Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Юлия Юрьевна Афанасьева,
руководитель структурного подразделения,
педагог дополнительного образования
ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

Все статьи автора(5) Ирина Александровна Лукьянова,
методист высшей квалификационной категории
Центра внешкольной работы «Алые паруса»
г. Новосибирска

Учись доброму, так худое на ум не пойдет

Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни
был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой
педагогической системе, как бы ни была она стройна, хорошо
обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать
собственные силы. 

К.Д. Ушинский

В основополагающем государственном документе в области развития образования до 2025 года – «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» – особо отмечается важность «духовного возрождения России, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности»[1].

Политическая и экономическая динамика все более повергает русскую мысль, культуру в полосу западничества. По чьей-то воле в России (это уже было!) внедряются западные идеалы, западная модель жизни, науки, культуры. Всему этому нужна мера, западничество не может спасти народы, нации России, ее интеллект, культуру, экономику выживания.[2]

По нашему мнению, в основе духовно-нравственного воспитания детей должна лежать реализация педагогического потенциала русской традиционной культуры, позволяющего использовать огромный багаж знаний и опыта народной педагогики, психологии, философии.

Приобщая к образам русской традиционной культуры через народно-поэтическое, декоративно-прикладное, хореографическое творчество, обрядовое действо и пр. – пробуждаем генетическую память и исподволь, ненавязчиво и естественно (на бессознательном уровне) воспитываем любовь к Родине, формируем нравственно-этические представления о добре и зле, чести и долге, семье и др. присущие нашей культуре.

Как считает Н.А. Тарасевич (физиолог, этнопедагог, фольклорист, член Союза художников России), традиционная русская культура не просто необходима для полноценного развития ребенка, а является просто обязательным условием гармоничного развития личности и далее, «если мы сопоставим потребности растущего и развивающегося организма (в движении, радости, красоте, эстетических переживаниях, социальных контактов, новизне, психологической защищенности, вооруженности знаниями, навыками и умениями и т.д.) и сопоставим их с традиционным этнокультурным пространством любого народа, которое включает в себя народную педагогику, декоративно-прикладное искусство, музыкально-песенную, духовно-нравственную и речевую культуру, то убедимся, что традиционная культура является оптимальной средой детства».[3]

Современных детей и взрослых важно научить отличать подлинное русское традиционное искусство от «переделки» и «подделки». Потому как только подлинное (аутентичное) искусство способно пробудить в детской душе восторженные чувства. Дети, особенно раннего и дошкольного возраста чутко, на интуитивном уровне ощущают ложь и отторгают поданный им материал.

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Усвоенные образы как кирпичики складываются в свою модель мира.

В нашем коллективе кроме дипломированных специалистов в области народного художественного творчества имеются педагогические кадры, заинтересованные и увлеченные изучением русской традиционной культуры.

В начале 2012-2013 учебного года в ЦДО «Алые паруса» был разработан проект «Учись доброму, тогда худое на ум не пойдет», в основе которого лежит образовательное партнерство родителей-детей-педагогов, ориентированное на обогащение развивающе-игровой среды для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста посредством художественных образов русской традиционной культуры. Цельсоздание условий для интеграции традиционного и современного воспитания на основе использования средств этнопедагогики в работе с детьми раннего и дошкольного возраста как фактора развития этнокультурной среды учреждения дополнительного образования (УДО).

Основной идеей проекта является интеграция традиционного и современного воспитания. С целью качественного изменения развивающе-игрового пространства для детей в проекте определены следующие приоритетные направления:

– сохранение открытости педагогической системы;

– актуализация принципа природосообразности;

– адаптация образовательных технологий к особенностям этнопедагогики;

– сохранение преемственности традиций;

– обновление методического и учебно-дидактического обеспечения;

– анализ и оценка эффекта использования средств этнопедагогики в образовательном процессе, влияющего на эмоционально-личностное и духовно-нравственное развитие детей.

Интеграция традиционного и современного воспитания

Модель образовательного партнерства по развитию этнокультурной среды в УДО предполагает создание условий для целенаправленного конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В рамках образовательного процесса и во внеучебной деятельности реализуется комплекс взаимосвязей на различных уровнях – эмпатийном, когнитивном, коммуникативном - на этнографическом материале.

Успешность духовно-нравственного воспитания на традициях русской культуры зависит от условий его оптимизации в образовательно-содержательном аспекте:

– реализация средового подхода в создании системы воспитательной работы в УДО с дошкольниками, при признании педагогами и родителями приоритета развития личности обучающегося на традициях русской культуры;

– создание оптимального микроклимата, основанного на народном этикете, нормах и установках народной морали;

– организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях реконструированной традиционной среды;

– включение в учебный план учреждения дополнительных образовательных программ по русской культуре, ориентированных на народное искусство, быт, ремесла;

– введение в комплексную образовательную программу студии раннего развития «Первые шаги» соответствующих модулей по основам русской традиционной культуры и включение средств этнопедагогики во все учебные предметы;

в организационно-, информационно-методическом аспекте:

– научно-теоретическая подготовка педагогов, развитие у них навыков и умений корректировать свою профессиональную деятельность на основе принципов народной педагогики;

– разработка авторских программ по спецкурсам, ориентированных на традиции русской культуры;

– обновление и накопление методических материалов по организации и проведению досуговых мероприятий (сценариев календарных народных праздников, гуляний, сборников практических и прикладных материалов);

– создание учебно-методических и учебно-дидактических комплексов, отражающих образы традиционной русской культуры и народного творчества;

– разработка методических пособий для родителей по организации с детьми творческих занятий в домашних условиях;

– привлечение для воспитательной работы выдающихся этнопедагогов, фолклористов и т.д.

Наиболее эффективным образовательно-воспитательным средством по-прежнему остается погружение. И в этом нам помогает реконструирование традиционной среды. Интерьер этнографического кабинета и «образ» педагога (который ведет занятия в русском традиционном костюме) должен с первых минут погружать в атмосферу традиционной русской культуры. Все это способствует получению новых позитивных зрительных образов, производит приятное впечатление на детей и их родителей, располагает к продуктивной познавательной и художественно-творческой деятельности.

Для организации полноценного визуального ряда важно включение в среду кабинета предметов традиционного быта, этнографических и реконструированных объектов.

Ценным ресурсом для накопления впечатлений и эмоциональной «разрядки» являются народные гуляния (в нашем случае, в Нарымском сквере).

Включение образов русской традиционной культуры во все компоненты развивающе-игровой среды – базовое условие для эмоционально-личностного развития дошкольников (способствующее интеллектуальному развитию, развитию чувств, включая эстетическое восприятие окружающего мира и т.д.).

Задача педагогов правильно подобрать или самостоятельно изготовить развивающие материалы, с использованием элементов русской традиционной культуры, направленные на обогащение развивающе-игровой среды.

Воспитание детей – неотъемлемая часть жизни народа, которое происходило в соответствии с народным календарем. Жизнь русского народа строилась по традиционному календарю, действия имели определенную цель и строго приурочивались к временным отрезкам, народным праздниками.

Еще одним важным фактором является формирование сообщества педагогов-единомышленников, а также родителей. Организация взаимодействия на уровне педагогического коллектива предполагает методическую поддержку: обобщение опыта работы с дошкольниками, конкурсы, круглые столы, педагогические гостиные.

Определение ролевых позиций родителей предполагается в ходе обсуждения в рамках «Клуба для родителей», где организуется общение и взаимодействие родителей друг с другом, педагогами и педагогом-психологом по вопросам развития, воспитания и обучения детей, в том числе по определению воспитательных принципов на основе анализа педагогического опыта русского народа. 

Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главная задача деятельности педагогического коллектива ЦДО «Алые паруса» погрузить детей в атмосферу народных традиций.

Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших понятий о добре и зле. Способность к различению Добра и Зла – основа нравственности. «Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа» (академик, этнопедагог Г.Н. Волков).

Самая большая опасность в развитии народной культуры – прерывание традиции. Искусственное воскрешение «умершей» традиции невозможно, если не сохранились нити преемственности, с одной стороны, в мастерстве, с другой – в потребности в «продуктах жизнедеятельности» традиции. Поэтому так важно заботиться о преемственности в этнокультурном и этно-художественном образовании, о сохранении единства эстетических критериев творцов и «потребителей» народного искусства, о сохранении традиции в сознании народа, в его эстетических потребностях.



[1] Концепция художественного образования в Российской Федерации: Утверждена Приказом Министерства Культуры РФ №1403 от 28 декабря 2001.

[2] Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. – Москва – Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Костромской государственный педагогический университет, 1996 – с.170.

[3] Тарасевич Н.А. Традиционная культура - оптимальная среда детства // Научно-методическое обеспечение деятельности детских фольклорных объединений. Сборник докладов и статей по материалам научно-практических конференций (1997-1999гг.).- Новосибирск, 2000.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела