Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Наталья Павловна Шаронова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Гимназия №1» Искитимского района Новосибирской области р.п. Линёво

Алтайский музыкальный инструмент – комуз (варган)

Проект выполнили: Спешнева Анна, ученица 5 «А» класса, и Спешнева Екатерина Владимировна.

Презентация «Особенности национальных музыкальных инструментов: комуз (варган»).

Видеозапись игры на комусе.

В нашем доме всегда был комуз – это музыкальный инструмент, который ребенок может спрятать в руке. Когда он попадался мне на глаза, я всегда просила маму поиграть. Меня завораживали звуки, очень хотелось тоже научиться играть. Когда мне исполнилось 10 лет, в гости пришли подружки, и мама стала играть для нас. В тот же день я научилась, у меня стали получаться первые звуки и мелодии. Затем нас с мамой пригласили выступить на школьном конкурсе, но обязательно нужно было играть вместе, дуэтом. Это было сложно, так как при игре на комузе заняты руки, рот, и просто нечем подавать сигналы партнеру. И все-таки мы смогли за неделю подготовить наше первое выступление. Всем очень понравилось, да иначе и быть не могло – звуки комуза очаровывают каждого, кто его слышит.

Наш проект посвящен одному из традиционных музыкальных инструментов многих народов России – комусу, комузу, варгану – так по разному называл каждый народ подобный инструмент. Этот простой инструмент был очень распространен и популярен у многих народов на территории России.

В настоящее время у нас он стал практически неизвестен, что подтверждается результатами социологического опроса, проведенного среди посетителей Дома культуры нашего поселка. (Результаты опроса приведены в приложении №1).

Мне стало интересно, почему так мало людей знает о комузе. После нашего выступления в школе ко мне подходили ученики и учителя, многие даже не знали, как он выглядит. Из наших знакомых играть на комузе умеют только Поповы из Старого Искитима, да это и не удивительно, ведь именно в живом исполнении Александра Попова, много лет назад, моя мама услышала этот инструмент, была очарована его звучанием и решила тоже научиться играть. Мне захотелось узнать больше о своем инструменте, на котором я играю сейчас, когда, где и кем он изготовлен?

Я думаю, что об этом инструменте будет интересно узнать многим, тем более что в последнее время в различных регионах России появился повышенный интерес общества к сохранению и возрождению национальных культур и традиций, общей культуры народа. Это обеспечивает каждому краю России свою самобытность и неповторимость, самоуважение народа, населяющего нашу огромную страну.

Исходя из актуальности проблемы, мы поставили следующую цель:

Изучение особенностей национального инструмента народов Сибири – комуза.

Задачи:

  1. Изучение истории возникновения комуза у разных народов мира.
  2. Исследование строения инструмента, образование звука при игре.
  3. Приобщение к культурному наследию России через организацию выступлений.

Методы исследования:

1. Изучение информации в печатных источниках и на интернет-ресурсах.

2. Проведение социологического опроса.

3. Изучение возможности использования инструмента для приобщения к культурному наследию.

Понятие, этимология. Название варганов у разных народов мира. На Алтае есть легенда: охотник, идя однажды по лесу, услышал странные мелодичные звуки. Это медведь забрался на сухую лиственницу, дергал щепу и играл. Охотнику понравилось, и он сделал музыкальный инструмент, который издавал точно такие же звуки. Так появился комуз – алтайский варган. Подобные сказки встречаются  у разных народов. Человек усовершенствовал "щепу", создав различные музыкальные инструменты, но принцип остался.

При изучении истории возникновения комуза я с удивлением открыла для себя, что подобный инструмент был широко распространен у многих народов планеты, у каждого народа имел свое название и был неотделимой частью духовной культуры.

В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.

Так что же такое комуз? Слово «комуз» в группе тюркских языков – универсальный термин, обозначает музыкальный инструмент; присутствует во всех тюркских языках в разных формах («хомус», «комус», «кубыз», «кобуз» и т.д.). Так, например, у киргизов комуз – струнный музыкальный инструмент. На Алтае слово «комуз» (или «комус») обозначает название алтайского варгана, язычкового музыкального инструмента. «Варган» – более распространённое название язычкового музыкального инструмента, которое встречается в словарях и энциклопедиях как синоним слову «комуз». [13]

Источник звука в язычковых инструментах – колеблющаяся тонкая стальная пластинка (язычок), укрепленная в рамке, сквозь прорезь в которой язычок проходит, не задевая ее стенок. К язычковым инструментам относятся аккордеон, баян, гармоника и фисгармония, составляющие в основном оркестр русских народных инструментов.[6]

Согласно «Музыкальной энциклопедии» слово варган происходит от латинского organum, греческого organon – орудие, музыкальный инструмент, и обозначает самозвучащий язычковый музыкальный инструмент [8].

Согласно энциклопедии «Музыкальные инструменты» [7], «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля [1], – слово варган происходит от древнеславянского варга – рот, уста, и обозначает русское название язычкового народного инструмента.

В отличие от версии происхождения «Музыкальной энциклопедии» от испорченного латинского слова «оrganum» (инструмент), происхождение от древнеславянского слова «варга» не только соответствует элементарным нормам словообразования, но и подчёркивает способ звукоизвлечения при игре на варганах.

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в XIX-XX, в особенности в Поволжье [11].

По всему миру зафиксировано около 1000 различных названий варгана. Название варганов у разных народов мира.

В европейских языках название инструмента происходит в основном от слов "рот", "губы" и "зубы" в сочетании со словом "trump" (труба) или "harp" (арфа). В южнославянских языках названия инструмента произошли от южнославянского «дрымбаты» (танцевать, пританцовывать) – дрымба (Украина), доромба (Венгрия).

Как правило, инструмент называется:

– по ассоциации со звуками инструмента: генг-гонг в Индонезии, кумбинг на Филиппинах, коусян в Китае,

– по ассоциации со звуками, производимыми животными или насекомыми: пармупиль – шмель в Эстонии, варам-туна – комар у чувашей;

– может быть привязано к человеку, к частям тела, используемым при звукоизвлечении, или к названиям других музыкальных инструментов: ванны яяр у коряков означает зубной бубен; маультроммель (ротовой барабанчик) в Германии; мунхарпа (губная арфа) в Норвегии; дан мои (инструмент губ) во Вьетнаме;

– встречаются пренебрежительные названия: гьюгоу (безделушка, пустяк) в Британии, зубанка в России;

– по названию материала, из которого он изготовлен, у шорцев, например, к слову  «комуз» добавляется наименование этого материала: темир-комуз – железный варган, чечак-комуз – деревянный варган, кат-комуз – костяной варган [12]:

Темир-комуз

Чечак-комуз

Кат-комуз

Названия варганов у других народов мира приведены в таблице [20] (Приложение № 2).

Итак, мы убедились, что под разными названиями варганы разных видов и модификаций встречаются у многих народов мира [16].

История, причины забвения, возрождение варгана. Изучая историю варгана, я с удивлением узнала о том, что этот инструмент является одним из самых древних и распространенных музыкальных инструментов. Его точное происхождение не установлено, хотя исследования Фредерика Крейна, американского профессора-музыковеда, говорят о том, что варган мог появиться 5000 лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках – изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. А если учитывать, что прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве) –зарождение варгана может приходиться на более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим.

В Европе найдено много свидетельств существования варгана, самый ранний из них изображен на печати семьи Тромпии в Швейцарии. Он датирован 1353 годом, и нет сомнений, что это варган [16]. Варган был распространен в Европе в средние века и в эпоху романтизма. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем, начиная со Средних веков, считалась Австрия. Изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов. Большое количество инструментов было найдено при раскопках по всему миру, в том числе  и во многих областях России.

На раскопках, проводимых на территории Новгорода Великого, было найдено пять варганов XIII-XIV веков. Одна из находок представлена в государственном историческом музее. Также варганы были найдены на раскопках в Псковской, Нижегородской, Ярославской, Ленинградской, Московской, Брянской областях.

Экспозиция Государственного исторического музея, где среди древних музыкальных инструментов располагается варган.

Варган (предположительно XVI-XVII вв), найденный в Можайске, в сопоставлении с алтайским комузом.

Встречаются упоминания о варгане в русской художественной литературе, в русском фольклоре. “На словах, как на варганах", – поговаривали в Курской области. В стихотворении Н.А. Некрасова «В дороге» также упоминается варган: "..На варгане играть и читать – Всем дворянским манерам и штукам." В летописях упоминается о варгане как о военном музыкальном инструменте.

В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал губную гармонику. Когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали популярными, а варган к началу XX века был предан забвению.

Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до 30-х годов ХХ века у многих народов Севера и Дальнего Востока России, а также у народов тюркской группы. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном. Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.

Возрождение варгана. В 90-х годах XX века варган начинает возрождаться в кругу профессионалов и любителей. Интерес к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с процессом возрождения этнических культур, с увлечениями эзотеризмом. Сегодня звук варгана можно услышать в музыке многих современных фольклорных и этнотрансовых музыкальных коллективов. По всему миру проходят международные фестивали.

Памятник маультроммелю в Австрии. 1979 г.

В России варган также с 90-х годов ХХ века переживает период возрождения. В настоящее время много мастеров научилось изготавливать этот инструмент. Благодаря интернету любители варгана всего мира могут общаться друг с другом, обмениваться опытом, смотреть видео. Один из главных мировых центров изготовления варгана (хомуса) и игры на нем находится в республике САХА, где проводится большая работа по возрождению и популяризации этого инструмента, организован первый и самый крупный в мире музей хомуса [2], проводятся ежегодные международные конкурсы исполнителей и изготовителей хомуса.

Виды инструмента. Материалы. До того времени, пока я не приступила к работе над данным проектом, я знала только один вид комуза. Поэтому мне было очень интересно узнать, какие виды этого инструмента существуют у разных народов нашей планеты.

До появления в человеческой культуре металла варганы делали из имевшихся в распоряжении материалов из кости, дерева и бамбука, но инструменты были достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. В восточных культурах деревянные модификации варгана до сих пор широко распространены (Приложение №2). Металлы, используемые для изготовления варганов – железо, медь, латунь, бронза, в памятниках устного творчества разных народов упоминаются серебряные и золотые темир-комузы.

Выделяют два основных типа варганов по форме.

Пластинчатый варган, распространен у многих народов Средней и Юго-Восточной Азии и Океании, представляет собой тонкую, узкую деревянную, бамбуковую, костяную или металлическую пластину, в середине пластинки вырезается язычок.

Дугообразный варган, распространен на территории России, Европы, Центральной Азии и Африки, выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок.

Существуют необычные виды варганов: с несколькими язычками – китайский коусян; со струной, прикреплённой к язычку и используемой для звукоизвлечения - индонезийский генггонг с острова Бали. Он состоит из  бамбукового каркаса и язычка, вырезанного из сахарной пальмы или бамбука.

Строение инструмента. Я быстро научилась играть на комузе, но было непонятно, как и почему он звучит, каким образом при игре получаются совершенно разные звуки, непохожие на звучание других инструментов – ведь он такой маленький! Для того чтобы понять, как звучит комуз, нужно узнать о его строении.

Вот что сказано в словаре Российской Академии Наук 1789 и 1806 годов о строении славянского варианта комуза – варгане: «Варган – железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиною около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущие треугольные брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску» [9].

Комуз, варган представляет собой пластинку из металла, кости, дерева или металлическую дугу (подкову) с язычком посередине. Относится к язычковым музыкальным инструментам.

Особенности извлечения звука. Изучив литературу, я обнаружила, что долгое время музыковеды относили варган к классу самозвучащих музыкальных инструментов, не учитывая, что без активного использования играющим дыхания и артикуляции варган звучать не будет. Дальнейшие исследования конструктивных и акустических свойств варгана, способов звукоизвлечения показали, что он имеет большие отличия от инструментов данной классификационной группы, и выходит за ее рамки. Теперь варган относят к язычково-щипковым инструментам, в котором объединены признаки язычковых, щипковых и духовых инструментов.

Вот что мне удалось узнать о звукоизвлечении при игре на комузе. Сам по себе инструмент не звучит. При игре варган плотно прижимают к губам или к зубам и оттягивают металлический язычок. Эффект звучания возникает за счёт создания во рту резонансного контура, ротовая полость служит резонатором. Сам варган производит лишь одну ноту, которая получается от вибрации язычка. Остальные ноты можно получить изменением артикуляции – при помощи языка увеличивая или уменьшая объем "резонатора". Для получения низких звуков язык помещается внизу ротовой полости, а высокие получаются, когда язык уходит вверх. Звукообразование у варгана напоминает человеческий голос и происходит в тех же условиях. Новые оттенки в звучание вносят изменение силы и темпа воздействия на язычок, разное дыхание, пение одновременно с игрой. Возможны глоточные, гортанные способы звукоизвлечения, изменение положения диафрагмы, и другие. Звучание инструмента складывается из вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и совпадения этих вибраций в полости играющего. Варган неотделим от играющего. Звук одного и того же инструмента у  двух исполнителей будет разным.

Особенности воздействия комуза. При изучении источников информации об этом инструменте мы часто встречали упоминание о его воздействии на исполнителя и слушателей. Эта особенность комуза широко используется в шаманских и духовных практиках. По алтайским преданиям в старину женщины успокаивали с помощью комуза скот, убаюкивали детей. «Играй, всё худое отгоняй, – говорили коренные алтайцы, – всем добрым руководи».

Я знаю пока двух человек, умеющих играть на комузе. Мне было интересно узнать о том, как они познакомились с инструментом, какое он на них оказал воздействие. Я прочитала в книге Александра Попова «Мне видится Горная Шория»[3] о том, как он впервые услышал игру на комузе в исполнении шорцев (Приложение № 3).

Я попросила маму рассказать о том, как она впервые услышала игру на комузе, как начала играть и создавать свои мелодии (Приложение №4). В своих рассказах они также упоминают о завораживающем, магическом действии, которое оказал на них этот инструмент.

Узнала я также о том, что алтайские комузы изготавливают в Горно-Алтайске. Мастер Владимир Поткин начал серийное производство своих комузов в 1987 году и с тех пор постоянно совершенствует эту модель и процесс изготовления. Инструменты делаются полуручным методом – ковка и гибка на специально разработанных авторских станках, да

Вот как много я узнала о своем комузе: Алтайский комуз, дугообразный кованный, изготовлен в 2000 году в Горно-Алтайске мастером Владимиром Поткиным. Рама комуза изготовлена из латуни, язычок стальной. Длина инструмента 65 мм, длина язычка комуза 60 мм, толщина 5 мм, вес 20 грамм. По классификации музыкальных инструментов комуз относится к классу язычково-щипковых инструментов.

Возможность использования алтайского комуза как инструмента для самодеятельного творчества. Многие сибиряки бывают на Алтае, встречаются с комузом, даже приобретают его в качестве сувенира, но считают, что научиться играть на нём трудно. Я думаю, что это не так – любой желающий может овладеть игрой  на этом инструменте.

В интернете я нашла много информации, которая может помочь начинающему варганисту познакомиться с инструментом, приобрести его, освоить разные способы игры и просто пообщаться с единомышленниками.

Я считаю, что комуз очень интересный инструмент для его использования в самодеятельном творчестве, так как он компактный, недорогой (по сравнению со многими музыкальными инструментами), на нем легко можно научиться играть, для игры не нужно знать ноты. Комуз – это инструмент для музыкальной импровизации, для создания собственной музыки.

Игра на любом музыкальном инструменте оказывает очень благоприятное влияние на человека, обогащает внутренний мир глубокими переживаниями, несравнимыми с эмоциями и переживаниями при прослушивании популярной музыки или при занятиях другими видами деятельности, спорта, отдыха.

Одной из задач нашего проекта является приобщение к культурному наследию России, а именно народов Сибири, через организацию выступлений. 

В этом направлении уже ведется работа:

– Март 2011 года – на концерте «Таланты по наследству», организованном администрацией нашей гимназии, где присутствовали учащиеся и родители.

– Июль 2011 года – участие в III городском конкурсе «Ищем таланты», организованном Домом культуры «Молодость» г. Искитима.

– Октябрь 2011 года – выступление Ани при чтении реферата на уроке «Основы религиозных культур и светской этики».

– Ноябрь 2011 года – выступление на открытии IV общепоселковой ярмарки ремёсел в Доме культуры р.п.Линево.

Выводы. Заключение. В результате проведенной в рамках данного проекта работы  мы добились поставленной цели, изучив особенности национального инструмента многих народов мира, в том числе и народов Сибири – комуза. Мы выяснили, что это уникальный по своей простоте инструмент, в руках одаренного исполнителя на нем можно получить практически все звуки окружающего мира. Мы выяснили, что этот уникальный по своей простоте инструмент недооценивают из-за незнания его возможностей и преимуществ.

В заключении хочется сказать о том, что данный проект имеет продолжение для работы. В этом году планируется участие в конкурсе социально-значимых проектов, организованном администрацией р.п.Линево, предполагается дальнейшая работа по организации выступлений и популяризации комуза в нашем поселке.

Презентация «Особенности национальных музыкальных инструментов: комуз (варган»). 

Видеозапись игры на комусе.

Список литературы:

  1. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – М.: Эксмо-пресс, 2008.
  2. Жиркова Р. Р. «Музей хомуса народов мира». Якутск, 1993.
  3. Попов А.А. «Мне видится Горная Шория». Новосибирск , 2011г.
  4. Хохолков В.Ф. «Музыкальные инструменты Горного Алтая». Горно-Алтайск,   1994г.
  5. Шейкин Ю. И. «История музыкальной культуры народов Сибири». М., 2002,.
  6. «АиФ Детская Энциклопедия» № 05 (139) от 21 мая 2007 г
  7. «Музыкальные инструменты». Энциклопедия. М., 2008, с.111
  8. «Музыкальная энциклопедия». — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
  9. Словарь Российской Академии Наук 1789 и 1806 годов.
  10. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона». в 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.
  11. Попов А.А. «Варган (Темир-комуз)». Газета «Красная Шория»,Таштагол, Кемеровской обл. 08 сентября 2008г.

Источники в интернете:

  1. http://enc-dic.com
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://www.vargan.ru/  Коненко Ю. «Инструмент варган»
  4. http://www.varganca.ru/
  5. http://www.vargan.spb.ru/ Майкл Райт «Исследование происхождения варгана»
  6. http://www.khomus.ru/
  7. http://rus.ilkhomus.com/     Захарова А.Н. «О происхождении названий варгана»
  8. http://www.fund-intent.ru/   Коненко Ю., Ерошев В. «Варган»
  9. http://www.hnh.ru/  «Варган»
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела