Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Об общественной нравственности

Известна одна восточная притча. Пришли однажды к Правителю его подданные и стали жаловаться на то, что люди плохо друг к другу относятся, обижают друг друга, обманывают, воруют, грабят, даже убивают. Подданные жаловались на то, что из-за этого в стране жить практически невозможно, и требовали от Правителя прекратить подобные безобразия. Правитель очень внимательно всех выслушал, а затем сказал: «Если вам все это не нравится, так и не делайте этого».

Наши ученики, выйдя из стен школы и начав в самостоятельную жизнь, войдут в более тесный контакт с социумом. Нужно наших учеников всячески готовить к этому переходу; в частности, необходимо подготовить их к нравственной стороне взаимоотношения индивид-социум.

Найдутся ученые, исследователи, педагоги, которые скажут, что у общества нет морали, нет нравственности, т.е. социум как субъект не имеет нравственного измерения своего бытия. По их мнению, общество – это гоббсовский Левиафан, т.е. животное; а животное не имеет нравственного измерения своего бытия. Животное вне морали. Нравственное же (моральное) измерение бытия – это атрибут индивида, а не социума.

Во-первых, нельзя сказать, что эта точка зрения лишена оснований; во-вторых, людей, придерживающихся этой точки зрения очень много – подавляющее большинство. Многие люди придерживаются этой точки зрения стихийно, даже неосознанно.

Можно сказать, что общество даже навязывает индивиду эту точку зрения. Многие молодые люди стихийно придерживаются того мировоззрения, согласно которому обществом управляют два основных закона: экономический детерминизм и дарвиновская борьба за существование. Закон экономического детерминизма формулируется просто – миром правят деньги и экономическая целесообразность; все остальное, в том числе и индивиды – это лишь средство достижения экономической эффективности.

Закон борьбы за существование общества наиболее очевидным образом проявляется во взаимоотношениях между государствами, которые находятся в состоянии войны «все против всех». Однако можно сказать, что этот закон направлен и «во внутрь общества»: индивиды «используются» обществом (государством) как средства для «выживания» общества.

Интересно отметить, что голливудские фильмы ВСЕГДА рисуют мрачные картины будущего (если фильм так или иначе говорит о будущем): разруха, нищета, экологический коллапс, часто ядерная катастрофа, преступность, отсутствие морали и т.п. При этом в обществе будущего либо полная анархия, либо тоталитарный режим. Причем общество доходит до такого состояния, потому что оба вышеозначенных «закона» довели это общество до логического конца и стали действовать совершенно гипертрофированным образом.

Итак, есть точка зрения, что социум – это субъект без морали и вне морали. Однако, несмотря на логическую обоснованность этой точки зрения и, как кажется, эмпирическое подтверждение ее правильности, человеческая душа – особенно неиспорченная душа молодого человека – внутренне протестует против этой точки зрения.

Не хочется, чтобы эта точка зрения была верной.

И она неверна. Об этом свидетельствует исторический опыт бытия нашего народа как носителя высокой нравственности. Недаром же говорят: «Честной народ». А, например, Константин Дмитриевич Ушинский в основу своей педагогической концепции положил аксиому о воспитании детей обращением к традиционной культуре нашего народа.

Необходимо, чтобы наши ученики осознавали, что у общества есть нравственное измерение его бытия, причем общественная нравственность, общественная мораль формируется членами общества. В ближайшей перспективе «нравственный облик» нашего общества будут определять наши выпускники. И ставки здесь высоки: безнравственное общество «достойно» только тоталитарного режима либо полного уничтожения. Безнравственное общество опасно как для себя самого, так и для других обществ. Кроме того, безнравственное общество опасно для индивида, о чем свидетельствует древнеримская пословица: «Худые сообщества развращают добрые нравы».

Члены общества неизбежно участвуют в формировании общественной нравственности, даже если не желают это делать. Индивид влияет на общественную мораль не непосредственно, а через общественную элиту – через политиков, бизнесменов, писателей, общественных деятелей и деятелей искусства. Политическая, экономическая, творческая элита – это люди, которые получили средства для непосредственной реализации своего мировоззрения. Но, в свою очередь, элита берется не с Луны, а выходит из народа. В этом смысле, всякий народ достоин своего правителя.

Каков сегодня нравственный облик наших учеников, такова нравственность нашей завтрашней элиты и нашего завтрашнего общества.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 185)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)