Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Валентина Матвеевна Шварцун,
педагог дополнительного образования Спортивного подразделения МБОУДОД «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

«Спортивная ориентация» ребёнка-дошкольника в Центре внешкольной работы «Пашинский»

Инновационные процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инноваций. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Повышение требований к развитию способностей спортсмена предопределило появление теории спортивной ориентации, которая актуальна уже в дошкольном возрасте. 

В спортивном подразделении «ЦВР «Пашинский» в 2007 г. организована группа по общей физической подготовке для дошкольников 4-7 лет. Большое разнообразие упражнений, отнесённых к ОФП, позволяет успешно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Педагогическая деятельность организована в рамках авторской программы «Первые шаги», которая рассчитана на три года обучения. По окончании 3-х летнего цикла обучения объектом моего внимания стала проблема ориентации дошкольников на выбор вида спорта для дальнейших занятий физической культурой.

В 2010 году в программу «Первые шаги» были внесены дополнения – методика, позволяющая ориентировать родителей дошкольников на дальнейшие занятия тем видом спорта, к которому ребёнок имеет природные наклонности, где он будет наиболее успешен. 

Центральной идеей, предлагаемой мной методики, является использование стандартных нагрузок на физкультурных занятиях с дошкольниками и выявление ведущих способностей детей.

Сдвиг в сторону более ранних сроков начала занятий многими видами спорта заметно осложняет практику спортивной ориентации, а также заставляет менять принципы подхода к данной проблеме. Среди детей в столь раннем возрасте (4-7 лет) невозможно различить спортивно-важные качества организма, соответствующие модельным характеристикам спортсменов, так как они еще не сформированы в детском организме. В связи с этим вопросы ориентации на ранних этапах необходимо решать иным способом. При начальном отборе детей в 7 лет для занятий каким-либо видом спорта необычайно важна комплексная оценка двигательных способностей. В связи с этим разработана система мониторинга:

– уровня физического развития (совместно с врачом);

– уровня физической подготовленности (скоростно-силовые качества – прыжки в длину с места, приспособляемость сердечно-сосудистой системы – упражнение с отягощениями, сила и выносливость мышц живота по количеству поднимания ног, координация движений – по метанию мешочка с песком вдаль и лазанье по гимнастической лестнице);

– типа темперамента ребёнка (совместно с педагогом-психологом);

– нравственного статуса занимающихся дошкольников.

На основе проведённого мониторинга определяю ведущее, вспомогательное и второстепенное качества у каждого дошкольника и получаю результат, который позволяет определить вид спорта, к которому предрасположен ребёнок в данном возрасте.

При определении предрасположенности используется таблица «Требования к занимающимся спортом». Выделяю хорошо развитые качества выпускника, то есть ведущие, среднеразвитые – дополняющие и слабо развитые – второстепенные. По таблице «Степень влияния на результативность» оцениваю физические качества и морфофункциональные показатели выпускника. Например, высоко оценена выносливость и координация, а эти качества, ведущие в футболе, т. к. оказывают значительное влияние на результативность. Поэтому рекомендую заниматься футболом. Те показатели, которые на результативность влияют в меньшей степени, рекомендую детям развивать при дальнейшем обучении.

Всё это позволяет избежать неправильных прогнозов успешности будущих спортсменов.

Установленные особенности первой спортивной ориентации дошкольников позволяют выявить перспективных занимающихся, дают возможность определить целесообразность занятий общей физической подготовкой на различных этапах трёхлетней спортивной тренировки, дают возможность родителям передать детей на более высокую ступень учебно-тренировочного процесса, например, в группу начальной физической подготовки спортивного подразделения или в спортивную школу.

Эта методика эффективна тем, что работая по ней, можно выявить ведущие, дополняющие и второстепенные качества детей. В результате этого оказать помощь дошкольнику в выборе первичной спортивной ориентации, того вида спорта, где он будет успешен.

Итоги выполнения программы представляются в виде творческого отчёта перед родителями и педагогами на тему: «Первая спортивная ориентация дошкольника седьмого года жизни». На основе анализа диагностики дошкольникам выдается «Аттестат», где рекомендован вид спорта, который соответствует его способностям.

Установленные особенности первой спортивной специализации дошкольников позволяют подготовить спортивный резерв для педагогов начальной подготовки Спортивного подразделения.

Результатом проведённой работы стало:

– проведение в 2010 году 1-ого выпуска дошкольников. Все 17 выпускников получили рекомендации по видам спорта, 12 выпускников продолжают заниматься в объединениях начальной подготовки. Трое выпускников участвовали в соревнованиях (по художественной гимнастике, по лёгкой атлетике, по дзюдо);

– в 2012 году состоялся 2-й выпуск дошкольников. Все 13 выпускников получили рекомендации по видам спорта. По результатам отслеживания выполнения рекомендаций 10 выпускников продолжают заниматься в объединениях начальной подготовки. Четверо выпускников принимали участие в соревнованиях. Один из выпускников принял участие в празднике, посвящённом «Дню физкультурника» (бег на 60м).

С начала учебного цикла 3-х летнего обучения первое занятие является адаптационным – проводится вместе с родителями. Ребенок достиг 4-летнего возраста, и пришло время для занятий физической культурой. Сам он пока не понимает, что его ждет, возможно, даже с оптимизмом готовится к переменам в жизни, к новому общению, к играм с другими детьми.

Что же происходит с ребенком, перешагнувшим порог спортивного зала и оставшегося там без мамы – своего главного защитника? А чувствует он панику, растерянность. Но детская психика достаточно гибкая, и через пару недель малыш забывает о своих тревогах и сам ищет новых друзей. Приход ребёнка в спортивный зал – непростое испытание для детской психики, и от педагога зависит, насколько успешно ребенок справится с ним и как быстро сумеет влиться в коллектив сверстников.

Итак, мы специально проводим адаптационное занятие, чтобы помочь малышу пережить вхождение в новую жизнь.

Во время адаптационного занятия дошкольники знакомятся с правилами поведения в спортивном зале, преодолевают несложную полосу препятствий, чтобы увидеть, как дети умеют первоначально двигаться. После 3-4 учебных занятий, на которых знакомлю занимающихся детей с тестовыми упражнениями, начинаю проводить мониторинг. Все данные фиксирую в протоколе. После этого, согласно учебно-тематическому плану, начинаю обучение.

К концу 3 года обучения выпускник имеет фонд двигательных умений и связанных с ними знаний. Дети имеют представление о рациональных способах управления своими движениями. На выполнение упражнений уже не влияет меняющаяся обстановка, конечные результаты действий становятся более высокими. Появляется ощутимая разница в двигательных качествах детей в зависимости от конституционного типа организма, от темперамента, физической подготовленности и психофизических способностей. К концу третьего учебного года занимающиеся дети осваивают уже упражнения на простейших тренажёрах.

Особенностью данной технологии является:

– индивидуальное тестирование способностей дошкольника и выявление предрасположенности к занятиям различными видами спорта;

– осведомление родителей о наличии возможностей для занятий спором;

– выявление «моторно» одарённых детей, их способностей, определение индивидуальных предпочтений в видах двигательной активности.

На наш взгляд, такой подход к выявлению способностей дошкольников с целью ориентации к различным видам спорта в оздоровительных группах – перспективное направление в развитии детского спорта.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 495)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела