Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(5) Ирина Геннадьевна Астанина,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 10» Железнодорожного района
г. Новосибирска

Как формировать ответственность школьников за результаты информационной деятельности?

Очень часто, посещая различные мероприятия, слышишь: «Вы можете скачать фотографию из Интернета». А как это можно сделать, не нарушая авторских прав, законов Российской Федерации – не уточняется. Я считаю, что начинать детей учить работать по правилам, закону, нужно с 1 класса. Тогда уже, будучи взрослыми, они не присвоят себе чужой информационный продукт, будут уметь защитить свой и др. Эта проблема беспокоит всех, в том числе и наше государство. С введением в школу стандартов второго поколения и в урочную, и во внеурочную деятельность должны быть включены мероприятия, направленные на развитие навыков работы с компьютером, на знание основных документов, которые регламентируют правила работы в информационной среде. Мой класс ещё не работает по стандартам, но я считаю, что каждый должен знать как?, какую? и где? можно взять (распространить, поместить) информацию. В нашей школе уже с первого класса проводится урок информатики, на котором мы проговариваем все моменты, чтобы не попасть в неловкое положение. Иногда урока не хватает, и тогда на классных часах я ставлю детей в такую ситуацию, где они, используя ранее изученный материал, применяют его на практике. Далее мы анализируем каждую работу, находим ошибки и исправляем их. Представляю вашему вниманию один из классных часов.

Классный час на тему «Ответственность в информационной среде»

Класс: 3

Категория детей: возрастная группа 

Время: 45 минут

Цель:

– закрепление, обобщение и систематизация знаний о законах об информации и о персональных данных;

– развитие умения работать в группах.

Задачи:

– закрепить знания о законах об информации;

– продолжить формирование умения поиска, отбора и передачи информации;

– формировать и развивать навыки самостоятельной работы и работы в парах и группе.

Основные понятия: федеральный закон о персональных данных, федеральный закон об информации, информационных технологиях и защите информации, информационная среда, ответственность в информационной среде.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board 680, ПО Smart Notebook (версия 10), Smart-презентация, раздаточный материал.

Использованная литература и ресурсы:

  1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  3. Картинки и иллюстрации взяты из ресурсов интернета (ссылка указана при описании слайда).

№ п/п

Слайды

Используемые функции программного обеспечения ИД

Действия учителя

Формы организации работы учителя

Действия учеников

Формы организации работы детей

 

1.

В слайде использованы иллюстрации:

- сова visekart 

- доска

- книги 

 

Добрый, день. Тема нашего классного часа: «Ответственность в информационной среде».  Сегодня как всегда с нами на связи в Skype будет Ярославна (ученица нашего класса, обучающаяся на домашнем обучении).

Яся.

- В подарок КО ДНЮ НЕДЕЛИ НАУКИ первоклассникам  я  приготовила подарок. Хочу узнать, всё ли оформила по правилам?

Учитель.

- Ребята, поможем Ярославне?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

2.

На слайде есть ссылка на словарь с определением 

-- LAT 2,0 - RU Страницы Графики – Значки – Бирюзовый – Вопрос,

-Графики - Метки и кнопки – Бирюзовый - ВОПРОС

Основные операции:

объединение объектов.

Для того, чтобы помочь Ясе, давайте попробуем ответить на вопросы, которые для вас приготовили четвероклассники. Внимание на доску.

  • Как вы думаете, какого человека можно назвать ответственным?

 

 

 

 

 

Ответы детей.

3.

На слайде есть ссылка на словарь с определением 

 

  • Информационная среда это что такое?

 

 

Ответы детей.

4.

-- LAT 2,0 - RU Страницы Графики – Значки – Бирюзовый – Вопрос,

-Графики - Метки и кнопки – Бирюзовый - кнопка

Основные операции: объединение объектов.

  • Что такое ответственность в информационной среде?

 

Ответы детей.

5.

 

 

Сейчас мы просмотрим детский юмористический журнал «Ералаш» и вы постараетесь  мне ответить на вопрос:  

Ответственно ли поступили герои Ералаша?

Просмотр.

Как считаете, ответственно или нет поступили герои «Ералаша»?

А если бы ребята  нашли человека, у которого можно списать, что они должны были бы сделать?

А вы откуда это знаете?

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

6.

- дерево 

Основные операции: исчезание, объединение

 

Да, на самом деле мы изучили два федеральных закона

  • Об информации ….
  • О персональных данных

 

 

7.

 

О чём говорится в первом законе?

Ответы детей.

8.

 

Чему уделяется внимание во втором законе?

Действительно, в этих законах нам отвечают на вопросы как, где, на каких условиях и какую информацию можно взять или отдать.

Ответы детей.

9.

-- Основные темы коллекции, словарь, карта.

Основные операции:  объединение, часть текста закрашено. При использовании стирательной резинки  текст появляется.

 

 

Я к сегодняшнему уроку составила памятку, но не всё удалось сохранить. Давайте сейчас доделаем памятку вместе и сохраним её для Ярославны. Раздать листы. Приложение 1.

 

 

Работа в группах. Составление памятки.

10.

-- Основные темы коллекции, словарь, блокнот.

Основные операции: 

Инструментом шрифт написаны числа. При нажатии на число, при помощи ссылки,  переходишь  на страницу, где написано, что это за день и что необходимо сделать.

Молодцы. Хорошо поработали. Сейчас дело осталось за малым, попытаться всё то, что мы вспомнили перенести на практику.

Вы знаете, что с завтрашнего дня стартует неделя науки. План недели науки:

07.02 -  день точных наук

08.02 -  день словесности

09.02 – естественных наук

10.02 – день художественно-эстетического цикла

И нам надо будет выполнить несколько информационных продуктов (проектов). Получите свои задания.

1 группа – газета ко дню математики

 2 группа – газета ко дню окружающего мира

3 группа – афишу-представление нашей инсценировки

4 группа – ко дню художественно эстетического цикла  презентацию для показа по школьному телевидению.

Если задание понятно, то можете распределять роли и приступать к работе. Будем считать, что разрешение своих одноклассников на публикацию в газете, презентации и афише вы уже получили.

Через 15 минут надо представить свой информационный продукт, следуя пунктам алгоритма. Приложение 2.

Ваше время вышло. Представляем работы.

Яся, а ты сама сможешь представить свою книгу и рассказать о её недочётах?  Перечисляет их.

Свою работу ты успеешь доделать и завтра передадим  малышам.

Яся, тебе помог наш классный час?

 

 

 


Приложение 1.

ПАМЯТКА

    МОЖНО ИНФОРМАЦИЮ ИСКАТЬ:

  • В КНИГАХ
  • ……………
  • НА САЙТАХ ………..

 

  МОЖНО РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ:

  • ДОС……
  • ОБЩЕДО
  • СВ…………РАСПРО……..МУЮ
  • ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ ПО СОГЛАШЕНИЮ

 

   ЕСЛИ ИНФОРМАЦИЯ ИМЕЕТ    ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ (АВТОРА) МЫ ДОЛЖНЫ:

  • СПРОСИТЬ РАЗР…………. ………    НА  РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕДАЧУ

 

    ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДПИСАТЬ ГДЕ ………. ИНФОРМАЦИЯ И КТО ЕЁ …………….

 

     НЕЛЬЗЯ РАЗГЛАШАТЬ СВОИ И ЧУЖИЕ ПЕР…………….  ДАННЫЕ

    НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ЗАКОНОВ ВЛЕЧЁТ ……………….. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Приложение 2.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

1.Мы создавали газету, афишу, презентацию.

                      ( нужное подчеркнуть)

 

2. В него мы включили работы одноклассников, статьи из журналов, ресурсы из интернета.

(нужное подчеркнуть) 

 

3. При выполнение проекта мы получили разрешение у автора на публикацию работы и  персональных данных.

(нужное подчеркнуть) 

 

4.Не все ребята подписали источники информации, не все подписали работы.

(нужное подчеркнуть) 

 

5.Завтра мы устраним недочёты и проект будет готов.

(нужное подчеркнуть)

 

 

 

 

ПАМЯТКА

    МОЖНО ИНФОРМАЦИЮ ИСКАТЬ:

  • В КНИГАХ
  • ……………
  • НА САЙТАХ ………..

 

  МОЖНО РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ:

  • ДОС……
  • ОБЩЕДО
  • СВ…………РАСПРО……..МУЮ
  • ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ ПО СОГЛАШЕНИЮ

 

   ЕСЛИ ИНФОРМАЦИЯ ИМЕЕТ    ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ (АВТОРА) МЫ ДОЛЖНЫ:

  • СПРОСИТЬ РАЗР…………. ………    НА  РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕДАЧУ

 

    ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДПИСАТЬ ГДЕ ………. ИНФОРМАЦИЯ И КТО ЕЁ …………….

 

     НЕЛЬЗЯ РАЗГЛАШАТЬ СВОИ И ЧУЖИЕ ПЕР…………….  ДАННЫЕ

    НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ЗАКОНОВ ВЛЕЧЁТ ……………….. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

1.Мы создавали газету, афишу, презентацию.

                      ( нужное подчеркнуть)

 

2. В него мы включили работы одноклассников, статьи из журналов, ресурсы из интернета.

(нужное подчеркнуть) 

 

3. При выполнение проекта мы получили разрешение у автора на публикацию работы и  персональных данных.

(нужное подчеркнуть) 

 

4.Не все ребята подписали источники информации, не все подписали работы.

(нужное подчеркнуть) 

 

5.Завтра мы устраним недочёты и проект будет готов.

(нужное подчеркнуть) 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

1.Мы создавали газету, афишу, презентацию.

                      ( нужное подчеркнуть)

 

2. В него мы включили работы одноклассников, статьи из журналов, ресурсы из интернета.

(нужное подчеркнуть) 

 

3. При выполнение проекта мы получили разрешение у автора на публикацию работы и  персональных данных.

(нужное подчеркнуть) 

 

4.Не все ребята подписали источники информации, не все подписали работы.

(нужное подчеркнуть) 

 

5.Завтра мы устраним недочёты и проект будет готов.

(нужное подчеркнуть)

 

 

Используемая литература:

В слайде использованы иллюстрации:

- сова 

- доска 

- книги 

- дерево 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела