Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Елена Николаевна Смоликова,
руководитель социально-педагогического структурного подразделения
МБОУ ДОД ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

Применение современных образовательных технологий в условиях студии раннего развития детей

Дошкольный  возраст – это период, когда ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.

Большую роль в жизни ребенка-дошкольника играют сверстники. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником – это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Но не менее важно и значимо для ребенка общение с взрослыми, ведь именно взрослый помогает ребенку ориентироваться в окружающей его жизни, узнавать новое, искать ответы на сложные и непонятные пока вопросы, подготовить к новому этапу жизни – поступлению в школу.

Российское образование переживает новый этап своего развития. Начальная школа работает по программам и учебникам, которые носят развивающий характер и предъявляют к ребенку новые требования. То есть ребенок, идущий в 1 класс, должен обладать определенным уровнем развития, иметь определенный запас знаний, умений, навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к школе.

Современная школа испытывает потребность в первокласснике, обладающем более высоким уровнем развития, который и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку научиться читать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане.

В настоящее время общество испытывает огромный дефицит в дошкольных учреждениях, а дети – в общении и всестороннем развитии. Этим объясняется возникновение центров раннего развития ребенка, целью которых является формирование у ребенка способностей к совершенствованию своей познавательной, практической деятельности и развитие творчества в форме активного освоения знаний через систему образовательных занятий.

С целью сохранения единого образовательного пространства предшкольного и начального образования и повышения качества образовательной деятельности с дошкольниками необходимо обеспечить максимальную подготовку детей к школе в соответствии с образовательными стандартами начальной школы, начиная с младшего дошкольного возраста. Однако при этом образование дошкольников должно сохранить статус самостоятельной образовательной ступени со своими специфическими задачами.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста предъявляются все более высокие требования, роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни, и нам, взрослым, необходимо помочь им в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.

В первую очередь – это личностно-ориентированные технологии – целью которых является развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. 

1. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

2. Игровые технологии это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

3. Здоровьесберегающие технологии – цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

4. Технология «ТРИЗ» – цель: формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

5. Педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

6. Метод проектов – даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Студия раннего развития «Солнечный город» Центра внешкольной работы «Галактика» осуществляет образовательную деятельность с детьми 2-7 лет, предоставляя дополнительные образовательные услуги разных образовательных направлений: это интеллектуальное развитие, развитие познавательных процессов, коммуникативное и эмоционально-личностное развитие. Студия раннего развития дает возможность для обучения детей, не посещающих детские дошкольные учреждения для подготовки к школе, помочь ребенку-дошкольнику плавно перейти на следующую ступень – начальное образование. Пребывание в коллективе ровесников позволяет им научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками, у него формируется адекватное самовосприятие.

Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности.

На каждой возрастной ступени формируются определенные компетенции, создаются условия для подготовки к формированию универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Исследования готовности детей к школьному обучению показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную составляющую. Образовательная деятельность в Студии раннего развития «Солнечный город» организована таким образом, что все направления, решая определенные задачи, дополняют друг друга.

При организации образовательной деятельности в студии используются все перечисленные педагогические технологии, ведь их использование позволяет педагогу достигать оптимальных результатов в своей деятельности. Возможность реализовать личностно-ориентированную модель образовательного процесса в студии раннего развития обеспечивает тесное взаимодействие педагогов студии с психологом, логопедом.

Все современные педагогические технологии должны выполнять здоровьесберегающую функцию. Важно не перегрузить ребенка, обеспечить развитие его художественного вкуса, умение творчески оценивать и преобразовывать окружающий мир. Одним из основополагающих принципов работы в студии раннего развития является принцип смены видов деятельности. Для профилактики психического и физического здоровья детей, для предупреждения утомляемости детей на занятиях используются подвижные игры, физминутки, элементы психогимнастики, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, самомасссаж, гимнастика для глаз.

В процессе занятий педагоги включают детей в практическую деятельность. Например, на занятиях по логике с детьми 6-7 лет используются следующие приемы активизации познавательной деятельности: ситуация выбора, интеллектуальная разминка, мозговой штурм, задания творческого характера. На занятиях по подготовке к обучению грамоте и развитию речи используются различные карточки, схемы, сбор информации на определенную тему совместно с родителями и сообщение по данной теме на занятии. Такая форма работы помогает формировать коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия; умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи.

Значение игры невозможно переоценить. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игровая деятельность на занятиях используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного процесса

– в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

– как технология досуговой работы.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления. Эти задачи решаются на занятиях по формированию элементарных математических представлений, логике, развивающих играх. С этой целью используются логические и математические  игры и  упражнения, головоломки, ребусы.

Ребенок-дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способности создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует проектная деятельность, которая помогает осмысленному восприятию сведений о мире и может стать начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению.

В практике студии раннего развития «Солнечный город» используются следующие виды проектов:

– Исследовательско-творческие – «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

– Творческие – «В гостях у сказки».

– Образовательные – «Учимся вместе с Незнайкой».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, действовать в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, применение различных педагогических технологий во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволяет существенно повысить его психологической подготовленности к обучению в школе и способствует созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования его учебной деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела