Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Вита Сергеевна Шимко,
учитель начальных классов МБОУ Лицей № 200 Заельцовского района г. Новосибирска

ИКТ в обучении теме «Местоимение»

Тема «Местоимение» считается не самой сложной в курсе русского языка в четвёртом классе. Однако значение этой темы в дальнейшем освоении детьми этого предмета трудно переоценить. Традиционное отношение к изучению нового для детей материала по этой теме вполне можно заменить интересным, насыщенным современными средствами и формами организации учебной деятельности учебным занятием. Приведём пример урока, который очень понравился четвероклассникам и, как показал отсроченный контроль, оказался весьма продуктивным для их развития.

Конспект урока

Предмет: русский язык

Тема: «Местоимение, как часть речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Класс: 4 «В»

Учитель: учитель начальных классов МБОУ Лицея №  200 Шимко Вита Сергеевна

Цели урока:

Дидактические:

– наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

– развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

– формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие:

– развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

– развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

– воспитание навыка самостоятельности;

– формирование чувства языка;

– воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Оборудование:

– интерактивная доска Smart board; авторская слайд-программа; 

– раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями, кроссворды трех уровней сложности;

– толковый словарь «Кто это? Что это?» А.А.Бондаренко, И.В. Гуркова;

– запись песни «Родина моя» слова Р. Рождественского, в исполнении Иосифа Кобзона и группы «Непоседы».

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте! Мы начинаем урок русского языка.

На доске карточки с числами 16,15. Назовите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (В алфавитном порядке это буквы О, Н.)

– Запишите цепочку букв: ОН, ОНО, НО.

Альтернативным домашним заданием было следующее задание: в тексте рекламного ролика определить известные части речи.

Проверка домашнего задания. Ученица Наталья Губа записала текст рекламного ролика «Телевизор Samsung». Просмотр видеоролика. Выступление ученицы с презентацией «Реклама телевизора Samsung».

II. Актуализация знаний

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой частью речи, чтобы над словами в тексте рекламного ролика оставалось меньше вопросов.

Слайд 1

Слайд 2

На доске Smart board текст.

Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти, чуткие уши.

– Прочитайте текст. Определите, какой в нём недостаток? (Повторяется слово сова в каждом предложении).

– Как можно исправить этот недостаток? (Слово сова заменить другими словами).

Замена слов в тексте, работа на доске Smart board.

Сова – хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником. У неё мощные когти, чуткие уши.

–  Запишите текст в тетрадь.

– Вместо какой части речи Вы употребили слова она, у неё? (Вместо имени существительного).

III. Усвоение новых знаний

Карточки на доске.

сова – она

у совы – у неё

– Поставьте вопрос к каждому слову в паре.

(Кто?- сова; кто?- она; у кого?- у совы; у кого?- у неё).

сова – она (кто?)

у совы – у неё (у кого?)

–  Что заметили? (Вопросы одинаковые).

– Что обозначают имена существительные? (Предмет).

– Что обозначают слова она, у неё? (Не называют конкретный предмет, а указывают на предмет).

Слайд 3

Слайд 4

Работа с волшебным пером: выделение важных слов в стихотворении.

– Сегодня нам предстоит узнать часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.

Ученица рассказывает о своей домашней работе: реклама «Майонеза Провансаль». Работа оформлена на альбомном листе.

Программа А.В. Молоковой ЭУП Русский язык-3.

Информация о новой части речи. Режим «Учись». Тема «Местоимение». Работают за компьютером 2 ученицы.

Информация предъявляется классу с демонстрацией слайдов программы.

Дополнительную информацию о местоимении в сети Internet осуществляет ученик. Самостоятельный поиск информации в сети Internet.

http://ru.wiktionary.org/

Местоимение: мест (корень) о (соединительная гласная) им (корень) ени (суффикс) е (окончание).

Сведения предъявляются классу. Запись разбора слова по составу на доске и в тетрадях.

Все остальные учащиеся работают с толковым словарём «Кто это? Что это?» А.А.Бондаренко, И.В. Гурковой, по заданию: в словарных статьях находят местоимения.

Проверка задания. Дети называют местоимения.

– В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна из групп указывает на лица, поэтому местоимения называются личными.

Работа с таблицей личных местоимений. Таблица на сайте http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/.

Таблицы у детей. Заполняем таблицу « Личные местоимения».

Личные местоимения

Число

Лицо

1

2

3

Единственное 

 

 

 

Множественное

 

 

 

Вопросы.

–  С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя?(Я)

–  С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?(мы)

–  Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу, однокласснику? (ты)

–  Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким  одноклассникам?(вы)

–  С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре? (он)

–  С помощью какого местоимения вы укажете на человека женского пола, который не участвующего в разговоре? (она)

–  Какое местоимение вы используете, если надо указать на предмет среднего рода? (оно)

–  С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят? (они)

– Как изменяются личные местоимения? (По лицам и числам.)

Физкультминутка проводится под музыку песни «Родина моя», слова Р. Рождественского. В исполнении И. Кобзона и группы «Непоседы».

– Мы сейчас будем выполнять задания, вы можете пользоваться своей таблицей личных местоимений.

Программа А.В. Молоковой ЭУП Русский язык-3

Тема «Местоимение». Работа в режиме «Работаем». Задание 2.

– Во втором задании нужно среди представленных на экране предложений найти такие, в которых есть местоимения первого лица.

Ученик работает за компьютером. Все учащиеся работают на карточках, выполняя такое же задание.

Проверка на экране. Оценивание результатов работы.

Демонстрация слайдов «Гнёзда птиц».

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Демонстрация видеосюжета «Ремезы вьют гнездо».

Программа Н.Ф. Виноградовой Природа. Человек. Общество. (2.Природа. 2.4 Животный мир; Демонстрация №15 кадр 22)

Выполнение упражнения 375 на стр.50 «У кого гнездо лучше?» (В.Бианки), автор учебника Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс Ч. 2.

– Выполнить задание, выбрав информацию только об одной птице.

IV. Закрепление полученных знаний

Презентация «Шарады».

1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

(Я-МЫ).

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (ТЫ-КВА)

3. Сколько местоимений в слове СЕМЬЯ? (СЕМЬ-Я)

4. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник. (Я-БЕДА)

5. Первый слог – личное местоимение. Второй слог найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе – обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-ЩИК)

V. Подведение итогов урока .Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что вызвало затруднения?

Что запомнилось?

Что понравилось?

Показать своё настроение, выбрав смайл на интерактивной доске Smart board

VI. Домашнее задание

Кроссворды «Местоимения в словах». (Приложение).

– Выбрать для себя уровень сложности задания (кроссворды на цветных листах).

– Записать телевизионные программы, в названии которых встречаются местоимения.

– Молодцы, спасибо за работу!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела