Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Светлана Раисовна Осягина,

педагог-организатор первой квалификационной категории Школа раннего развития детей «Пчелка» МБОУ ДОД «Центра внешкольной работы «Пашинский» г. Новосибирска

«Мы – вместе» (из опыта работы Школы раннего развития детей «Пчелка» с семьями воспитанников)

С чего начинается воспитание благородного гражданина? Из века в век подтверждается истина: воспитание благородного гражданина начинается с благородного родительства, достойно выполняющего миссию воспитания. Оно начинается с заботливого, внимательного отношения родителей к окружающим людям, не только близким, но и чужим. Если мы стремимся к росту зерна благородства, важно менять условия его развития, одним из которых может стать целенаправленное взращивание качественно нового взаимодействия педагогов и родителей, культурными формами которого являются: сотрудничество, созвучие, сопереживание ни с чем несравнимую радость со-бытия.

Близость ребенка к взрослому – путь его развития. Поэтому очень важно, какие взрослые окружают ребенка, с какими взрослыми ему по жизни приходится встречаться. Сегодняшние дети более направлены на себя, чем на других людей, более сдержаны в проявлении доброты. Но они умеют сопереживать, умеют сочувствовать. Правда, сорадоваться умеют плохо. Почему? Да потому, что мало видят проявления сорадости у взрослых.

Пребывая в точке схождения семейной и общественной систем, находясь в гармонии или противоречии с ними, душа ребенка запечатлевает разные образы, порождаемые воспитывающими взрослыми: заботу, внимание, честность или ложь, грубость, несправедливость, безразличие. Что он выберет, если те и другие взрослые (родители и педагоги) являются для ребенка значимыми людьми?

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в социально-личностном развитии и воспитании детей: отсутствие положительно-эмоционального контакта между взрослым и ребенком, излишняя требовательность, отсутствие уважительного отношения к личности ребенка, отсутствие мотивации при воспитании и обучении детей в различных видах деятельности; отсутствие у взрослых знаний об особенностях взаимодействия и способах организации общения с ребенком.

Коллектив школы раннего развития «Пчелка», созданной на базе ЦВР «Пашинский», основной целью своей деятельности считает помощь семье в воспитании и образовании ребенка. Для реализации цели и задач школы нами была составлена и апробирована на практике программа воспитательной деятельности «Мы – вместе». Одной из ведущих задач данной программы является: создание условий для совместной педагогической деятельности родителей и педагогов. В процессе тесного сотрудничества мы пытаемся помочь детям и родителям достичь взаимопонимания, вызвать у ребенка гордость за свою семью, желание рассказать о ней своим ровесникам. На своем многолетнем опыте мы убедились, что для установления взаимопонимания между родителями и детьми, для успешного решения общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества, как составление генеалогического древа, проведение конкурса «Герб и девиз моей семьи», оформление портфолио «Познакомьтесь – это я».

Выполняя задания конкурса, родители рассказывают детям об их бабушках и дедушках, о прабабушках, прадедушках. Дети узнают историю своего рода, историю любви мамы и папы, историю своего рождения. Оформление фотогазет «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Когда мама рядом», «Мой любимый папа», «Как мы летом отдыхали» рассказывают о каждом из членов семьи, о совместном отдыхе, об увлечениях. Дети с удовольствием рассказывают педагогам и товарищам о своей семье, они проявляют стойкий интерес к данному виду действия, чувствуют гордость за свою семью.

Родители принимают активное участие в проведении конкурсов всевозможных поделок: из природного материала «Осенние забавы», из бумаги «Букет для бабушки», из бросового материала «Наши пернатые друзья», из лоскутков ткани «Мой любимый сказочный герой». Каждый вид деятельности предусматривает тесное сотрудничество ребенка и родителя – это является основным пожеланием педагогов. В процессе создания этих «шедевров» происходит тесное общение ребенка и родителя, их «сроднение» в творческом процессе, ребенок чувствует свою значимость, что значительно повышает его самооценку.

Родители также активно принимают участие в организации и проведении праздников, таких как «Папа может все, что угодно», «Моя талантливая мама», «Устами младенца». Такое игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.

Полученный нами опыт показывает, что доверительные отношения между семьями и сопровождающими их педагогами прекрасно выстраиваются на совместных встречах с участием детских психологов, на которых обсуждаются важные для обеих сторон темы: «Кризис трехлетнего возраста, следует ли с ним бороться», «Игры для наших детей», «Какой я родитель» и т. д. Ежегодно мы проводим «Дни открытых дверей». Родители могут посетить любое мероприятие любого педагога в течение двух определенных недель учебного года. Безусловно, в выигрыше от этого все: у родителей есть возможность увидеть своего ребенка во время занятий, оценить его слабые и сильные стороны, проследить, как он реагирует на слова взрослого, включается ли в процесс выполнения заданий, легко ли ему все это дается, как общается со сверстниками; у педагогов появляется возможность продемонстрировать знания детей, показать, над какими задачами они работают. В выигрыше и сами дети. Их глаза сияют при виде пап и мам. У детей появляется возможность продемонстрировать свои знания, умения так, чтобы родители гордились ими. Что может быть важнее этого!

Также мы предлагаем родителям испробовать свои силы в роли педагогов, для этого в школе проводятся совместные мастер-классы по изо-деятельности, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающем миром. Кроме того, мы совместно с родителями проводим семинары-практикумы, где они узнают подробнее о тех образовательных программах и технологиях, которые мы реализуем. Вследствие такого тесного контакта растет активность родителей, повышается их педагогический уровень. Мы стараемся создать условия для того, чтобы родители стали друзьями своему ребенку и при этом оставались мамами и папами, верили в способности своего малыша.

Ни одна анкета, ни один опрос семей не дают столько информации для познания и понимания друг друга, сколько встречи за круглым столом. Наши маленькие воспитанники хотят все знать. Им нужны знающие взрослые, смотрящие в одном с ними направлении. А значит, педагогам и родителям необходимо приложить совместные усилия для выполнения данной задачи.

Мы, родители и педагоги, можем помочь друг другу в воспитании и согласны, что нашим детям и нам принесет пользу время, проведенное вместе в общении, дружба, творческая инициатива, обмен знаниями и опытом, информирование о новейших достижениях современной науки: психологии, педагогики, понимание закономерности развития детско-взрослых отношений в семье и вне её. С каждой семьей, доверяющей ребенка нам на воспитание, мы проходим одну за другой ступени, совершенствуя себя и развивая отношения с родителями и детьми.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 28)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела