Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116

Ведущая рубрики
Анна Викторовна Молокова,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО

Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели газеты «Интерактивное образование»!

 

Разговор на страницах нашего электронного издания о современных технологиях в дошкольном образовании весьма актуален. Ведь ИКТ чаще всего называют в числе современных образовательных технологий, использование которых является профессиональной обязанностью каждого педагогического работника, в том числе и специалиста в области дошкольного образования.

В должностных квалификационных характеристиках работников образования (Приказ № 761 Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г.) конкретизированы технологические возможности, которые необходимо освоить и использовать каждому педагогу, который намерен соответствовать занимаемой должности. Среди них: использование текстовых редакторов и электронных таблиц, браузеров и электронной почты, современные средства контрольно-оценочной деятельности в условиях информационно-образовательной среды и многое другое.

Вопрос, насколько актуальны эти умения педагога не в организации профессиональной деятельности, а в осуществлении воспитательно-образовательного процесса на предшкольной ступени, весьма важен. Его можно считать приоритетным в поисково-исследовательской деятельности педагогов, поскольку применение ИКТ во взаимодействии с родителями и в организации методической работы чаще всего реализуется достаточно активно, хотя также требует обсуждения и осмысления.

Уже нет смысла рассуждать о том, надо ли применять ИКТ в предшкольном образовании. Ведь многоаспектная преемственность между образовательными ступенями обозначена в нормативных документах как одна из важнейших задач. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы предшкольного образования говорится лишь об информационных умениях старших дошкольников без конкретизации таковых. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования заявляется уже о таком сложном метапредметном результате как формирование ИКТ-грамотности и основ ИКТ-компетентности личности.

Проблема состоит в том, что нормативно не определены (в ФГТ) и методически не обеспечены (например, на уровне существующих программ предшкольной подготовки) формы организации и содержание занятий с применением ИКТ на предшкольной ступени. Одновременно существуют достаточно разнообразные электронные образовательные ресурсы для рассматриваемой возрастной группы, разрабатываются и используются в практике интересные интерактивные электронные устройства, проводятся семинары и открытые занятия в дошкольных образовательных учреждениях и на базе школ, реализующих предшкольную подготовку детей.

К сожалению, среди авторов этого выпуска газеты нет педагогов, готовых описать и проанализировать личный опыт использования ИКТ в предшкольной подготовке. Возможно, это свидетельствует о том, что сомнений ещё очень много и проблема информатизации предшкольного образования с учетом всех очевидных рисков весьма сложна. Хотя другая причина, может быть, кроется в том, что учителя начальных классов значительно раньше начали осуществлять методический поиск в этом направлении, а значит и сказать со страниц газеты они могут и хотят больше.

Предлагаемые Вашему вниманию, читатель, тексты представляют интерес для тех, кто совершенствует свои методические умения, старается использовать современные технологии в воспитательно-образовательном процессе, реализует требования ФГОС в профессиональной деятельности.

Интересного чтения, уважаемые коллеги!

 



Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении: освоение вики-технологий и сервисов «Google»
Авторы: Наталья Александровна Окунева, Валентина Михайловна Куликова
Статья понравилась: 575

Любая инновационная деятельность начинается там, где есть группа энтузиастов, объединённая одной идеей и обладающая идентичными качествами личности. К таким качествам мы относим группу из так называемых пяти «О»: организованность, ответственность, оперативность, отзывчивость, оптимизм.

(3629 просмотров)
Как формировать ответственность школьников за результаты информационной деятельности?
Автор: Ирина Геннадьевна Астанина
Статья понравилась: 9

Очень часто, посещая различные мероприятия, слышишь: «Вы можете скачать фотографию из Интернета». А как это можно сделать, не нарушая авторских прав, законов Российской Федерации – не уточняется. Я считаю, что начинать детей учить работать по правилам, закону, нужно с 1 класса. Тогда уже, будучи взрослыми, они не присвоят себе чужой информационный продукт, будут уметь защитить свой и др.

(789 просмотров)
Как научить детей выигрывать?
Автор: Татьяна Владимировна Двороковская
Статья понравилась: 6

Все дети любят играть, а ещё больше они любят выигрывать. Учителя давно и успешно применяют игру для достижения педагогических целей. А вы пробовали научить детей играть? В соответствии с ФГОС это необходимо делать. Проведение урока на тему «Выигрышная стратегия» показало, что ИКТ позволяют сделать процесс освоения сложнейших и увлекательных действий интересным и захватывающим, а обучение эффективным и неутомительным.

(1005 просмотров)
ИКТ в обучении теме «Местоимение»
Автор: Вита Сергеевна Шимко
Статья понравилась: 13

Тема «Местоимение» считается не самой сложной в курсе русского языка в четвёртом классе. Однако значение этой темы в дальнейшем освоении детьми этого предмета трудно переоценить. Традиционное отношение к изучению нового для детей материала по этой теме вполне можно заменить интересным, насыщенным современными средствами и формами организации учебной деятельности учебным занятием.

(2540 просмотров)