Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Светлана Борисовна Янина,
заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ «Диалог» Центрального района г. Новосибирска

Технология «Экономическая игра»

Данная технология в воспитательном пространстве школы работает уже пятый год и остается востребованной и актуальной. Игра рассчитана на одну учебную четверть – 2-ю или 3-ю.

2-я четверть удобнее своими сроками, и итог экономической игры (аукцион) приходится на предновогодние праздники в школе, что усиливает праздничное настроение. 3-я четверть удобна для проведения игры своей насыщенностью различного рода мероприятий и праздников, есть больше возможностей для проявления инициативы и реализации задуманных идей обучающимися. Экономическая игра рассчитана на любой возраст. Однако практика показывает, что наибольшее число участников игры приходится на младший и средний школьный возраст – 2-7 классы. Старшеклассники являются организаторами этой игры, ведут учет заработанных «диалогосов» каждым участником (так называемая бухгалтерия), проводят финал этой игры – аукцион. В общей сложности в игре задействовано около 75%-80% обучающихся.

Из истории. Технология «Экономическая игра» была представлена в августе 2002 года на областном слете детских и юношеских активов в оздоровительном лагере «Дзержинец». Это была пятидневная игра с финалом – аукцион. Включение в игру было достаточно сложным. Ребята вначале не проявляли особой активности. Связано это было, на мой взгляд, с кратковременностью игры (что можно заработать за пять дней?) Однако эффект от аукциона был настолько сильным, что я пришла к выводу о том, что нужно попробовать внедрить эту игру в школьное пространство.

Правила игры. За определенный срок (четверть, две четверти, полгода, год учебный) участнику игры (ученику школы) нужно заработать как можно большее количество «диалогосов» (или любое другое название) – денежная единица. Заработать можно, участвуя в каких-либо мероприятиях, предлагая и организовывая свои собственные мероприятия на уровне класса, параллели, школы, участвуя в конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях, оформляя класс, школу, проводя вожатские мероприятия и т.д. Любая проводимая положительная инициатива отмечается «диалогасами». Учитывать можно и внеурочную внешкольную деятельность обучающихся и отмечать успехи этой деятельности. Успешное обучение является одним из критериев для получения «диалогосов».

Итогом игры является аукцион. На аукцион могут быть выставлены следующие лоты: художественная литература, энциклопедии, развивающие игры, канцелярия, диски с фильмами, играми, игрушки и т.д. Желательно, чтобы наименований было больше, чем принимающих участие в игре, чтобы никто не остался без приза (это очень важный момент, иначе ребенок больше не будет принимать участие, останется осадок, у учащегося возникнет отрицательный эмоциональный фон, и цель игры не будет полностью достигнута). На аукционе «диалогосы» реализуются через торги, своеобразное соревнование. И естественно, кто больше всего потрудился в течение всей игры, тот и получает наиболее ценные и желанные призы.

Цель: социальная адаптация и профориентация обучающихся.

Задачи:

1. Формировать лидерские и деловые качества обучающихся.

2. Развивать чувство ответственности и самостоятельности.

3. Развивать умение работать в группе.

Предполагаемые результаты:

– Освоение навыков работы в группе.

– Проявление лидерских и деловых качеств.

– Осознание ответственности и самостоятельности как основы любой деятельности.

Индикаторы измерения:

Количество обучающихся, принявших участие в экономической игре.

Степень активности каждого обучающегося, принимающего участие в игре (количество различного рода дел).

Количество родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка.

 

Игра состоит из трех этапов

№ этапа

Название этапа

Действия

1-й

Подготовительный

Оформление рекламы для экономической игры. Знакомство с правилами игры. Пластиковых карточек, где отмечается количество заработанных «диалогосов» – денежных единиц школы.

2-й этап

 

Практический

Непосредственно сама игра – зарабатывание «диалогосов»: оформление классов, создание стенгазет, участие в различного рода конкурсах, соревнованиях и научно-практических конференциях (школьных, районных, городских), вожатская работа, отличная учебная деятельность, различного рода инициативы.

3-й этап

Заключительный

Итог экономической игры – аукцион.

Обучающиеся реализуют заработанные «диалогосы»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела