Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Татьяна Владимировна Двороковская,
учитель информатики МАОУ Гимназия № 12 Калининского района г. Новосибирска

Как научить детей выигрывать?

Все дети любят играть, а ещё больше они любят выигрывать. Учителя давно и успешно применяют игру для достижения педагогических целей. А вы пробовали научить детей играть? В соответствии с ФГОС это необходимо делать. Проведение урока на тему «Выигрышная стратегия» показало, что ИКТ позволяют сделать процесс освоения сложнейших и увлекательных действий интересным и захватывающим, а обучение эффективным и неутомительным.

КОНСПЕКТ УРОКА

ПРЕДМЕТ: информатика

КЛАСС: 3 класс

ТЕМА УРОКА: ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

– сформировать знания по теме «выигрышная стратегия»;

– научить использовать аналогии и закономерности в поиске выигрышной стратегии;

– формулировать и применять выигрышную стратегию («секрет выигрыша»).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

– воспитать чувство ответственности за результат выполненного труда;

– привить учащимся навык самостоятельности в работе;

– научить грамотно, излагать свою точку зрения, работать в группе.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

– научить детей задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, анализировать, приводить информацию в систему;

– отработать начальные навыки использования графического редактора PAINT для дальнейшего творческого применения полученных знаний;

– выявлять и развивать способности к творчеству в области информационных технологий;

– способствовать формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных умений.

Личностных:

– умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

– умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– умение уважительно относиться к иному мнению.

Регулятивных:

– умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательных:

– умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и  делать выводы;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативных:

– умение слушать и вступать в диалог;

– умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

– умение интегрироваться в группы;

– умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютеры, объединенные в сеть;  интерактивная доска. 

УМК: «Информатика в играх и задачах», 3 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. и др., «Информатика в играх и задачах» 3 класс (1 - 4), методические рекомендации для учителя.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ (картинки): http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: аналогия, закономерность, стратегия, секрет выигрышной стратегии, блок-схема, файл, графический редактор PAINT.

ВСЕ СЛАЙДЫ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ В ПРИЛОЖЕНИИ. 

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Объяснение нового материала– 13 мин.

3. Компьютерный практикум – 7 мин.

4. Физкультминутка – 1 мин.

5. Закрепление пройденного материала – 10 мин.

6. Итог урока – 7 мин.

7. Инструктаж к домашнему заданию – 1 мин.

ВРЕМЯ УРОКА:    – 40 мин.

1. Организационный момент (1 мин.)

Создаю положительный эмоциональный настрой на работу.

Ученики заходят в класс. Приветствуем друг друга. Рассаживаются за парты. На экране слайд № 2.

Звучит история: «В распрекрасной Раскрасочной стране жили-были две подружки кляксы: Красная Кляка и Зелёная Няка. У них была любимая игра. Кляксы по очереди могли закрашивать одну или две бусинки. Выигрывала та, которая закрасит последнюю бусину». Пока звучит история, я щелкаю на экране по полупрозрачным объектам, чтобы картинка раскрасилась.

2. Объяснение нового материала (13 мин.)

Давайте понаблюдаем за тем, как играют кляксы в свою любимую игру. На экране слайд № 3.

Так как я знаю, в какой игре, какая клякса делает первый ход, в нужном порядке щелкаю по большим каплям рядом с кляксами. Бусинки окрашиваются в соответствующие цвета.

Рассматриваем с ребятами результаты игр. Ищем закономерности. Кто выигрывает? Клякса, которая сделала первый ход, или та, которая ответила? (Та, которая ответила, потому что при любом первом ходе она закрашивала одну или две оставшихся бусинки. Запомним: тому, кто закрашивает первую бусину, выиграть не удастся). Обращаю внимание ребят на количество бусин. Выясняем, что в каждой игре общее количество бусин кратно трем.

На слайде № 4 предлагаю детям самим попробовать поиграть в эту игру.

Шторкой можно регулировать количество шариков. Делаем вывод: если количество шариков кратно трем, то чтобы выиграть, надо выбрать второй ход, затем дополнять ход другого игрока до трех шариков, т.е. на каждый ход партнера «один закрашенный шарик» нужно отвечать ходом «два закрашенных шарика», и наоборот.

Разбираем игру, когда количество шариков не кратно трем. Начинаем игру с четырьмя шариками, потом с пятью и т.д. Выясняем, что при игре, в которой количество шариков не кратно трем существуют лишние шарики. Чтобы выиграть в такой игре, надо выбирать первый ход и закрашивать лишние шарики. Затем дополнять ход другого игрока до трех шариков, т.е. на каждый ход партнера «один закрашенный шарик» нужно отвечать ходом «два закрашенных шарика», и наоборот.

Далее спрашиваю у детей: «Чем отличается эта игра от настольных игр с фишками или с кубиком?» С помощью наводящих вопросов помогаю детям сделать вывод о том, что в этой игре можно и нужно учитывать различные ответные ходы партнера, чтобы выиграть, т.е. в этой игре существует выигрышная стратегия.

На слайде № 5 собирается тема урока.

Определяем секреты, которые нужно знать, чтобы выиграть, на слайде № 6 собираем блок-схему.

3. Компьютерный практикум (7 мин.)

Предлагаю учащимся разбиться на пары и пройти за компьютерные места. Ребята работают в графическом редакторе PAINT. Задание следующего образца: игра «Не больше двух бусин». Два игрока по очереди закрашивают, используя инструмент ЗАЛИВКА одну или две бусины, начиная с левой. Выигрывает тот, который закрасит последнюю бусину. С помощью жеребьевки между учениками разыгрывается право выбора хода. Ученик, получивший право выбора, может либо сделать 1-ый ход, либо отказаться от него.

4. Физкультминутка (1 мин.)

5. Закрепление пройденного материала (10 мин.)

Ученики рассаживаются на свои места за партами. Говорю детям, что наши кляксочки загрустили. Надоело им закрашивать бусинки да шарики. И тогда старый клякс поведал подружкам древнее предание: что существует карта, по которой можно найти игры с другими предметами. Да только эта карта поделена на части и спрятана в лабиринте…

На экране слайд № 7.

Вызываю по очереди учеников к доске. Маркером или пальчиком дети прочерчивают пути по лабиринту. Дойдя до хранителя, надо по нему щелкнуть, чтобы перейти по ссылке на слайд с вопросом. Ответив на вопрос, щелкаем опять по хранителю, чтобы вернуться в лабиринт и т.д. пока не ответим на все вопросы. Всего пять хранителей соответственно пять вопросов. Это слайды № 8, 9, 10, 11, 12. Вернувшись после последнего вопроса на слайд № 7 по ссылке (полупрозрачная карта справа от лабиринта), переходим на слайд № 13, где собирается карта Распрекрасной Раскрасочной страны.

Переходим на слайд № 14.

Переместив волшебную шторку на карту, обнаруживаем маршрут, по которому кляксы отправятся в путешествие.

Говорю детям о том, что путешествие для подружек клякс оказалось очень полезным, они узнали, что можно находить выигрышную стратегию играя не только с бусинками или шариками, закрашивая их в разные цвета. Но так же, использовать другие предметы для своей игры. Какие же еще игры с выигрышной стратегией припасли для нас кляксы?

На слайдах с 15 по 20 представлены игры, в которые можно поиграть с детьми. Право выбора хода можно разыгрывать с помощью игрального кубика (кому выпадет большее количество точек, тот имеет право выбора хода).

6. Итог урока (7 мин.)

Итак, мы сегодня вспомнили, что такое аналогия, искали закономерность. И когда мы с вами играли, нам снова пригодились и аналогия и закономерность. Что существуют игры, в которых надо обязательно учитывать ответные ходы партнера. Чтобы выигрывать,  надо придерживаться волшебных правил:

  1. Перед началом игры разделите все предметы на группы. Сколько предметов должно быть в каждой группе? (Если игра «Не больше двух предметов» - три, если игра «Не больше трех предметов» - четыре и т.д.) Самая первая группа может оказаться неполной: эти предметы мы назвали «лишними».
  2. Если есть «лишние» предметы, выберите 1-ый ход и заберите их; если нет – выберите 2-ой ход.
  3. После того как заберете «лишние» предметы, в ответ на любой ход партнера берите столько предметов, чтобы в сумме с его ходом получалась группа. Т.е. если играем в игру «Не больше двух предметов», то эта сумма должна быть равной … трем. Если играем в игру «Не больше трех предметов», то сумма должна быть равна … четырем и т.д.

Говорю ученикам, что они очень хорошо потрудились.

Задаю вопросы:

-  Что вам больше всего понравилось на уроке?

-  Что нового вы для себя открыли?

-  Чему научились?

На слайде № 21 предлагаю детям оценить себя. Все ли понятной в этой теме или остались какие-то вопросы, над которыми надо еще поработать. Ученики по очереди щелкают по полупрозрачным звездочкам, которые окрашиваются в соответствующие цвета.

7. Инструктаж к домашнему заданию 1 мин.

  1. Привести примеры других игр, в которых обязательно нужно учитывать ответные ходы партнера, т.е. есть выигрышная стратегия.
  2. По учебникам «Информатика в играх и задачах» выполнить задание № 36, стр.50.

Приложение с подробным описанием слайдов

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела