Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(3) Людмила Михайловна Бессонова,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 59
Дзержинского района г. Новосибирска

«Я помню несравненный образ твой»: материалы к выставке одной картины
(9-11 классы)

В центре экспозиции – репродукция портрета М.И. Лопухиной. Слева от нее – обращение к детям: «Ребята, мы предлагаем вашему вниманию портрет М.И. Лопухиной художника В.Л. Боровиковского. Представленные на выставке книги помогут понять это замечательное произведение высочайшего мастера портрета XVIII века». Справа от репродукции – четверостишие:

Она давно прошла – и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви и мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

Я. Полонский

На стендах по обе стороны репродукции расположена следующая литература:

  1. Я познаю мир. Великие художники: дет. энцикл./Н.А. Андреева; художник О.А. Васильев. – М.: АСТ:Астрель,2005. – 398 с.: ил.
  2. Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков, – М.,педагогига,1983. – 416с.: ил.
  3. Детская энциклопедия. Т.12. – М.: Просвещение,1968. – С.230. Или любое другое издание Детской энциклопедии.
  4. Каменева Е.О. Какого цвета радуга: научно-художественная литература. Оформление и подборка иллюстраций Н. Мищенко. Переиз. – М.:Дет. Лит., 1984. – 79 с.: ил.
  5. Кончин Е.В. Как рождается музей. Рассказы. – М.: Дет. Лит.,1988. – С 566 фотоил.
  6. Латышева Е. «Но красоту ее Боровиковский спас..»: Мастерская русского искусства//Юный художник. 1985, №3. – С.7-9.
  7. Липатов В. Краски времени. – М.: Мол. Гвардия,1983. – С124.
  8. Островский Г. расскзы о русской живописи. –М.: Изобразительное искусство,1987. – С.68.
  9. Пикуль И.И. русское изобразительное искусство. – М.:Просвещение,1974. – 268 с.
  10. Порудоминский В. Первая Третьяковка. – М.: Дет. Лит.,1979. – С. 25.
  11. Строгов В.В. Избранные статьи о русской живописи.-М.:Дет. Лит.,1968.-С.255.

Рассказ о творчестве В.Л. Боровиковского можно предварить небольшим сообщением об эпохе, в которой жил художник.

Немного о времени

Наступил XVIII век. Век преобразований Петра Первого. Крутые повороты совершались во всех областях жизни страны – политической, военной, экономической, научной, социальной.

Завершается эпоха древнерусского искусства: архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство вступают в новый этап своей истории. На смену иконописи приходит светская живопись. Не святые угодники, не ангелы и не мученики, а конкретные живые люди «во плоти и крови», с их индивидуальными характерами, мыслями, чувствами и устремлениями – вот герои нового искусства.

Само время, кажется, изменило свой бег: темпы художественных процессов резко ускоряются, и за несколько десятилетий русское искусство проходит путь, равной для Западной Европы двум-трем векам.

Во второй половине XVIII века в России утверждается господствующий тогда в Европе стиль классицизма, провозгласивший лозунги «подражания Рафаэлю» и «возврата к античности». Согласно канонам этого направления единственно «высоким стилем» в живописи сюжеты из античной и библейской мифологии, религиозные и батальные композиции. Признавали и портреты представителей знати и дворянства. Пейзаж, натюрморт, а тем более бытовая живопись, расценивались как второстепенные жанры.

И все же XVIII век в живописи – это век портрета. Одно поколение художников сменяло другое: М. Матвеев, Д. Левицкий, А. Антропов, В. Боровиковский, А. Венецианов.

Краткое знакомство с художником В.Л.  Боровиковским

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) – выдающийся русский и украинский художник-портретист XVIII-XIX веков.

Родился и жил до 1788 года в городе Миргороде на Украине. Учился у отца и дяди – иконописцев. Писал иконы и портреты, во много еще близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 года – в Петербурге, где пользовался сначала советами Д.Г. Левицкого, а с 1792 года – И.Б. Лампи.

«Ученые и художники его недолюбливали», – вспоминал о своем учителе А.Г. Венецианов, имея в виду не только то, что «сын иконописца Луки Боровиковского из Миргорода не кончал Академии художеств, но и жанр от его трезвых портретов современников».

Друзей у него было мало. От природы Боровиковский был очень чувствительным человеком, поэтому всегда делился своими доходами с бедняками. И, естественно, богатств не нажил. Оставшиеся после его смерти книги, картины, немного денег и предметы обихода по завещанию были переданы неимущим.

Когда мы говорим о русской культуре рубежа XVIII и XIX веков, то вспоминаем «Бедную Лизу» Н. Карамзина и портреты В. Боровиковского, наиболее полно выразившие идеи и эстетику русского сентиментализма, во многом определившие настроения, вкусы и духовный облик образованного русского общества.

В среду русских портретистов Боровиковский вошел уже сложившимся художником-иконописцем. Расцвет его таланта приходится на 1790-1800 годы, когда были созданы лучшие полотна: портреты «Лизонька и Дашенька» (1794), «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), «Торжсковская крестьянка Христиния» (1795), «В.И. Арсеньева» (1795), «Муртаза-Кулихан» (1796), «М.И. Лопухина» (1797), «Генерал Е.А. Боровский» (1799), «Брилиантовый князь» (1800) и другие.

«Вливает живописец жизнь…» – говорил Державин. Боровиковский пишет портреты, не приукрашивая и не развенчивая оригинал, пытаясь показать человека таким, каков он был на самом деле. Великий труженик, всего себя посвятивший искусству («мне потерянный час превеликую в моих обязанностях производит расстройку»), в самом деле «вливал» многообразное противоречивое время в своих произведениях.

Но значение Боровиковского в Истории русского портрета определяется прежде всего созданной им галереей женских образов. Женщины на его портретах непосредственны, но своенравны, показывают и характер, и нежную незащищенность, и чувствительность.

У портрета Лопухиной

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, обаятельной девушки, погруженной в несколько меланхоличное раздумье, с мягким, плавным силуэтом, тонкими и изысканными сочетаниями тонов – призванный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести. Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22-х лет. Но пока ничто не омрачает ее прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты.

Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роса. Пользуясь лессировками (нанесение тонкого слоя прозрачной краски, через который просвечивают нижние слои, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовую гамму), художник избегает контрастных тонов, угловатых форм, предпочитая плавные, закругленные линии. Ритмы спокойные – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков, роза наклонена так же, как и голова девушки.

В портрете М. Лопухиной – доброта печали неизбежного расставания: грустя и отдаляясь, отдаляясь и грустя… Мягкий свет, проникающий в густую тень дерева, словно встречается со светом, которую излучает эта доверчивая и все же будто с сожалением сторонящаяся нас юная красавица.

Почти век назад портрет, которому к тому времени было почти сто лет, увидел у своих знакомых Я. Полонский. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он знал только об этой женщине только то, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и умерла она молодой. И сказал: «Какое чудо – живопись!» Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…» А потом сложил стихотворение, отрывок из которого вы видите на стенде.

Ну, а если бы мы знали, кто изображен на картине, разве он меньше нравился нам? Наверное, нет. Нас будет вечно волновать этот портрет, потому что талантливый художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела