Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Необычная находка

В Красноярском краевом краеведческом музее обнаружены уникальные негативы по архитектуре Новосибирска второй половины 20-х годов.

По сути, это можно назвать открытием. Маленькие негативы, размером со спичечный коробок, пролежали в одной из несистематизированных коробок в хранилище Красноярского музея целых 80 лет! И лишь в 2011 году были случайно обнаружены исследователями среди других пленок и негативов, принадлежащих художнику и архитектору Леониду Александровичу Чернышову.

В основном, это были пленки, на которых запечатлены члены семьи архитектора, его родственники, виды Красноярска, сцены из народных гуляний. И среди них – 14 пленочных негативов с изображением различных архитектурных объектов Новосибирска второй половине 20-х годов. Уникальность находки состоит в том, что они никогда не были отпечатаны и опубликованы, и в будущем мы, вероятно, сможем по-новому взглянуть на историю архитектуры нашего города. Анализ показал, что все негативы сделаны, вероятно, одним автором, в одно и то же время и на один и тот же фотоаппарат. Фотографировал ли это Чернышов, или кто-то по его просьбе, исследователям предстоит еще выяснить.

«Художник архитектуры»

Имя Леонида Александровича Чернышова хорошо известно жителям Красноярска. Много лет он прожил в этом городе, оставив по себе добрую память не только в воспоминаниях горожан, но и в зданиях, которые проектировал и строил. Родился он в 1875 году в селе Сухобузимском Енисейской губернии, в крестьянской семье. В 1900 году Чернышев окончил полный курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Некоторое время работал в Москве и даже участвовал в строительстве гостиницы «Метрополь». В1903 году Леонид подал прошение о приёме его в число учеников Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. В 1904 году его имя уже можно найти в мастерской архитектуры профессора Померанцева.Через некоторое время Чернышов отправился в годичный отпуск, чтобы в городах России составлять описание видов местностей и выполнять художественные работы с натуры. В 1907 году он вернулся в Сибирь и обосновался в Красноярске. Некоторое время Леонид Александрович возглавлял рисовальную школу. По его проектам в городе строились дома.

Некоторые спроектированные им здания были построены в Омске. В 1910 – 1911 годах Чернышов принял предложение участвовать в оформлении Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки. Специалисты считают, что «по размаху и времени подготовительных работ, объёму и разнообразию экспонентов, красоте и фантазийности экспозиций и архитектуре выставочных павильонов она до сих пор остаётся непревзойденным образцом выставочного дела Зауралья». Работу по составлению генерального плана и архитектурному решению выставки поручили молодому красноярскому «художнику архитектуры» – Леониду Александровичу Чернышову. Работал архитектор с увлечением. За короткий срок сделать нужно было очень многое. По воспоминаниям современников, Чернышов уже с четырех часов утра был на ногах, а в шесть начинал работу: «...на длинном столе чертежи, планы. Громадный железный поднос с примусом и неумолкаемо шипящим на нем чайником, а чай чёрен, как ночь…». Помимо проектирования сооружений, Леонид Александрович осуществлял архитектурный надзор за строительством, качеством и стоимостью материалов, строительных работ, назначал рабочих, определял места для частных павильонов.

В конце 1913 года в Красноярске по проекту и под личным контролем Леонида Александровича Чернышова было начато строительство здания городского музея. Но этот проект из-за войн и революции не был осуществлен. Только в 1930 году здание было окончательно построено, и туда начали перевозить экспонаты и коллекции музея.

Увлечение фотографией

Для Леонида Чернышова фотография была очень серьезным увлечением в жизни. По воспоминаниям его друга, художник имел узкопленочный фотоаппарат и любил снимать народные гулянья и праздники с народными обычаями. Доказательством серьезности увлечений Леонида Александровича фотографией служит тот факт, что в 1912 году он выступил соучредителем Красноярского фотографического общества.

В описи имущества Чернышова, которая была сделана после его смерти в 1932 году, записано наличие шести различных фотоаппаратов и разного рода принадлежностей к ним. Так как у зодчего не было прямых наследников, все его имущество, включая негативы, было передано в Красноярский краевой краеведческий музей.

Фотографии и негативы в музей поступали не часто. Но отдел негативов был создан еще в 1911 году. Коллекция насчитывала их в то время чуть более ста штук. Постепенно она расширялась. К 2012 году фонд фотографий и негативов Красноярского краевого краеведческого музея включал в себя уже более 50 тысяч единиц хранения. Большая часть экспонатов фонда посвящена истории, культуре и природе Красноярского края.

К настоящему времени в Красноярском музее в разрозненном состоянии сохранилась обширная коллекция негативов Чернышова. Он успел себя попробовать почти во всех фотографических форматах, которые существовали в его время. Леонид Александрович снимал на пленки, стеклянные негативы, занимался стереофотографией. На найденных негативах запечатлены виды города Красноярска, его окрестности, городские жанровые сценки, этапы строительства Красноярского музея и многое другое. Следует заметить, что в кадре нередко присутствует и сам Чернышов, т.е. на его фотоаппарат снимал кто-то из его близких или друзей.

Новосибирск, которого никто не видел

В 2011 году в хранилище фонда фотографий и негативов среди несистематизированных коробок были обнаружены разрозненные коробки с пленками и негативами Леонида Александровича Чернышова. И среди них исследователи обнаружили 14 пленочных негативов по Новосибирску.

Итак, что же необычного увидели музейные работники на этих пленках? Оказалось, что на всех негативах запечатлены строящиеся, либо построенные объекты архитектуры, которые сегодня причислены к архитектурным памятникам Новосибирска. Особенность находки состоит в том, что эти кадры из жизни города никто никогда не видел. Получается, что мы можем подсмотреть жизнь города, как бы в замочную скважину, через 86 лет.

Во время «Баландинских чтений»в Новосибирске об удивительной находке подробно рассказал сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея Илья Владимирович Куклинский.

– На первом негативе можно рассмотреть момент постройки Дворца Труда, предназначенного для размещения в нем краевого совета профсоюзов. На негативе представлен фронтальный вид здания с юго-западной стороны. Фасад уже частично остеклен, на аттике написано « Дворец Труда». На площадку перед зданием завезена земля, запряженные лошади подвозят к Дворцу строительный материал. Видно, что на стройке задействовано не менее двух десятков человек. Негатив сделан в ясный, солнечный день.

На негативе №2 запечатлена та же постройка Дворца Труда. Но на это раз снимок сделан с юго-восточной стороны. Фотографировали, видимо, в другой день, либо спустя несколько часов, потому что изменилось освещение и характер предметов на строительной площадке. В кадре присутствуют несколько повозок и не менее десяти рабочих. На переднем плане, рядом со столбом электропередач, мужчина копает длинную канаву. У юго-восточной и восточной стороны архитектурного ансамбля Дворца Труда выстроены строительные леса. Недалеко от здания лежат стройматериалы.

На третьем и четвертом негативах мы видим момент строительства ограды перед Дворцом Труда. Тут и там в кадре присутствует мужчина в рабочей одежде с кистью в руке. Можно понять, что он штукатурит кирпичный столб ограды. Оба негатива сделаны в тот же самый день, что и первый негатив, где представлен фронтальный вид здания.

Негатив №5.И снова вид на постройку Дворца Труда, только теперь с южной стороны. На первом плане несколько рабочих выкладывают кирпичную ограду сквера около Дворца Труда. На среднем плане можно рассмотреть строителей и некую паровую машину с длинной трубой, предназначение которой пока неизвестно. Слева можно видеть временную деревянную постройку, расположенную на территории будущего сквера.

Шестой негатив позволяет взглянуть на часовню святителя Николая Чудотворца с юго-восточной стороны. Отчетливо читается настенная надпись «Воскресение Христово». На восточной стороне часовни, вероятно, изображены Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

На следующих двух негативах мы любуемся фасадом здания Крайисполкома с восточной стороны. Здание полностью выстроено, у его стен высажены кусты, установлена ограда. Крайисполком выходит фасадом на Красный проспект, и на негативе видно, что этот участок дороги вымощен камнями.

Неизвестный фотограф сфотографировал и две школы, построенные по проекту Андрея Дмитриевича Крячкова.

На одном из негативов мы сможем увидеть строительство здания Сибирского краевого союза кооперативов. Весь восточный фасад этого строящегося объекта покрыт строительными лесами.

На двенадцатом по счету негативе запечатлен момент завершения внешней отделки кинотеатра «Пролеткино» в комплексе Дворца Труда. У восточной стороны здания еще высятся строительные леса, но на близлежащей территории уже высажены деревья.

И вот перед нами Сквер Героев Революции. За сквером возвышается Дом Ленина. В глубине кадра видна часовня святителя Николая.

На последнем негативе представлен вид с юго-востока на здание краевой конторы Всесоюзного Текстильсиндиката. У восточной стороны здания установлены строительные леса, с которых рабочие осуществляют побелку здания.

А автор кто?

Сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея, сопоставив даты строительства архитектурных объектов, сделали вывод, что создание этих негативов приходится на второе полугодие 1926 года. Вероятнее всего, снимки были сделаны осенью, так как люди одеты, в основном, в верхнюю одежду и имеют головные уборы, а трава и деревья кажутся увядшими.

Также можно утверждать, что внимательный взгляд на архитектурные объекты и этапы строительства может быть присущ только специалисту, человеку, подробно разбирающемуся в вопросах архитектуры и строительства. Поэтому, красноярские музейные работники предположили, что таким человеком мог быть Леонид Александрович Чернышов, который по каким-то делам ездил в Новосибирск и сделал там снимки.

В пользу этого предположения говорит и тот факт, что найденные негативы были обнаружены среди негативов Леонида Александровича. Несмотря на то, что нет документальных подтверждений, можно предполагать, что негативы с архитектурными объектами Новосибирска сделаны именно Чернышовым. В качестве версии можно добавить, что будущие памятники архитектуры Новониколаевска 20-х годов мог снять на фотоаппарат Чернышова по его просьбе кто-то из его знакомых или друзей. Архитектор их проявил, и они оказались в его коллекции.

Сотрудники красноярского музея предлагают часть негативов опубликовать в сборнике, а остальные напечатать в виде открыток. Хочется надеяться, что к этому проекту подключатся новосибирцы. Совместными усилиями мы сможем опубликовать эти очень ценные, просто уникальные, еще нигде неиспользованные кадры Новосибирска 20-х годов и сделать их общим достоянием.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Основные этапы истории Новосибирска (1893-2012 гг.)
2. «У жадного брюхо болит». Эпизоды криминальной истории сибирской деревни (первая треть XX в.)
3. Город без седой старины
4. СЕЛО БЕРДСКОЕ И БЕРДСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX вв.)

5. Власть в Новониколаевске в годы революционных потрясений
6. Новониколаевский ревком
7. Археологические памятники города Новосибирска
8. Памятники археологии на территории Новосибирской области
9. Необычная находка
10. «Кто они, балтийские поселенцы Сибири?»
11. История первого полета
12. Реки города Новосибирска
13. Охотники
(рассказ в стиле биографического краеведения)

14. Рация в колодце
(рассказ в стиле биографического краеведения)

15. Черемша
(рассказ в стиле биографического краеведения)

16. Убил дрозда…
(рассказ в стиле биографического краеведения)

17. Книга жизни моей вся прочитана...
18. Завоевание и колонизация Сибири*
19. Народно-областное начало в русской жизни и истории1