Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(5) Виктория Владимировна Безручко,

учитель биологии
высшей квалификационной категории
МАОУ Лицея № 9 г. Новосибирска

Инновационные подходы к восстановлению имиджа естественнонаучного направления

 

С 2010 года в МАОУ «Лицее № 9» начал реализоваться Проект «Инновационные подходы к восстановлению имиджа естественнонаучного направления», так как была и существует проблема падения имиджа этого направления в лицее. Снизилась активность и результативность участия в различных интеллектуальных конкурсах. Поэтому возникла необходимость в восстановлении статуса данного направления как перспективного на сегодняшний и завтрашний день. По мере внедрения вышеназванного проекта было выявлено, что не хватает управленческих навыков, слабо реализуется система работы с персоналом. Поэтому необходимо было создать условия для внедрения системы менеджмента в деятельность ПО естественных наук.

Проект описывает поэтапные действия по внедрению системы менеджмента качества в деятельность профессионального объединения учителей естественнонаучного направления. Он реализуется силами членов ПО естественнонаучного направления лицея с привлечением администрации лицея, научных консультантов методических служб города, НИПКиПРО.

Проект дает возможность поднять имидж естественнонаучного образования и повысить качество образовательных услуг. Заказчиками являются потребители образовательных услуг: обучающиеся, их родители (законные представители), педагоги, общество в целом, государство.

Проект программы развития профессионального объединения учителей естественных наук в условиях внедрения системы менеджмента качества образования

Образование давно стало одним из первостепенных факторов экономического развития любого государства. Совершенно закономерно, что взятый нашим государством курс на инновационное развитие ставит модернизацию образования в качестве приоритетной задачи формирования интеллектуального капитала нации.

Новая стратегия развития образования на основе Национальной образовательной  инициативы "Наша новая школа" определяет изменения, касающиеся перехода на новые образовательные стандарты, совершенствования учительского корпуса, развития системы поддержки талантливых детей, изменения школьной инфраструктуры, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения самостоятельности школ.

Актуальными ориентирами для развития системы педагогической деятельности коллектива ПО являются проблемы, обозначенные в программе развития лицея на 2011-2015 учебные года:

- поэтапный переход на новые образовательные стандарты (ФГОС второго поколения);

- апробация новых для педагогического коллектива лицея технологий в среднем и старшем звене;

- создание условий для развития одаренных учащихся;

- совершенствование и развитие инфраструктуры лицея;

- совершенствование кадрового потенциала;

- совершенствование внешней дифференциации образования;

- сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса;

- совершенствование воспитательной системы лицея;

- совершенствование системы управления лицеем (реализация модели СУКО).

Исходя из концепции лицея, одной из важных задач является корректировка системы управления. Соответственно ПО естественного направления считает одной из главных задач – повысить эффективность управления профессиональным объединением через совершенствование организационной структуры управления объединением и образовательным процессом.

Проблемы управления качеством ПО естественных наук были выявлены с помощью технологии оценки эффективности системы управления качеством образования. Диагностика проводилась на основе уровней развития, составляющих модели систем управления качеством. Рассматривались определённые критерии, каждый из которых включал 5 уровней. Результаты самооценки изложены в таблице № 1 приложения.

Исходя из показателей (баллы), можно обозначить основные проблемы в системе управления качеством образования профессионального объединения. Они же являются основными направлениями программы:

- политика и стратегия;

- влияние на общество;

- менеджмент персонала;

- удовлетворенность потребителей;

- менеджмент процессов;

- лидирующая роль руководства;

- удовлетворенность персонала;

- ресурсы и партнеры;

- результаты деятельности

Цель:

– поднятие имиджа естественнонаучного направления в лицее;

– обеспечение высокой конкурентоспособности образовательной услуги в области естествознания за счет высокого качества образовательного процесса;

– подготовка выпускников с высоким уровнем знаний, умений, навыков и компетенций, с активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности.

Задачи:

– проанализировать принципы, методы и подходы к управлению качеством на основе требований международных стандартов ISO серии 9001:2008;

– разработать алгоритм формирования системы менеджмента качества впрофессиональном объединении;

– внедрить элементы системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9001:2008;

– освоить новые методы и технологии улучшения процессов (процессов предоставления образовательных услуг) и повышения качества оказываемых услуг в рамках системы менеджмента качества;

– внедрить в систему оценки качества естественнонаучного образования новые процедуры, критерии, показатели;

– повысить эффективность управления профессиональным объединением через совершенствование организационной структуры управления объединением и образовательным процессом;

– внедрить мониторинг по оценке качества естественнонаучного образования;

– создать модель самооценки объединения по качеству образования;

– разработать показатели рейтинговой оценки деятельности педагогов объединения;

– укрепить материально-техническую базу кабинетов с целью обеспечения ее эффективного развития;

– совершенствовать и внедрять новые образовательные и информационные технологии, системно использовать современные здоровьесберегающие технологии;

– повысить качество состава педагогических кадров, эффективно использовать их потенциал с опорой на достижения мотивационного менеджмента и принципа управления, основанного на активном включении коллектива объединения в процессы выработки, принятия и реализации решений;

– формировать положительный имидж естественнонаучного направления;

– создать условия для самореализации учителей объединения через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность;

– обеспечить права ребенка на качественное образование;

– создать систему мониторинга реализации программы менеджмента качестваи обеспечения ее функционирования.

Сроки реализации программы: 2012-2015 г.г.

Период и этапы реализации программы:

1. 2012 год: разработка текста программы, ее обсуждение на заседании профессионального объединения и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта программы. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

2. 2013-2014 годы: реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.

3. 2015 год: подведение итогов и анализ результатов реализации программы.

Ожидаемые конечные результаты

Важнейшие целевые показатели программы:

  • разработка и внедрение системы менеджмента качества в профессиональном объединении;
  • повышение качества образовательного процесса в области естествознания, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в рамках основной образовательной программы и программ дополнительного образования;
  • диагностика и своевременное выявление проблем в системе управления качеством естественнонаучного образования;
  • формирование в объединении культуры качества,внутренней среды для его непрерывного улучшения;
  • укрепление имиджа естественнонаучного повышенного уровня в районе, обусловленное повышением качества подготовки обучающихся;
  • повышение профессионального потенциала учителей объединения;
  • укрепление здоровья каждого ученика.

Оценка эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • качество успеваемости учащихся по предметам естественного цикла (в том числе промежуточной и итоговой аттестации) и уровень личностных достижений обучающихся;
  • повышение квалификации членов ПО (в том числе прохождение курсов, инновационная деятельность, участие в конкурсах, представление опыта работы, и т. д.);
  • качество взаимодействия с внешними партерами (преподаватели ВУЗов, научные консультанты, эксперты);
  • уровень материально-технической базы кабинетов;
  • качество разработки диагностического инструментария по удовлетворенности персонала ПО;
  • Качество разработки механизмов сбора информации о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон;
  • оценка деятельности профессионального объединения со стороны администрации, обучающихся и их родителей;
  • оценка управления процессом развития объединения учителей членами экспертной группы.

Исполнители основных мероприятий программы

  • коллектив профессионального объединения;
  • обучающиеся;
  • родители.

Управление программой

Управление реализацией Программы осуществляется директором и заместителем директора по качеству. Корректировка Программы осуществляетсяпрофессиональным объединением.

Система организации контроля выполнения программы

Подготовка ежегодного отчета заведующего профессиональным объединением о результатах деятельности по реализации Программы, публикация на сайте лицея в Интернете.

 

 

Программа развития ПО естественного направления на 2012-2015 годы

Содержание деятельности

Сроки

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

1

Определение миссии, основной цели и политики ПО (Концепция и программа развития)

2012

2

Составление перспективного плана заседаний ПО с включением вопросов, касающихся СМК

2012

3

Осуществление систематического контроля качества образовательного процесса и инновационной деятельности

постоянно

4

Разработка диагностического инструментария по контролю качества образовательного процесса и инновационной деятельности, диагностика и анализ

2013-2015

5

Вовлечение персонала ПО в работу по внедрению современных принципов и методов управления качеством, периодическое рассмотрение на заседаниях ПО вопросов, связанных с менеджментом качества

С 2012

ежегодно

6

Определение политики и направлений взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами, проведение с ними систематической работы

С  2012

 ежегодно

7

Разработка диагностического инструментария по осуществлению обратной связи с членами ПО с целью улучшения деятельности ПО

2013

8

Формулировка задач деятельности ПОв области лицензирования и аккредитации.

2014-2015

Критерий 2. Политика и стратегия

1

Разработка механизмов сбора информации о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон

2012-2013

2

Разработка системы и механизмов информирования персонала ПО, родителей и учащихся о проводимой политике и стратегии через приказы, заседания ПО, печать, сайт и т. п.

2013-2015

Критерий 3. Менеджмент персонала

1

Разработка и документирование перспективного плана развития компетентностей персонала ПО на основе диагностик, проводимых в лицее

2012

2

Разработка Концепции кадровой политики и перспективного плана повышения квалификации персонала ПО

2013

ежегодно

3

Систематизация и изучение должностных инструкций, квалификационных требований к персоналу

С 2012 постоянно

4

Разработка системы мотивации персонала за деятельность по улучшению качества

С 2012

5

Систематическое осуществление обратной связи педагогов, родителей и учащихся с руководством ПО через собрания, и заседания ПО

постоянно

6

Разработка диагностического инструментария по диагностике удовлетворенности потребителей (персонала ПО) с целью повышения качества рабочей среды.

Выстраивание системы получения информации об удовлетворенности потребителей.

2013-2015

Критерий 4. Ресурсы и партнеры

1

Разработка и документирование системы планирования и управления финансовыми ресурсами.

2013-2014

2

Разработка и документирование перспективного плана развития кабинетов ПО:

кабинета физики (316)

кабинета химии (315);

кабинета биологии (121);

кабинета географии (214)

 

2012

2013

2013

2014

3

Создание и документирование системы управления технологиями обучения и контроля ЗУНов, компетентностей (промежуточный контроль)

С 2012

4

Разработка и документирование системы управления информационными ресурсами (Программа информатизации ПО)

2014

5

Идентификация основных групп внешних партеров. Заключение договорных отношений (НГПУ, НГУ, НГАУ, НГТУ и др.).

Определение ответственных за взаимодействие с каждым из партеров

С 2012

Критерий 5. Менеджмент процессов

5.1. Деятельность по разработке, внедрению и улучшению системы  УКО

1

Определение основных процессов, их систематизация, планирование, документация и управление.

Назначение должностных лиц, ответственных за основные процессы.

2012-2015

2

Систематизация рабочей документации и записей ПО. Разработка процедуры по управлению документооборотом

2014-2015

3

Создание банка измерителей образовательного процесса, определение методов измерения и анализа, сроков, назначение ответственных

2013

4

Составление перспективного плана аудита и самооценки деятельности каждого члена ПО, разработка экспертных листов для внутренних аудитов и формы для проведения самооценки.

2012-2015

5

Разработка и документация процедуры по устранению несоответствия

2013-2014

5.2. Основные процессы образовательной деятельности

1

Создание системы маркетинговых исследований с целью изучения и учёта требований потребителей и других заинтересованных сторон

С 2012

2

Определение требований и разработка учебных программ, внешняя экспертиза

постоянно

3

Разработка единой политики по приему обучающихся, рекламе и распространению информации на уровне ПО

С 2012 постоянно

4

Разработка программы дополнительного образованияна основе изучения потребностей  обучающихся по внедрению системы ДО и анализа удовлетворенности обучающихся содержанием и качеством обучения в системе ДО

2013

постоянно

5

Разработка системы информационного обслуживание учащихся и педагогов ПО (работа с библиотекой)

2013

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей

1

Разработка системы оценки удовлетворенности учащихся, выпускников, родителей, учреждений профобразования (определение показателей степени удовлетворенности потребителей, разработка методологии оценки удовлетворенности учащихся и выпускников, сбор информации путем анкетирования и опросов).

2013-2015

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

1

Разработка системы оценки удовлетворенности персонала (определение показателей  степени удовлетворенности, разработка методологии оценки удовлетворенности персонала, включая процедуры сбора и анализа информации и формы анкет и опросов)

2013-2015

Критерий 8. Влияние ПО на общество

1

Организация сбора и систематизация данных и свидетельств о восприятии ПО обществом (участие в мероприятиях, организациях конференций, публикаций об ПО в СМИ, влияние на развитие кадрового потенциала района и города, взаимодействие с местной и государственной властью, дополнительные социальные услуги ПО населению)

2012-2015

2

Систематизация свидетельство положительном восприятии ПО обществом и результатов регулярного сбора и анализа информации по показателям влияния ПО на общество.

2014-2015

Критерий 9. Результаты деятельности ПО

1

Регламентация процедуры сбора информации по отдельным направлениям деятельности ПО относительно выбранных показателей и ее периодичность.

2012

ежегодно

2

Проведение анализа, сравнение результатов с поставленными целями Программы развития.

2012

ежегодно

3

Оценка качества финансово-экономической деятельности ПО

2013

ежегодно

 

Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального, общешкольного бюджета и внебюджетных источников.Объемы финансирования Программы подлежат уточнению по результатам оценки эффективности реализации Программы в течение 5 лет.

Распределение средств бюджета на деятельность ПО:

1. Работа с одарёнными детьми (работа в группах НОЛ).

2. Научно-исследовательская работа (лабораторное оборудование, оформление докладов, оплата научным руководителям, курирующим исследование).

3. Оборудование кабинетов и школьных лабораторий, заведование кабинетами.

4. Приобретение учебно-методического комплекса.

5. Прохождение учителями ПО курсов повышения квалификации.

6. Премирование учителей по результатам деятельности.

Практическая значимость Программы

1. Является дополнительной образовательной возможностью для интеллектуально одаренных детей, отвечает их потребностям в самосовершенствовании и самореализации.

2. Способствует улучшению организации и активизации деятельности персонала ПО, повышению их профессионального потенциала.

3. Позволяет повысить качество образовательного процесса в области естествознания и качество образовательных услуг на уровне ПО.

4. Позволяет своевременно проводить диагностику и выявление проблем в системе управления качеством естественнонаучного образования.

5. Способствует укреплению имиджа естественнонаучного образования на разных уровнях (район, город, регион, Россия).

 

Приложение

Диагностика эффективности системы управления качеством образованияПО естественных наук

 

Таблица № 1. Результаты самооценки эффективности системы УКО

 

Критерии группы "Возможности"

Балл

Критерии группы "Результаты"

Балл

1. Лидирующая роль руководства

2

6. Удовлетворенность потребителей

1,5

2. Политика и стратегия

1

7. Удовлетворенность персонала

2

3. Менеджмент персонала

1,4

8. Влияние на общество

1

4. Ресурсы и партнеры

2,2

9. Результаты деятельности

4

5. Менеджмент процессов

1,7

 

 

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела