Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(4) Светлана Борисовна Достовалова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 9» Заельцовского района
г. Новосибирска

Развитие исследовательских способностей школьников как траектория развития личности

Ориентация в образовании на формирование универсальных учебных действий приводит к личностному и познавательному развитию учащихся. Одарённым детям уделяется особое внимание на всех ступенях школьного образования. Создание комфортной среды для ученика, склонного к аналитической деятельности, имеющего научный тип мышления, невозможно поставить на поточный метод. Отсюда и проблема: формирование комфортной среды для выявления, поддержки и успешной самореализации личности одарённого ребёнка, склонного к научно-исследовательской работе.

Создать комфортную атмосферу для реализации способностей одарённого ребёнка в работе над научным исследованием – решение данной задачи возможно через сотрудничество тьютора и учеников, через организацию индивидуальной работы с каждым одарённым ребёнком. Совершенствование системы индивидуальной работы с одаренными детьми – решение данной задачи возможно через повышение мотивации в научном поиске, нестандартном решении поставленной проблемы, создании дивергентных ответов предложенных гипотез, версий.

Использование эффективных технологий в работе с одаренными детьми возможно через использование информационно-компьютерных технологий: интернет-ресурсы, электронная почта, общение дистанционно, по skaip-камере.

Ведение Дневника работы с одарённым ребёнком, работа над мониторингом развития личности и творческих способностей ребёнка помогает в решении данной задачи через использование методик, диагностирующих способности одарённого ребёнка, заполнение Дневника работы с одарёнными детьми, отслеживание результативности проведённой работы в течение года. В дневнике учитывается стратегия личностного развития одарённого ребёнка.

Привлечение внутренних и внешних ресурсов для реализации цели – развития исследовательских способностей ученика возможно через эффективное использование материально-технической базы гимназии, привлечение спонсорской (родительской) помощи, а также широкое использование выполненной научно-исследовательской работы одарённого ребёнка на выступлениях в классе на уроке, на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

Основной принцип работы с одарёнными детьми заключается в поиске детей, склонных к научно-исследовательской работе, обладающих такими качествами, как креативность, склонность к анализу, сопоставлению, создание собственных проектов, точность и ясность мысли, понимание учеником абстрактных понятий и выявление причинно-следственных связей, и создании условий для реализации их способностей. Дети, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, имеют лингвистический тип интеллекта (по теории Г. Гарднера). Важно, чтобы у ученика в основе исследовательской деятельности лежала потребность в новой информации, новых результатах деятельности.

Гимназическая система выделяет следующие основные структурные компоненты одаренности: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность; возможность достижения оригинальных, нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Для работы с одарённым ребёнком необходимо диагностировать:

– сами интеллектуальные способности (беседа с преподавателями и ребёнком; компьютерные и письменные тексты);

– личные качества одарённого ребёнка;

– межличностные отношения (в коллективе, в семье и др.)

Исходя из этого психолого-педагогическая диагностика направлена на:

– общую интеллектуальную одарённость (высокий нестандартный IQ);

– специфическую одаренность;

– творческую продуктивность мышления;

– способность к лидерству;

– способность к исполнительским видам деятельности;

– психомоторные способности.

В Дневнике работы с одарёнными детьми педагог-психолог отмечает психологические (личностные) особенности одарённого ребёнка. Диагностика ребёнка включает: психодиагностику личностных качеств одарённого ребёнка, диагностику интеллектуальных способностей, психологические проблемы взаимодействия с коллективом, учителями и родителями, материал предоставляется психологом.

Психологическое диагностирование одаренного ребенка позволяет корректировать становление личностной идентичности последнего. Таким образом, программа нацелена на выявление, развитие и подкрепление способностей детей в сочетании с бережным, корректным отношением к их личности.

Работа, проводимая по реализации программы:

  1. Создание банка методик работы с одарёнными детьми.
  2. Проведение педагогической диагностики общей одарённости.
  3. Проведение психологической диагностики, позволяющей определить скрытую одарённость.
  4. Создание банка диагностических данных.
  5. Составление индивидуальных карт развития одарённых детей (совместно с психологом).
  6. Работа с родителями одарённых детей:

– анкетирование;

– определение стиля родительского общения;

– просветительная работа по особенностям воспитания и развития одарённых детей.

Я использую план работы с одарённым ребёнком для того, чтобы:

– создать совместно с психологом гимназии индивидуальный план работы с ребёнком, учитывая его тип одарённости и личностные особенности;

– проводить индивидуальные консультации с одарённым ребёнком;

– рекомендовать дополнительную литературу для самостоятельного изучения;

– консультировать относительно устных выступлений на уроке;

– совместно планировать исследовательскую деятельность;

– способствовать представлению результатов исследовательской работы через печатные издания.

Развитие внутреннего потенциала ребёнка, его задатков возможно лишь при условии, когда педагогический процесс ориентирован на ребёнка как на целостную личность, когда школа принимает одарённого ребёнка таким, каков он есть, помогает ему реализовывать себя как свободного, развитого, образованного, ответственного человека.

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать возрастные особенности одаренных детей, поэтому работа педагога должна строиться в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом.

Для создания комфортной психологической атмосферы должна быть предусмотрена работа с классом, в котором учится одаренный ребенок, а также с его родителями.

Одаренный ребенок должен уметь не только устно презентовать свои идеи и результаты исследований, но и знать особенности научного текста. Навыки публикации отрабатываются в гимназическом сборнике научных трудов. Также одаренный ребенок должен уметь оценивать чужие работы. Например, писать рецензии.

Исследовательская работа одаренного ребенка поощряется. В том числе поощряется:

– самостоятельный выбор темы;

– самостоятельная работа с литературой (одаренный ребенок старшеклассник должен начать работать в ГПНТБ);

– быстрое и оригинальное решение проблемы;

– поиски альтернативных решений;

– стремление к презентации на Днях науки, Казначеевских Чтениях, диспутах и конференциях.

Поощряться, в обязательном порядке, должны все без исключения достижения детей.

Индивидуальная исследовательская работа ученика – итог работы в течение учебного года. Конкретизация задач, поставленной проблемы, работа со справочной литературой, логика выстраивания исследования обсуждаются на индивидуальных консультациях. Итог многих раздумий, размышлений, полёта творческой мысли – научное исследование одарённого ребёнка.

Важны поисковые исследовательские умения, необходимые в процессе работы: умение выдвигать гипотезы, умение самостоятельно генерировать идеи, умение сравнить несколько вариантов решения проблемы и остановиться на лучшем из них, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение находить недостающую информацию.

Работа с одарёнными детьми, безусловно, индивидуальна, но задания повышенного уровня или задания, требующие неординарного подхода, отрабатываются уже на текущих уроках. Предлагаются задания олимпиадного характера, рассчитанные на анализ текста. Потенциал творческой личности раскрывается в возможности собственного видения проблемы, поставленной учителем перед ней.

Процесс научного поиска, получение информации, уже имеющейся и опубликованной, а также отбор и систематизация накопленного материала приводит юного учёного к выстраиванию собственной логической цепочки, суждениям и выводам. Задания продумываются таким образом, чтобы ребёнок мог дать вместо единственно правильного ответа (конвергентного) целый веер правильных ответов (дивергентного).

Подготовка учащихся к научно-практической конференции возможна как учителем-тьютором, так и внешним консультантом-работником ВУЗа.

Система в работе с одарёнными детьми, теоретическое обоснование, диагностика одарённости, мониторинг учебно-познавательных компетенций, коммуникативных компетенций, интеллектуальных и художественных способностей, литературного дарования, склонности к научной деятельности актуальны на сегодняшний день для реализации способностей одарённой личности, реализующей на практике компетенции.

Безусловно, степень одарённости или способности у учеников разная. Следовательно, диагностика, проводимая в гимназии, позволяет сразу учителю-наставнику опираться на выявленный у ученика уровень интеллектуальных способностей, познавательную мотивацию, творческую продуктивность мышления и психомоторные способности. В работе с одарёнными детьми я учитываю возрастные особенности одарённых детей, поэтому практическая работа строится в сотрудничестве с психологом.

Особое учительское внимание было направлено этим особенным ученикам. Совместный поиск сродни с путешествием в неизведанное. Среди часов, определённых по тарификации, мне были выделены занятия (2 часа) на работу с одарёнными детьми. Так, помимо учебной нагрузки, у меня была возможность посвящать время и таким удивительным детям.

Количество учеников, склонных к аналитической деятельности, увлечённых исследовательским поиском, к сожалению, не может увеличиваться с арифметической прогрессией. Пытливость ума, любознательность, аналитический склад ума, желание дойти до конца, возможность строить предположения и выдвигать версии – эти качества отличают учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности.

Повышение количества участников, занимающихся научно-исследовательской работой, связано, с моей точки зрения, с желанием реализовать свои способности, утвердиться в собственной самооценке или повысить её. Мотивация к успеху складывается из адекватной самооценки способностей, возросшей благодаря активизации мыслительной деятельности.

Имеющиеся склонности к ясности и точности выражения мысли, пониманию учеником абстрактных понятий и выявлению причинно-следственных связей побуждают ученика к созданию собственных проектов. Начитанность таких учеников, как правило, далеко опережает возраст, они много читают и обсуждают прочитанное. Важно, чтобы «неудача» не останавливала, а наоборот, заставляла двигаться дальше. Опыт важнее.

Занятия с одарёнными детьми стимулируют к повышению собственного профессионального роста. Полезна в данном случае информация, полученная на курсах повышения квалификации НИПКиПРО, в Москве на Всероссийском педагогическом  форуме в рамках проведения Всероссийской детской научно-практической конференции  «Первые шаги в науке», «Национальное достояние России».

Обобщение опыта работы с одарёнными детьми в течение ряда лет неоднократно было представлено на педагогическом совете (тема выступления «Развитие компетентностного подхода в работе с одарёнными детьми», 2010 г.), на педагогическом форуме «Гимназия вчера. Сегодня. Завтра» (тема выступления «Реализация программы «Одарённый ребёнок в социокультурном пространстве: программа работы с одарёнными детьми гимназии № 9», 2008 г.), на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы (2009 г.), на областной конференции «Реализация концепции модернизации образования в преподавании русского языка и литературы» в НИПКиПРО 2008 г.

Реализация практического опыта работы с одарёнными детьми, имеющими склонности к научно-исследовательской работе, представлена через публикацию статьи «Организация работы с одарёнными детьми посредством научно-исследовательской деятельности» в газете «Педагогической обозрение» (2010 г.).

В рамках практической многолетней работы с одарёнными детьми, склонными к исследовательской деятельности, считаю целесообразным пошаговую систему:

1. Проведение входящей и выходящей психологической диагностики (педагог-психолог).

2. Использование учебного кабинета (план занятости кабинета, с учётом проведения индивидуальных консультаций для работы с одарёнными детьми).

3. Проведение диагностики детей с целью выявления способностей и проблем одарённых детей. Индивидуальные консультации родителей одарённых детей с тьютором (педагог-психолог, тьютор).

4. Ведение Дневника работы с одарёнными детьми (в соответствии с планом).

5. Организации дистанционного общения с одарёнными детьми, занимающимися научно-исследовательской работой.

6. Организация гибкой системы консультаций с целью создания комфортной среды для продуктивной научной работы (тьютор).

7. Представление продукта исследовательской деятельности, защиты гипотезы (участие учеников в научно-практических конференциях и интеллектуальных конкурсах).

К качественным индикаторам можно отнести, прежде всего, уровень удовлетворённости одарённых детей и их родителей в консультациях, формировании максимально комфортной среды для развития личности и реализации способностей одарённого ребёнка, самореализации по предмету вне урока.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития учащихся.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 28)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела