Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Елена Валерьевна Параскун,
педагог-психолог Центра развития дошкольников «Тимошка»
ДДТ им.В. Дубинина г. Новосибирска

Опыт использования информационных ресурсов в системе дополнительного дошкольного образования

Информационная школа – это школа XXI века, которая представляет собой единую информационную систему, объединяющую современными информационными сетями как все элементы образовательного процесса, так и ее связи с внешней средой. Дети-дошкольники, посещая наш центр развития, готовятся вступить в эту новую школу. Поэтому готовить их к погружению в современную образовательную среду необходимо уже сейчас.

Развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса. В условиях изменения системы образования решающим оказывается изменение отношения педагогов к информации, которая становится важнейшим стратегическим ресурсом образования, и общества в целом. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

В работе Центра развития дошкольников «Тимошка» искусно сочетаются как новые информационные технологии, так и традиционные образовательные формы и ресурсы. Педагоги Центра развития дошкольников являются активными пользователями прикладных программ ПК: технологии работы с текстами, графиками, табличными данными, программами подготовки презентации, графическими пакетами.

Немаловажным считаем и тот факт, что внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях деятельности:

– доступ к большему объему информации, представленному в занимательной форме;

– образная наглядная форма представления изучаемого материала;

– поддержка активных методов образования дошкольников;

– возможность игрового представления информации;

– формирования культуры учебной деятельности всех участников образовательного процесса;

– формирование информационной культуры.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации. Внедрение новых информационных технологий на базе сети Интернет сегодня является одним из важнейших резервов непрерывного образования и самообразования нашего педагогического коллектива.

Педагоги нашего центра активно используют современные информационные технологии по различным методическим направлениям:

Обучающие программы. Формирование умений и навыков ребенка дошкольного возраста через просмотр развивающих мультфильмов, познавательных программ по различным направлениям деятельности нашего центра. На занятиях по музыкальному развитию дошкольников широко используются видеофрагменты балетов, опер, детских музыкальных постановок для разностороннего развития наших воспитанников.

Тренажеры. Отработка умений и навыков, повторение и закрепление пройденного материала на занятиях математикой, развитием речи, английским языком, развивающим играм.

Информационно-поисковые и справочные. Формирование познавательного интереса через поиск информации в различных областях деятельности человека позволяет помочь в организации исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста. Ярким примером может служить опыт организации и проведения мероприятий в рамках социально-педагогического проекта «Красная книга глазами детей» с использованием как мультимедийных технологий, так и поисковой деятельности ребенка-дошкольника и его родителей с целью получения информации о животных нашего края.

Демонстрационная. На занятиях по прикладному творчеству, окружающему миру педагоги имеют возможность наиболее полного представления изучаемого материала, благодаря современному обеспечению техническими средствами образовательного процесса нашего центра развития дошкольников.

За последние годы компьютеры и основанные на них информационные технологии существенно изменились. Не использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях при работе с дошкольниками было бы недопустимым просчетом. Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды для реализации комплексной дополнительной образовательной программы по работе с дошкольниками «Растем и развиваемся».

Традиционные образовательные информационные ресурсы играют также немаловажную роль в работе нашего педагогического коллектива. На протяжении нескольких лет расширялся каталог периодической печати для педагогов. Это журналы по искусству; газеты и журналы по развивающему обучению дошкольников; журналы для родителей по воспитанию и развитию детей; справочник психолога; журналы по английскому языку; справочник музыкального руководителя.

Современные периодические профессионально-педагогические издания оказывают надёжную информационную поддержку руководителей и педагогов образовательных учреждений. На малых педагогических советах методист центра развития дошкольников рассказывает о наиболее интересных статьях, опубликованных за прошедший месяц и посвященных педагогическим проблемам. Расширение и пополнение каталога периодической печати позволяет нам реализовать такие социально-информационные функции, как просветительская и консультационная.

Меняется отношение родительского сообщества к качеству образования в Центре развития дошкольников. Это один из важных моментов нашей работы, т.к. показатель удовлетворенности родителей – одна из важнейших характеристик нашего Центра. Для повышения уровня удовлетворенности родителей и приобщения их к развитию собственных детей используются различные методы и приемы.

– Оформление информационного стенда для родителей детей дошкольного возраста в холле Дома детского творчества им В. Дубинина. Для родителей вывешивается информация с занятий, рекомендации педагогов по различным направлениям деятельности детей, рекламные проспекты педагогов других творческих коллективов Дома творчества, списки рекомендуемой для прочтения литературы, фильмов, компьютерных программ, образовательных ресурсов.

– Подготовка раздаточного материала по английскому языку, музыке, развивающим играм в виде книжек-малышек, буклетов.

– Организация психолого-педагогической библиотеки для родителей.

– На протяжении нескольких лет родители имеют возможность получить информацию с занятий, мероприятий о деятельности своих детей в виде видеодиска «Моя жизнь в «Тимошке». Также на психолого-педагогических практикумах и семинарах педагоги могут продемонстрировать видеозарисовки с занятий по своему направлению.

– Знакомство родителей с интересными и познавательными сайтами по развитию детей, включая сайт Дома творчества, где достаточно полно представлена информация о деятельности нашего центра.

Главный результат использования различных информационных ресурсов: изменение позиции ребенка и родителя по отношению к современному образованию.

У детей и родителей появляется интерес к дополнительному образованию, развивается самостоятельность, развиваются навыки самообразования, формируется такое качество личности, как потребность знать больше, общаться и познавать мир во всей его многогранности.

Изменяется и позиция педагога:

– его работа в активном информационном режиме позволяет ему сравнивать результаты своего труда,

– все педагоги могут на достаточно хорошем уровне использовать современные информационные ресурсы,

– самое главное – осознание педагогом своей роли как генератора собственного развития, развития нашего центра.

Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно требует от современного педагога большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий, использование которых в современном дошкольном дополнительном образование не только целесообразно, но и актуально. Эти знания позволяют педагогам достигать главной цели: формирование готовности дошкольника к обучению в системе общего и дополнительного образования путем развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, ее творческого потенциала.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела