа-студия «Грация» ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

Елена Николаевна Чуваева,
педагог дополнительного образования второй квалификационной категории ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска; хореограф-постановщик образцового хореографического коллектива танцевальная школа-студия «Грация»

Технология организации занятий по хореографии у дошкольников в танцевальной школе-студии «Грация» на основе игровых форм

В формировании художественных способностей детей дошкольного возраста хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.

Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Л.Б. Ермолаева-Томина отмечает, что «у детей спонтанно проявляется потребность в разных видах творчества… Они творят, как утверждают некоторые ученые, по законам природы…» [1], в связи с этим, наша задача использовать данный ресурс, а также актуализировать потребность в самовыражении, развитии.

У детей дошкольного возраста недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и во времени. Поэтому задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения ребенка, которые необходимы в дальнейшем для занятий хореографией.

Начиная работать с детьми дошкольного возраста, мы столкнулись с определёнными трудностями в организации уроков хореографии, в подборе танцевального и музыкального материала. В школе-студии мы занимаемся с детьми хореографией, т.е. обучаем малышей основам танцевального искусства, сочетая элементы классического и народного танца, детской ритмики.

Как же сделать обучение основам хореографического искусства таким, чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, ведь обучение азбуке движения – это длительный монотонный труд по развитию необходимых качеств. Как сделать, чтобы занятия хореографией не сводились к «дрессировке» движений, а вызывали у ребёнка положительные эмоции, возбуждали интерес к занятиям танцами?

Особенность нашей технологии состоит в том, что урок хореографии для дошкольников – это своеобразная игра с элементами перевоплощения в соответствии с тем или иным образом. Отбор форм и методов работы производится с учетом ведущего вида деятельности. Поскольку у детей дошкольного возраста – это игра, то и содержание программы (движения, упражнения и т.п.) преподносится в игровой форме. Основой являются сюжетные, ролевые, соревновательные, дидактические игры; этюды и игровые импровизации и пр. Задачи: научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, её динамикой, выявлять образность музыки.

Основные направления развития ребёнка на уроках хореографии – это артистизм и музыкальность, ведь в конечном итоге после обучения танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», способный не только чётко выполнять все танцевальные движения и рисунок танца, но уметь ярко, выразительно, эмоционально проиграть и реализовать сценическую роль. Реализуясь, ребёнок всегда испытывает состояние комфорта, он счастлив в игре. Поэтому в игровой форме мы даем основы танцевальных движений и вырабатываем навыки владения своим телом.

Степень освоения программного материала отслеживается по следующим параметрам:

– ритмичность и выразительность движений;

– ориентировка в пространстве;

– эмоциональность;

– дисциплинированность;

– умение самостоятельно выполнять поставленные педагогом задачи;

– способность к активному проявлению на выступлениях, имеющихся умений и навыков.

На занятиях мы используем различные формы организации занятия:

1. Разминка состоит из общефизических упражнений. Например, разминка под названием «Путешествие» построена на несложных движениях: «Цапля» – когда дети шагают, высоко поднимая колени; в «Солдатиках» – маршируют, а «За рулем автомобиля» – руками крутят воображаемый руль. В «Паровозике» ребята согнутыми в локтях руками изображают двигающиеся поршни; в «Самолетике» – поднимаются на высокие полупальцы, руки («крылья») открывают в стороны и бегут мелким шагом («взлетают») и, наконец, корпус с вытянутыми в сторону руками наклоняют то влево, то вправо («летят»). «Речка с водопадом» – плавными движениями рук учащиеся изображают «волны», затем «капельки водопада», которые падают сверху вниз: вот они «нырнули» (дети показывают, как), а вот «поплыли» – выполняют махи руками вперед и назад. Прыжки в форме игры, например, «Лягушка кушает комара»: дети выпрыгивают из положения сидя («лягушки») и над головой хлопают в ладони («кушают комара»); «Мячик» – дети выполняют прыжки, сидя на корточках, ладони рук при этом лежат на коленях, спина прямая; в «Кузнечике» – вытягивают по очереди ноги назад в положение полушпагата и т.д).

В разминке мы развиваем умения детей различать динамические изменения в музыке. Ещё одна разминка – «Прогулка по лесу». Ребята отправляются «гулять по лесу» и на каждую смену музыки показывают определенный образ: вот, например, по лесу идет хитрая лисичка с пушистым хвостиком (дети гладят воображаемый хвостик), а за ней крадется страшный и зубастый серый волк, зубами щелк да щелк (дети выпрямляют руки вперед и смыкают пальцы, изображая большую пасть волка). А вот увидел волк зайку белого, прыг да скок (дети прыгают, изображая зайчиков, а потом высоко над головой поднимают руки, показывая, какие длинные уши у зайки, вертят воображаемым хвостиком вправо и влево, показывая, какой маленький у зайки хвостик). Вот встретился зайка с медведем большим, косолапым (дети медленно идут, переваливаются с ноги на ногу). А вот услышал мишка, что кто-то шуршит в кустах: да это же маленькие ежики бегают, собирают запасы на зиму (дети быстро передвигаются по залу и делают наклоны до пола, имитируя сбор ягод, грибочков). Музыка заканчивается, дети садятся на колени и прячут головы (имитируют свернувшегося ежика), а ведущий проходит и смотрит, что собрали ежики. Полученные навыки мы используем в танцевальных миниатюрах для показательных выступлений на большой сцене, в мюзиклах и танцевальных спектаклях.

2. Сюжетно-ролевые игры и игровые импровизации, в которых открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования, требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

«День и ночь» – игра на умение начинать двигаться с началом музыки. Включается музыка (наступает день) – ребята кружатся, прыгают. Музыка выключается (наступает ночь) – ребята замирают на месте.

«Цапля и лягушки» – игра на умение быстро реагировать. Один ребенок из группы выбирается ведущим, цаплей, а все остальные изображают лягушек. Пока цапля сидит в гнезде, лягушки высоко прыгают, а как только цапля вылетает, лягушки прячутся, чтобы цапля их не съела.

«Теремок» – игра на развитие образного мышления, на умение импровизировать: все ребята встают на коврик (теремок). Включается музыка, ведущий называет героя сказки, выходящего из теремка, а дети показывают, как ходит тот или иной персонаж сказки. Например, медведь переваливается с ноги на ноги, лягушка прыгает и т.д.

«Волшебная палочка» – игра на умение правильно передать характер конкретного персонажа: волшебной палочкой заколдовывают детей в разных персонажей из сказок: лисичку, волка, лебедя, золотую рыбку. Пока играет музыка, дети изображают названных персонажей. Как только музыка смолкает, дети должны быстро спрятаться в свой домик (сесть на коврик).

«Зима-лето» – это игра на умение детей работать с реквизитом и распознавать музыку по темпу. В игре два времени года: зима и лето. Дети делятся на две команды. Первой команде выдаются снежинки в, а второй – цветочки. На медленную музыку вылетают снежинки, на быструю музыку выходят цветочки.

3. Дидактические игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, концентрацию внимания и самоконтроль.

Для того чтобы каждый ребенок знал свое место, где он стоит на занятии, мы заселяем его в «Домик». Жители «первого этажа» – дети, которые стоят в первой линии, жители «второго этажа» – дети, стоящие во второй линии и т.д. Таким образом, дети учатся стоять в линии, держать интервалы («окошки»), расстояние друг между другом. Как только каждый «житель» заселен на свой «этаж», необходимо устроить проверку на сообразительность и внимательность: дети разбегаются по классу, и по команде педагога: «Раз, два, три, в домик свой беги!...», они должны моментально занять свои места.

«Машинки» – игра на внимательность, ориентацию в пространстве. Дети встают в круг и изображают  машинки.  Пока музыка играет, « машинки» ездят по кругу. Ведущий называет цвет светофора: «Красный!» – останавливаются (дети замирают на месте); «Желтый!» – готовятся к старту (ребята ходят на месте); «Зеленый!» – «машинки» едут дальше. Музыка выключается – «машинки» заезжают в гараж, определенный ведущим заранее, и «заправляются» – исполняют пружинные движения ногами. Включается музыка, и игра продолжается дальше.

«Паровозик» – игра на умение ориентироваться в пространстве: ребята строятся друг за другом в один «паровозик» и начинают двигаться по залу (змейкой, по кругу, ехать по линии, по диагонали) и на каждой станции выполняют определенное упражнение: на станции «Попрыгушкино» – прыгают, на «Хлопушкино» – хлопают и т.п. Умение двигаться друг за другом пригодится на сцене в показательных танцевальных миниатюрах.

Занимаясь с детьми в партере на ковриках, мы столкнулись с проблемой следующего характера: много времени уходит на то, чтобы раздать и собрать коврики, при этом дети отвлекаются от содержания урока. Поэтому мы придумали дидактическую игру под названием «Ковер-самолёт». Теперь дети «летят» на «ковре-самолете» и непременно по очереди, чтобы не попасть в «аварию».

4. Кросс – комбинации различных базовых движений с перемещением по залу, помогающие изучать основные шаги, прыжки, развивать координацию.

Дети строятся в две колонны и, перемещаясь из одной части класса в другую, выполняют упражнения, с продвижением вперед четко соблюдая синхронность в паре, ритм и т.д. Учитывая год обучения и уровень танцевальной подготовки детей, в данном разделе урока ставим определенные задачи. При начальной танцевальной подготовке учащихся включаем в кросс несложные базовые элементы: прыжки по первой и второй позициям, «разножка», «лягушка» и т.д., упражнения на выносливость и силу: «гусеница», «бревнышко», «каракатица», «ежики», «мартышки».

В дальнейшем усложняем упражнения, соединяем в комбинации, выполняем упражнения по 3-4 человека. Если в танцевальной композиции необходима тщательная отработка определенного шага или прыжка, то мы также включаем его в «кросс». «Кросс» можно выполнять из середины зала, чтобы уметь ориентироваться в пространстве (что необходимо танцору на сцене), учиться работать в центре класса (сцены), держать центр и т.д.

Видеоролик – фрагмент занятия

5. В танцевальной части урока используются такие методы, как наглядный показ движений, подражание, соревновательный метод.

В данном разделе урока мы знакомимся с различными танцевальными миниатюрами. При начальной танцевальной подготовке за основу берем некоторые элементы танцевальных направлений (народный, классический, детский эстрадный танец) позиции и положения рук и ног, повороты, шаги, притопы. Выбираем популярный музыкальный материал, который доступен детям и сочиняем различные танцевальные миниатюры, например: «Виноватая тучка», «Вредная принцесса», «Леди Мери», «Подружки» и т.д. Дети учат различный танцевальный материал, который помогает развивать координацию движений, чувство ритма, пластику, актёрское мастерство. Музыкальный материал может быть как со словами, так и без слов.

6. Заключительная часть занятия – игровые этюды, направленные на успокоение, снижение интенсивности занятия, закрепление положительных эмоций. 

Этюд «Паучина» представляет из себя ритмическую считалочку:

Пау- паучина паутину плел,

(перебирают пальчики: большой и указательный)

Вдруг закапал дождик,

(по ладошке указательным пальчиком хлопают)

Паутину стер.

(трут друг о друга ладошки)

Выглянуло солнышко,

(открывают пальчики и закрывают, сжимая руки в кулачки)

Стало припекать –

(машут ручками)

Пау-паучина трудится опять.

(перебирают пальчики: большой и указательный)

Этюд «Дождик». Преподаватель говорит: «Ребята, мы сейчас с вами вызовем настоящий дождь. Вытянули одну ручку вперед ладошкой вверх, а второй ручкой хлопаем по ладошке пальчиком – так будет начинаться дождик. Дождик усиливается – одним пальчиком хлопаем по ладошке!; двумя пальчиками хлопаем по ладошке! А дождик все сильнее капает: тремя; четырьмя; пятью пальчиками! А вот пошел настоящий ливень – громко хлопаем в ладоши! Выглянуло солнышко и стало прогонять тучку – дождик начал утихать: хлопаем четырьмя пальчиками по ладошке; тремя; двумя; одним… Вот дождик закончился! Сейчас светит яркое солнце – разводим ручки в стороны».

Таким образом, на уроках хореографии у детей дошкольного возраста, сочетая игровую деятельность ребёнка с разнообразием музыки, танца, театрализации, мы достигаем яркого воплощения музыкальных образов через пластику, мимику, движение. Эффективность хореографического образования зависит от социально-эмоциональных предпосылок, полученных в начале обучения. Изучая на данной ступени основы танцевального искусства, начинающий танцор не только знакомится с разнообразием танцевальной культуры, но и, что очень важно на данном этапе, заинтересовывается, «зажигается» танцами. Устойчивый интерес и увлеченность танцем выступает «стартовым капиталом» для последующего продвижения по выбранному образовательному маршруту.



[1] Л.Б. Ермолаева-Томина Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. - М. : Академический Проект: Культура, 2005. – с. 194

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела