Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Елена Евгеньевна Позолотина,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4 Центрального района г. Новосибирска

Роль курса «История русской культуры Х-ХХ вв.» в формировании ключевых образовательных компетенций

 

Наше Отечество переживает трудные дни: черствеет душа русского человека. Почти неслышим сегодня тот колокол духа и совести, в лад звону которого сплачивалась Российская держава, которым объединялся русский народ. Духовная крепость, построенная усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия чести, долга, служения истине и Отечеству.

Культура – это мать народа: лишённый культуры народ подобен сироте без роду и племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разбить этот костяк! Но и после смуты, после всех тех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации. Наша задача – не только знать, помнить, но и охранять для будущих поколений творения наших предков, не забывать, что и в седых камнях бьётся древнее и вечно юное сердце народа. Недаром в России действует закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Программа по истории средней общеобразовательной школы отмечает важность системного ознакомления с прогрессивным развитием культуры страны, с её выдающимися деятелями и наиболее значительными историческими памятниками. Но времени на изучение вопросов культуры зачастую не хватает, а важность освоения учащимися этих знаний  показывают нам итоги ГИА и ЕГЭ.

В нашем образовательном учреждении найден следующий выход: с 2008 года ведется элективный курс «История русской культуры Х-ХХ вв.», который является подспорьем для изучения большого курса по истории Отечества.

Основная цель курса: обогатить учащихся знанием родной культуры, привить к ней любовь и уважение, содействовать формированию духовно-развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.

Презентация курса «История русской культуры Х-ХХ вв.» в формировании ключевых образовательных компетенций

 

Основные принципы:

– Хронологический (материал курса синхронизирован с отечественной историей.).

– Тематический (группировка материала по разделам и темам, близким по содержанию).

– Принцип интеграции и межпредметности (история, литература, ИЗО, музыка).

Данный курс рассчитан на четыре года обучения (6-9 классы) и соответственно делится на четыре части:

«Русская культура X-XVI веков»,

«Русская культура XVII-XVIII веков»,

«Русская культура XIX века»,

«Русская культура XX-начала XXI веков».

Между ними сохраняются структурные единства и тесные внутрипредметные связи. Курс не дублирует школьные предметы, а дополняет и углубляет их. Время на изучение курса выделяется из школьного компонента учебного плана по 0,5 часа в неделю (70 часов).

Программа курса базируется на авторской программе Ю.А. Рябцева и линии учебных пособий:

– Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVII веков: учебное пособие для 7 класса. – М.: Владос, 2001.

– История русской культуры XVIII-XIX веков: Учебное пособие учебное пособие для 8 класса. – М.: Владос, 2001.

– Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX в: учебное пособие для 9 класса. – М.: Владос, 2002.

Курс дает возможность вести большую экскурсионную программу, которая позволяет: во-первых, повторить и закрепить ранее изученный на уроках материал; во-вторых, углубить и уточнить некоторые вопросы; в-третьих – выйти на иной, эмоциональный, уровень обучения.

В первую очередь, это Новосибирский Государственный Художественный музей, предлагающий как разнообразные тематические экскурсии на своей базе, так и выездные занятия. Музей «Сибирская береста» интересен своими мастер-классами.

Кроме того, экскурсионные занятия позволяют добавить к курсу краеведческий материал. Можно воспользоваться предлагаемыми экскурсиями по городу: «Храмы Новосибирска», «Деревянное зодчество Новосибирска». По возможности организуются выезды групп на каникулах в Москву и Санкт-Петербург. Экскурсия, которая обладает значительными педагогическими возможностями, соответствующими возрасту школьников и обеспечивающая восприятие, понимание и осмысление ими увиденного становится важнейшим средством формирования историко-краеведческих компетенций. Экскурсия, становясь частью педагогического процесса, принимает на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Более свободный формат, отсутствие общедоступных пособий определяют отличительную особенность курса: применение современных образовательных технологий:

1. Проектной деятельности;

2. Внедрение ИКТ;

3. Создание ситуации успеха для ученика.

Использование подобных технологий определяет компетентностный подход в реализации содержания курса «История русской культуры», который позволяет вести работу по формированию следующих ключевых образовательных компетенций.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

I. Общекультурные компетенции – это умения:

– знать особенности национальной культуры, духовно-нравственные основы своего народа;

– иметь представления о системах социальных норм и ценностей в России, иметь осознанный опыт жизни в полекультурном обществе.

II. Учебно-познавательные компетенции – это умения:

– ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

– организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

– добывать знания непосредственно из реальности;

– иметь опыт восприятия картины мира.

III. Коммуникативные компетенции – это умения:

– владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями;

– выступать с сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

– владеть способами совместной деятельности в группе; различными социальными ролями в коллективе.

IV. Информационные компетенции – это умения:

– владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, CD - Rom, Интернет;

– самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

– ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

– применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

V. Ценностно-смысловые компетенции – это умения:

– формулировать собственные ценностные ориентиры;

– владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе своих  позиций;

– уметь принимать решения, брать на себя ответственность;

– осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

VIКомпетенции личностного самосовершенствования предполагают:

– непрерывность саморазвития и самопознания;

– освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;

– формирование культуры мышления и поведения.

Презентация курса «История русской культуры Х-ХХ вв.» в формировании ключевых образовательных компетенций

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела