Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Николай Юрьевич Слабжанин,
национальный директор российских «Детских деревень SOS»

Когда деревня становится детской

Галина Владимировна Семья – известный российский и международный эксперт, ученый, описывая причины и способы борьбы с сиротством, аллегорически сравнивает эти процессы с системой водоснабжения бассейна. Сироты – это вода в искусственном резервуаре, который наполняется с помощью нескольких труб. В то же самое время влага уходит из бассейна по трубам другого диаметра.

Для того чтобы бассейн был постоянно пуст, нужно сделать правильные расчеты: определить по каким трубам вода уходит быстрее. Чтобы максимально сократить количество детей, лишенных семейной опеки, необходимо выбрать подходящую стратегию. Примером стратегии, создающей среду для нравственного развития ребенка, служит модель детской деревни SOS.

Первая из них появилась в 1949 году в Австрии. Идея была предложена Германом Гмайнером, который нашел уникальную альтернативу казенным сиротским учреждениям в тот момент, когда это было особенно необходимо для тысяч детей, оставшихся без родителей после войны. Деньги на реализацию смелого проекта Гмайнер собирал буквально «по копейке», обходя все дома в своей общине.

Сегодня финансирование деревень SOS осуществляется за счет пожертвований, поступающих на счет учреждения из разных уголков страны и мира.

На мой взгляд, это альтернатива сложившейся системе детских домов и школ-интернатов. Она позволяет создать индивидуальный семейный подход для ребенка. Кроме того, такая воспитательная система идеальна для подростков, которым по разным причинам сложно подыскать приемную семью.

Главная воспитательная цель такой методики – дать детям, получившим в родной семье негативный жизненный опыт, возможность жить в морально здоровом климате, подготовить их к будущей самостоятельности.

В начале 2012 года в мире насчитывалось 555 детских деревень SOS. Сегодня уже и в нашей стране таких организаций шесть (Москва – Томилино, Санкт-Петербург – Пушкин, Орловская область – Лаврово, Мурманская область – Кандалакша, Псков и Вологда). В общей сложности сегодня под опекой в них находятся более чем 1.300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детская деревня SOS – это система семейного воспитания детей-сирот. Фактически – это 12 семейных домов, в которых мама-воспитательница живет вместе с шестью-восемью детьми. Причем, братья и сестры независимо от пола и возраста проживают вместе. Она, как и любой родитель, любит, помогает и защищает своих детей, ходит на школьные собрания, ведет хозяйство. Матери там – это, по обыкновению, женщины, не имеющие своей семьи, или имеющие уже взрослых самостоятельных детей. Для них это не работа, а, в первую очередь, возможность испытать счастье материнства.

На территории деревень есть административное здание с залом для мероприятий и комнатами для небольшого штата сотрудников. Директор такого воспитательного учреждения не только работает, но и живет здесь же со своей семьей. Дети поступают, как правило, из приютов – мест временного проживания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по направлению глав муниципальных образований, которым подчиняются органы опеки и попечительства.

Существует ряд формальных признаков, по которым берут детей на освобождающиеся места. Ребенок должен быть не старше 8 лет (исключение составляют дети из одной биологической семьи) и не старше самого старшего в доме однополого с ним ребенка. Иначе неминуемо начинается спор «кто старше и кто дольше в доме живет», и протекает эта борьба иногда достаточно болезненно. Оптимальная разница в возрасте между детьми, проживающими в одном доме около 2 лет.

Для каждого ребенка разработана индивидуальная программа развития, дети получают все необходимые навыки для адекватной социализации – начиная от ведения домашнего хозяйства и заканчивая дополнительным образованием, необходимым для реализации творческого потенциала. Администрация никогда не разлучает родных братьев и сестер; ребятишки, живущие здесь, не изолированы от мира: они ходят в обыкновенные школы, у них есть друзья за пределами деревни, с самого детства они учатся налаживать связи с окружением.

На будущее этих детей направлен каждый день жизни. Умение приготовить еду и рассчитать деньги, например, те же самые карманные 150 рублей, которые здесь ежемесячно предусмотрены в бюджете, самостоятельные походы за продуктами и к врачу в поликлинику, выбор одежды (большие дети ее покупают сами) – все это готовит подростков к взрослой жизни.

Закончив 9 классов, ребята переходят жить в Дом молодежи, который находится в объединенном блоке квартир многоэтажного дома, где ребята живут под контролем воспитателей до 20–23 лет.

Наставники помогают решать возникающие вопросы по учебе, трудоустройству, оформлению необходимых документов для получения жилья.

Комплексный подход, заложенный в программе детская деревня SOS – это наше настоящее и будущее одновременно. Он создает синергетический эффект, позволяющий понять глубину и природу происходящих с ребенком процессов. Сама же воспитательная программа призвана объединять управленческие усилия, оптимизировать ресурсы, увеличивая тем самым количество детей, которые могут получить помощь.

Пройдет еще совсем немного времени и нынешние подростки окончательно повзрослеют. Они будут строить дома, открывать новые банки, рожать детей, совершать преступления, тушить пожары, организовывать правопорядок. Своими делами они станут создавать наше с вами будущее. Какими будут эти самые дела, зависит от того, что мы вложим в наших детей сегодня.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела