Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(6) Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Воспитание межкультурной толерантности как основа социальной компетентности современного школьника

С 2004 года мы работаем в условиях реализации технологии по воспитанию поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии № 13. Двухуровневая технология была разработана творческой группой учителей гимназии № 13:

1 уровень: «Мы разные – Мы дружим» – начальная школа. Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей младшего школьного возраста.

2 уровень .«Я–МЫ» – основная школа. Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей старшего школьного возраста.

При разработки технологии был обобщен опыт организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры толерантности, реализуемый в учебном процессе гимназии № 13.

Цель – воспитание культуры толерантности у учащихся младшего и старшего школьного возраста.

В содержании технологии учитывается преемственность: начальная школа – основное образование.

Технология в течение учебного года имеет следующий алгоритм:

1 этап – проведение диагностики, с целью выявления проблемных точек;

2 этап – проведение в классно-урочной системе уроков воспитания толерантности;

3 этап – проведение культурно-досуговых мероприятий во внеурочной деятельности с учетом взаимодействия в системе: родители + дети + учитель;

4 этап – проведение диагностики результатов воспитания толерантности в классе.

Также социально-психологическая служба два раза в неделю работает с детьми, у которых возникает проблема взаимодействия в коллективе, адаптации в школе. Психологи проводят психолого-педагогические тренинги, занятия, направленные на воспитание толерантности.

Результатом и признанием актуальности данной темы можно считать открытие городской экспериментальной площадки по теме «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13».

Программы «Мы разные, мы дружим», «Я-МЫ» в данный момент апробируются в нашей гимназии.

В этом году в гимназии № 13 прошла неделя толерантности, где педагоги школы провели открытые уроки, классные часы, этнокультурные игры, показали мастер-классы, а в заключение ученики гимназии готовили фестиваль «Солнечный круг». Каждый класс представлял разные национальности. Дети пели песни, танцевали национальные танцы, готовили презентации, каждый о своей стране, представляли национальные костюмы, угощали всех национальными блюдами.

Открытые уроки показали: Белобородова Э.В. «Где родился, там и пригодился», Котева М.А. «Азбука россиянина».

Классные часы провели: Огнева Г.Л. для 4 классов «Стремись творить добро», Авдеева В.В. для 2 классов «Мы команда одного корабля», Михеева Е.В. для 3 классов «Культура мира. Человек среди людей», а Прокудина М.Н. провела урок внеклассного чтения для 1 классов «Добро и зло в русских народных сказках».

Также в гимназии прошли этнокультурные игры: для 5-х классов игру провели Шапкина В.П. и Тюшникова М.Д. «Европа. Франция», для 6-х и 7-х классов игру провела Бадардина Т.Р. «Европа. Италия».

В рамках недели толерантности среди ребят гимназии прошел конкурс плакатов «Дружат дети всей Земли», конкурс стихотворений о дружбе.

Мы активно взаимодействуем с центром национальных литератур, с еврейским культурным благотворительным фондом «Атиква», с домом национальных культур. Проводим совместные праздники, мероприятия, экскурсии.

В нашем городе более 15-ти лет работает удивительная библиотека – Центр национальных литератур. Чем она удивительна? Книгами на 28 языках разных народов, уникальными коллекциями авторских художественных кукол на темы сказок и легенд, народными костюмами. Здесь можно увидеть старинные книги 18 и 19 веков, письменные приборы, музыкальные инструменты. А ещё это библиотека, где ждут всех, взрослых и детей, студентов, гостей из других городов и государств. И практически каждый, откуда бы он ни приехал, найдёт книгу на своём родном языке.

Недавно в библиотеке побывали учащиеся 3В и 3Г классов из гимназии №13. Ребята узнали много нового и интересного; услышали алтайскую, якутскую, татарскую сказки, разучили народные игры, отгадывали загадки, а потом сами выступали на сцене, читали стихи и пели песни.

Центр национальных литератур, совместно с библиотекой домашнего чтения провели в гимназии урок «Дружбы народов» для 2-х классов. Ребята узнали, что в нашем городе живёт более 120 народов, увидели театральную сценку из русской народной сказки, рассмотрели куклы в национальных костюмах, отвечали на вопросы и получали призы. Через сказку идёт дорога к добру и миру, через культуру лежит путь к дружбе народов. Также в марте планируем провести урок в гимназии для 7, 8 классов по теме: «Многонациональный Новосибирск».

Дементьева Юлия Павловна из Еврейского Культурного Благотворительного Фонда «Атиква» познакомила учеников 3, 4 и 5-х классов с еврейской культурой: музыкой, литературой, национальными костюмами. Дети попробовали еврейское национальное блюдо – мацу. Смогли полистать еврейскую библию-тору. Учились писать слова на еврейском языке. Узнали о еврейских праздниках, о самых ярких достопримечательностях Израиля. Ученикам очень понравилось!

Также ребята гимназии побывали на экскурсии в еврейском центре, посмотрели выставку работ, рисунков.

Каждый год мы участвуем в конкурсах. Так, например, в этом году мы приняли участие во втором международном конкурсе «Сказки красивого сердца» в рамках проекта «Я выбираю доброжелательность». Это конкурс творческих работ с позитивным содержанием, отражающих идеалы добра и ненасилия, созданных детьми разных национальностей.

Следующий конкурс, который стартует в марте, называется «Славяниада 2013». В нем будет участвовать коллектив ребят нашей гимназии. Руководитель – Бадардина Т.Р. Данный конкурс проводится с целью создания условий для развития интереса учащихся к славянской культуре.

Каждый год, начиная с 2004, мы участвуем в выставке «УчСиб» Сибирской Ярмарки, выступаем на круглых столах, проводим конкурс «Учимся толерантности». Организуем секцию в рамках проведения научно-практической конференции НИПКиПРО, международных научно-практических конференциях, городских и областных семинарах, показываем мастер-классы.

Технологию по воспитанию культуры толерантности мы будем реализовывать совместно с Домом национальных культур им. Заволокина. Творческий социально- культурный проект  «Я-гражданин России» состоит из нескольких направлений деятельности:

1. Видео культурно-образовательный цикл «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» – центральная идея которого – объединить вместе рябят начального этапа образования различных национальностей. Дети в игровой форме смогут познакомиться с такими понятиями, как – Родина, страна, дружба.

2. Следующий блок называется «Уроки толерантности», который состоит из нескольких тематических видео-уроков, в первую очередь, ориентированных для жителей Новосибирска и Новосибирской области, с целью развития дружбы и воспитания толерантности к людям другой национальности.

Совместно с Домом национальных культур им. Заволокина мы выпустили учебно-методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, зам. директоров по воспитательной работе «Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования».

Данный проект востребован не только в школах города Новосибирска, но и в глубинке. Поэтому наша совместная задача – донести главную идею до учителей, методистов, директоров школ, дополнительного образования через семинары, конференции, мастер-классы, методические пособия.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела