Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Наталья Александровна Окунева,
учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 15 Ленинского района г. Новосибирска

Все статьи автора(10) Валентина Михайловна Куликова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель музея МБОУ СОШ № 15
Ленинского района г. Новосибирска

Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении: освоение вики-технологий и сервисов «Google»

Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу.

С. Фокс

Любая инновационная деятельность начинается там, где есть группа энтузиастов, объединённая одной идеей и обладающая идентичными качествами личности. К таким качествам мы относим группу из так называемых пяти «О»: организованность, ответственность, оперативность, отзывчивость, оптимизм.

В нашей школе такая группа сформировалась спонтанно. Всё началось с небольшого проекта. Таким проектом стало сообщество учеников 5 «а» класса, зарегистрированное на НовоВики: http://wiki.nios.ru/index.php/Проект_сообщество_учеников_5_%22А%22_класса.

Открытая образовательная среда города Новосибирска – НовоВики (http://wiki.nios.ru/) создана в январе 2010 года на сервере ГУО мэрии Новосибирска. Курирует среду Городской центр информатизации «Эгида».

НовоВики – это «единая образовательная среда учителей, методистов, школьников, это эффективное средство формирования педагогического сетевого сообщества, где каждый желающий может разместить материалы сетевых проектов, провести семинары, тренинги или конференции, принять участие в конкурсах. В 2011 году появились новые страницы – сообщества педагогов. Сейчас на сайте зарегистрировано более двух тысяч участников и размещено около девяти тысяч вики-статей» [2].

Проект сообщества 5 «а» был разработан учителем информатики и ИКТ Натальей Александровной Окуневой (классным руководителем 5 «а» класса) в начале сентября 2012 года, но уже к концу месяца стало ясно, что это всего лишь малая часть того целого, что мы можем сделать.

Большинство исследователей (В.Я. Ляудис, Н.Р. Юсуфбенкова и другие) понимают под инновационным обучением «процесс и результат учебной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру и социальную среду, такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие проблемные ситуации» [1]. И мы такой отклик получили.

Оказывается, в нашем образовательном учреждении с проектами работают еще и другие учителя, каждый сам по себе. У многих уже сформировалась солидная методическая копилка: разработки уроков и внеклассных мероприятий, проектов, выступления на семинарах и конференциях, публикации статей в средствах массовой информации и др.

На фото: публикации наших педагогов в ИО

 

По мере разрастания проекта сообщества пятиклассников появились новые проекты: педагогическая копилка учителя Окуневой Натальи Александровны, http://wiki.nios.ru/index.php/Электронное_портфолио учителя, личные странички участников НовоВики, вики-статьи различной тематики.

В это же время на НовоВики зарегистрировано сообщество руководителей музеев «Творческая гостиная «В кругу друзей», http://wiki.nios.ru/index.php/Творческая_гостиная_%22В_кругу_друзей%22. Разработчик – Валентина Михайловна Куликова. Эта гостиная – возможность для хорошего диалога педагогов дополнительного образования-руководителей школьных музеев, активистов-экскурсоводов, а также всех заинтересованных лиц.

На фото: творческая группа руководителей музеев

Большую роль в дальнейшем развитии событий сыграло чувство взаимовыручки, присущее нашим педагогам: один подаёт идею, другой эту идею подхватывает и облачает в статью или проект; третий приходит на помощь, когда встаёт необходимость публикации данной статьи или проекта. Выделяются лидеры и организаторы… Возрастает необходимость систематизировать и обобщать накопленную работу. Так появляется новый большой проект «Вики-страница школы» http://wiki.nios.ru/index.php/%D0%9C%D0%91%D, над которым одновременно работают несколько человек в ОУ. Опытные и молодые, но все талантливые, заинтересованные. При этом создаётся ситуация успеха: один дополняет другого, а недостатки компенсируются. «Инновационность – это, прежде всего, открытость при равенстве психологических позиций взаимодействующих сторон»[3].

В составе творческой группы нашей школы учителя, преподающие разные предметы и имеющие разный педагогический стаж и багаж знаний: это Наталья Николаевна Окунева, учитель информатики и ИКТ (наш «двигатель прогресса»!); Валентина Михайловна Куликова, заведующая библиотекой и руководитель музея Боевой славы (Валентине Михайловне отведена роль редактора во всех проектах – от того, насколько грамотно оформлены проекты и статьи, зависит успех всего коллектива); Александра Михайловна Карпушкина, заместитель директора по внеклассной работе (как же без неё – ведь сегодня воспитательная деятельность выходит на новую ступень!); Екатерина Викторовна Коновалова, молодой учитель ИЗО и черчения (без её умелых ручек нам никак не обойтись при оформлении любого мероприятия – из ничего может сделать «конфетку»!); Альбина Николаевна Загорулько, учитель русского языка и литературы (по совместительству – главный редактор школьной газеты). Можно долго перечислять список участников наших проектов – в школе буквально шквал новых идей!

На фото: Куликова В.М., Окунева Н.А., Коновалова Е.В., Карпушкина А.М.
на празднике Белых журавлей

 В качестве примера можно привести осуществление совместного проекта «Праздник Белых журавлей», в работе над которым приняли участие почти все члены творческой группы. При подготовке к празднику были разработаны презентации, а по завершении – оформлена вики-статья, что стало новым для нас. Плюсом работы в среде НовоВики считаем возможность одновременного редактирования, поэтому статья оформляется быстрее, при этом учитывается мнение каждого: http://wiki.nios.ru/index.php/Праздник_белых_журавлей_2012-2013учебный_год.

Прошло совсем немного времени, и уже изменяются цели, поставленные на начальном этапе – они становятся более широкими, задачи – более сложными в выполнении. Одновременно с работой над проектами возрастают потребности и увеличиваются накопленные знания. При этом появляется интерес к продвижению данных проектов.

К данной работе начинают проявлять интерес другие сотрудники школы, которые тоже параллельно включаются в работу и готовы делиться своим накопленным опытом и разработками. Хочется назвать Смирнову Анну Владимировну, воспитателя дошкольного блока. Со своими воспитанниками Анна Владимировна давно ведёт проектную деятельность, но рассказывала об этой работе лищь своим коллегам в рамках семинаров и педсоветов. Теперь же и ей захотелось представить результаты своей деятельности широкому кругу читателей, а такую возможность нам как раз и предоставляет проект «Отражение» в открытой образовательной среде НовоВики.

На фото: воспитанники старшей группы детского сада МБОУ СОШ № 15 участники проекта «Росток»

Более того, Анна Владимировна приняла участие в первом туре районного конкурса «Воспитатель года». Надеемся этот опыт обобщить, распространить и привлечь к активной деятельности других воспитателей нашего дошкольного блока.

Учитель английского языка Лариса Владимировна Лучинина давно использует в своей деятельности методы театрализации; поставила с обучающимися ряд постановок и пьес на английском языке; кроме того, успешно обучает ребят исполнению английских песен! В октябрьском выпуске электронной газеты «Интерактивное образование» читатели могли ознакомиться с опытом работы этого молодого, энергичного педагога: https://docs.google.com/file/d/0B_kLTGqLa6IXMmF6Q2RmTkZidDA/edit.

Важно отметить тот факт, что инициатива идет снизу от заинтересованных учителей, а не сверху, по указанию, и находит поддержку у администрации образовательного учреждения. А это, в свою очередь, придаёт нам ещё больше уверенности.

Конечно, новое – это ещё не гарантия передового опыта. Массовое применение традиционных форм, методов и приемов также ненадежный показатель передового опыта. А в нашем педагогическом коллективе сложилось много добрых традиций: это систематическое проведение семинаров (теоретических – обучающих и практических – мастер-классов) по совершенствованию образовательного процесса в школе; работа методических объединений и кафедр учителей-предметников, обобщение опыта работы педагогов и многое другое. Этот опыт, как правило, результат творческих поисков педагогов, в нем сливаются воедино творческое, новаторское и традиционное начала. Известно высказывание ведущего сотрудника музея истории Лондона С. Фокса: «Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу», и мы с этим согласны.

На фото: семинар

 Анализ литературы и наш собственный опыт показывают, что внедрение технологий позволяет не только повысить качество преподавания, но и сформировать культуру интеллектуального труда обучающихся и их самостоятельность; усилить активность обучаемых; изменить ценностные ориентации и мотивационные установки как школьников, так и преподавателей. К работе в проектах НовоВики мы начали привлекать и учащихся. Так, в 2011/12 учебном году ученица 9 класса Костина Екатерина приняла участие в Городском конкурсе вики-статей «Новосибирск от А до Я». Её работа «История здания Новониколаевского реального училища имени Дома Романовых» стала призёром первого этапа этого конкурса.

На фото: Диплом 2 степени Костиной Екатерины и Диплом за участие Куликовой В.М. в Городском конкурсе вики-статей

 А Луцук Татьяна, ученица 10 класса, представила в виде вики-статьи свою исследовательскую работу «Сравнительный анализ писем с фронтов Великой Отечественной войны и писем наших современников из «горячих точек», с которой она выступила на Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» и привезла нам в город Диплом Второй степени. Следует отметить, что обе ученицы работают в Совете музея Боевой славы, руководитель Куликова В.М.

На фото: Диплом призёра Всероссийского конкурса

В ходе работы нами созданы такие вики-страницы:

– МБОУ СОШ № 15;

– Творческая гостиная «В кругу друзей»;

– Сообщество 5 «а» класса;

– Сообщества педагогов Ленинского района;

– РМО руководителей школьных музеев Ленинского района;

– РМО библиотекарей Ленинского района;

– Личные страницы участников: педагогов Окуневой Н.А., Куликовой В.М., Коноваловой Е.В., Карпушкиной А.М., Загорулько А.Н., Горшковой Е.В., Смирновой А.В., Лучининой Л.В. и учащихся Луцук Татьяны и Костиной Екатерины;

– Уроки по использованию сетевых сервисов в образовании Веб 2.0;

– Проведение открытого голосования обучающимися по выбору символики ОУ.

На фото: идёт голосование за выбор символики школы

 К нашей работе проявили интерес представители других организаций, люди, заинтересованные в продвижении сервисов; они интенсивно стали нам помогать. Прежде всего, это Рябухина Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида». Идёт конструктивный диалог: новые заманчивые предложения, свежие идеи, а их воплощение требует совершенствования навыков работы с сетевыми сервисами Веб 2.0. И на этом этапе мы переходим на новый уровень: понимаем, что нужно обучиться приёмам работы на НовоВики и в сервисах Веб 2.0, а затем обучить других педагогов, так как многие учителя не владеют информационными технологиями даже на пользовательском уровне. Изучая литературу по данной проблеме, мы нашли такие показатели: «…различные мониторинги показывают, что среди учителей, доля не владеющих компьютером на уровне пользователя, составляет около 50 %, а среди руководителей – свыше 70 %. По нашему мнению, причины данного явления заключаются, с одной стороны, в слабой методической подготовленности учителей, а с другой стороны, в отсутствии мотивации к освоению новых методов и приёмов педагогической работы» [4].

Так, с Рябухиной Натальей Александровной мы договорились о проведении для педагогов практических семинаров. Первый семинар был проведён 15 ноября в «Эгиде»; его посетили три педагога из нашей школы: Окунева Н.А., Куликова В.М., Загорулько А.Н. Второй семинар мы организовали уже на базе школы; этот семинар посетили десять педагогов школы.

На фото: семинар в «Эгиде» 15 ноября 2012 года

 На семинаре мы поняли, что использование сервисов Веб 2.0 упрощает работу образовательных учреждений в смысле обмена информацией, а также открывает возможности для дистанционного обучения. Это немаловажно при планировании работы с обучающимися, не имеющими возможности посещать школу.

Первый дистанционный курс обучения пятиклассников по предмету «Информатика и ИКТ» разработала Наталья Александровна Окунева. http://el.nios.ru/moodle/.

Конечной целью дистанционного обучения должно стать достижение такого уровня развития школьников, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для его решения задачи и способы деятельности; сравнивать полученные результаты с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Ещё К.Д. Ушинский говорил: «Следует передать ученику не только познания, но и развивать в нём желание и способность самостоятельно приобретать познания».

В результате работы обучающих семинаров мы получили новый инструментарий для осуществления задуманного. А задумано вот что. Мы выходим на уровень района и города. Для этого разработали вики-страницы сообществ педагогов образовательных учреждений Ленинского района. Страницы сообществ начали наполняться, они стали доступны многим педагогам как площадка для обмена опытом. Наш коллектив отмечает, что работать интересно, мы готовы делиться опытом работы. И, наконец, последняя идея: мы хотим попробовать заявить школу базовой площадкой в городе по продвижению сетевых сервисов.

Выводы:

1. Обобщён опыт образовательного учреждения в целом и каждого учителя по отдельности.

2. Из одного небольшого проекта вырос более крупный на уровне ОУ, далее на уровне района и города.

3. Открыты новые возможности дистанционного обучения для разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Нам могут возразить – ведь такую работу выполняют многие, возможно, кто-то её начал и раньше нас. Можно ли наш опыт считать инновацией?

Думаем, что можно, если рассматривать работу конкретного образовательного учреждения и конкретные временные рамки. В нашей школе такая работа активизировалась именно сейчас, и для нашего коллектива – это инновация, причём только начало, импульс к дальнейшим начинаниям.

Источники:

1. Лаврентьев Г.В, Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Адрес ресурса;

2. Проект «Отражение» – открытая образовательная среда НовоВики;

3. Три стратегии обучения. Адрес ресурса;

4. Федорчук С.В. Информационная компетентность как проблема развития муниципальной системы образования. Адрес ресурса:

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 575)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении: освоение вики-технологий и сервисов «Google»
2. Как формировать ответственность школьников за результаты информационной деятельности?
3. Как научить детей выигрывать?
4. ИКТ в обучении теме «Местоимение»